The Banners System on F.E.G.I.
Приморье История

СИБИРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ В 1917-1922 гг.

     Особенности революционной борьбы в любом регионе определялись прежде всего его социально-экономическим положением, а также состоянием и расстановкой классовых сил. В этом смысле российский Дальний Восток как составная часть Российской империи со всеми присущими ей закономерностями и особенностями развития обладал и определенными, свойственными ему условиями и спецификой.
     Первое это то, что он являлся в те годы сравнительно слабым промышленно развитым районом. Среди двух с лишним миллионов жителей Дальнего Востока и Забайкалья рабочих было 245-250 тыс. чел., и примерно половина из них являлась сезонными.
     Второе. Относительная малочисленность и слабая организованность рабочего класса были одной из основных причин, повышавших роль находившихся на Дальнем Востоке воинских контингентов, личный состав которых представлял собой наиболее организованную и, главное, вооруженную силу в этом обширном крае. Среди них немаловажное значение имели две находившиеся на Дальнем Востоке военные флотилии - Сибирская и Амурская.
     На 1 января 1917 г. в составе Сибирской военной флотилии находились 1 вспомогательный крейсер, 1 канонерская лодка, 14 миноносцев, 1 транспорт-заградитель, 4 минных заградителя, 1 посыльное судно, 2 тральщика. Личный состав флотилии насчитывал 6055 матросов и кондукторов. Основные силы этой флотилии располагались в районе Владивостока и представляли собой относительно крупный вооруженный отряд в 46-тысячном владивостокском гарнизоне.
В ходе первой мировой войны дальневосточные флотилии участия в боевых действиях не принимали. Некоторые корабли были разоружены, а их вооружение отправлено на действующие флоты.
     Несмотря на эти обстоятельства, дальневосточные флотилии, как российский военно-морской флот, обладали рядом особенностей, способствовавших вовлечению военных моряков в ряды активных участников революционных событий на Дальнем Востоке России. Первостепенное значение имел социальный состав матросов, среди которых в силу требований флотской службы был сравнительно высокий процент выходцев из рабочего класса. Другой весьма существенной особенностью всего флота, в том числе и дальневосточных флотилий, являлось то, что они базировались в основном в крупных промышленных центрах, являвшихся, как правило, и центрами революционной борьбы.
     Основной контингент призывавшихся для службы на дальневосточные флотилии составляли крестьяне из дальневосточных, забайкальских и восточносибирских губерний и областей. Эти крестьяне, не знавшие помещичьего гнета и дефицита земли (как в центральных губерниях России), в начале революции проявили колебание и не сразу выступили в поддержку советской власти.
Важное значение имело состояние местных большевистских организаций, которые накануне Февральской революции были значительно ослаблены.
     После свержения самодержавия партийные организации на Дальнем Востоке стали восстанавливаться. На первом легальном собрании социал-демократов Владивостока, состоявшемся 10 марта 1917 г., присутствовало всего два десятка большевиков и меньшевиков, образовавших объединенную партийную организацию. 14 марта избрали городской комитет РСДРП, который возглавил большевик А.Г.Антонов. Среди большевистского актива был и матрос Сибирского флотского экипажа Батаев.
     Большевики Дальнего Востока уделяли значительное внимание работе моряков. На кораблях и в частях Сибирской флотилии часто выступали перед матросами их руководители А.Нейбут и К.Суханов. По мере развития революции матросы втягивались в политическую борьбу и превращались в один из оплотов большевистских организаций Дальнего Востока. Они приняли участие в образовании Советов, послав в них своих представителей. В состав Исполкома Владивостокского Совета вошли 6 представителей флотилии и 5 рабочих военного порта. Вскоре была создана Военная комиссия Совета, объявившая, что без ее одобрения приказы местного военного командования недействительны.
     Но необходимо отметить, что в политических организациях военных флотилий в этот момент преобладали умеренные взгляды, что не могло сказаться на их политических позициях и практической деятельности. В ряде случаев эти организации ограничивали свои функции бытовыми и культурно-просветительскими делами.
     Определенную роль в усилении власти большевиков сыграла II  Дальневосточная конференция РСДРП, состоявшаяся в Никольске-Уссурийском 5-7 сентября 1917 г., которая отразила изменения, произошедшие в стране после VI съезда РСДРП(б) и корниловского мятежа. На конференции произошло размежевание большевиков и меньшевиков, и она закончила работу как I Краевая конференция РСДРП(б).
     Важную роль сыграло отношение моряков к корниловскому мятежу. Матросы заверили о своей готовности с оружием в руках защищать революцию. Общее собрание матросов Сибирской флотилии полностью поддержало решительные меры, предпринятые для защиты революции.   Моряки-дальневосточники поддержали свержение Временного правительства и победу революции. 30 октября матросы Сибирской флотилии приняли решение “сплотиться вокруг единой власти Советов”.
     В соответствии с решениями I Всероссийского съезда военного флота и приказами советского руководства военно-морским флотом, в начале декабря 1917 г. была проведена реорганизация управления, в результате которой вся власть оказалась в руках центральных комитетов флота.
Дальневосточные моряки поддержали созыв Учредительного собрания. Шесть представителей Сибирской флотилии вошли в состав избирательной комиссии во Владивостоке.
     Положение на Дальнем Востоке оставалось напряженным. Пользуясь окраинным положением Дальнего Востока и его удаленностью, здесь стали сосредотачиваться контрреволюционные силы, готовящиеся к активной вооруженной борьбе против советской власти.
     1 декабря 1917 г. на заседании ЦК Сибирской флотилии выступил К.А.Суханов, поставив вопрос о необходимости подготовки флотилии к защите революции. Выполняя это требование, ЦК флотилии при поддержке владивостокских большевиков получил со складов военного порта оружие для вооружения матросов.
     С весны 1918 г. началась вооруженная интервенция. Организацию борьбы с интервентами возглавил Дальсовнарком. 10 мая 1918 г. в Никольск-Уссуриский для отпора Калмыкову был направлен отряд моряков Сибирской флотилии в количестве 115 чел. На Забайкальский фронт выехал отряд из 108 матросов кораблей и частей Сибирской военной флотилии под командованием Теплякова.
     29 июня 1918 г. чехословаки свергли советскую власть во Владивостоке. На флоте восстанавливались прежние порядки. Моряки выступили с протестом против захвата власти контрреволюцией. Матросы Сибирской флотилии потребовали освобождения руководителей Владивостокского Совета.
     Окончание первой мировой войны и поражение Германии позволило западным державам использовать свои силы в борьбе против Советской России. 6 июля 1918 г. правительство США официально заявило об участии своих войск в оккупации Приморья.
     Осенью 1918 г. объединенная интервенция Антанты помогла белым свергнуть советскую власть на Дальнем Востоке.
     В 1919 г. Дальний Восток был охвачен партизанской борьбой. Значительная часть матросов Сибирской флотилии ушла в партизанские отряды.
     31 января 1920 г. власть генерала Розанова была свергнута и передана Приморской земской управе.
     В ходе восстания в ночь на 30 января моряки Сибирской и Амурской военных флотилий избрали Военно-морской революционный штаб, который должен был “руководить движением революционных моряков”. На флот стали возвращаться опытные моряки, скрывавшиеся в подполье и воевавшие в составе партизанских отрядов. Командование Сибирской военной флотилии приступило к восстановлению флотилии и подготовке ее к плаванию.
     Работа по восстановлению флотилии прервалась вооруженными выступлениями японских войск 5 апреля 1920 г. Часть моряков вынуждена была уйти в сопки, влившись в партизанские отряды, часть были арестованы. Особенно сильный удар нанесли миноносцам, все суда этого типа объявили конфискованными, их обезоружили, лишили права поднимать флаг. В Приморье ввели полуоккупационное положение. Лишь в июле 1920 г. японское командование вернуло Приморскому правительству суда Сибирской флотилии.
     В начале 1921 г. Сибирская военная флотилия насчитывала 3 действующих миноносца (из 10), 5 посыльных судов. На 1 февраля 1921 г. на судах и в учреждениях флотилии находились 324 чел. командного и административного состава и 1385 рядового.
     В течение зимы на флотилии проводились восстановительные и ремонтные работы. В связи с образованием Дальневосточной республики появилась возможность перебросить на Амур часть катеров и личного состава Сибирской военной речной флотилии.
     В марте 1921 г. при помощи РСФСР для оказания помощи НРА ДВР в борьбе с интервентами и защиты морских границ ДВР началось создание Народно-революционного флота ДВР, в состав которого вошли Штаб Морских сил в Чите, Амурская военная флотилия, Байкальский дивизион судов и часть кораблей Сибирской военной флотилии. Возглавил НРФ ДВР начальник Морских сил Дальнего Востока. 1 августа 1921 г. Штаб Морских сил переименовали в Штаб Народно-революционного флота ДВР.
     Одновременно формировались и политорганы НРФ. Весной 1921 г. в Морских силах ДВР ввели институт комиссаров. Главный комиссар Морских сил ДВР подчинялся политэмиссару и утверждался правительством ДВР. Более четко права, обязанности и ответственность комиссаров определялись Положением о военных комиссарах НРА и флота ДВР, вступившим в силу летом 1921 г.
     Однако восстановительную работу оказалось трудно вести из-за напряженной обстановки. 26 мая 1921 г. была свергнута власть Приморского областного управления ДВР и образовано белогвардейское правительство во главе с С.Д.Меркуловым.
     После переворота часть судов Сибирской военной флотилии партизаны увели в бухту Ольга, где из них сформировали дивизион, но в ноябре 1921 г. меркуловцы вновь захватили эти корабли и возвратили во Владивосток. Меркуловы нуждались в опоре. Они ее видели в воссоздании флота. Достойной фигурой, по их мнению, способной выполнить эту задачу, был адмирал Г.К.Старк, с которым братья Меркуловы познакомились в Харбине. Г.К.Старк получил телеграммы за подписью главы правительства С.Д.Меркулова и командующего войсками генерал-лейтенанта Вержбицкого с приглашением возглавить флотилию. Адмирал Г.К.Старк принял предложение. Он энергично взялся за дело, были начаты работы по ремонту затопленных и разрушенных кораблей Сибирской флотилии, налажена комплектация их командами нижних чинов. Одним из важных нововведений явилось создание рабочего органа - Военного совета, его членами стали контр-адмиралы В.В.Безуар и В.И.Подъяпольский, генерал-майор А.И.Ухлин, капитан I ранга А.Н.Пелль, Н.Ю.Фомин, Н.С.Харин, ст. лейтенант Г.С.Серебренников. За короткий промежуток времени, благодаря этим и другим мерам адмирала, Сибирская флотилия превратилась в боеспособную силу.
     К осени 1922 г., благодаря успешному весенне-летнему наступлению НРА под командованием В.К.Блюхера и партизанских отрядов, для белогвардейцев и интервентов в Приморье сложилось угрожающее положение. Иностранные войска спешно покидали Владивосток. Покидали город и отряды белой армии. 23 октября 1922 г. командующий Сибирской военной флотилией адмирал Г.К.Старк увел корабли в корейский порт Гензан. Всего ушло 30 кораблей: канонерская лодка “Манчжур”, вспомогательные транспорты, пароходы, военные буксиры, посыльные суда, катера. Все это были суда, давно отслужившие свой срок и мало пригодные для морского перехода. На них находились почти 9 тыс. чел.
     Адмирал Старк решил не задерживаться в Гензане и, отобрав более или менее пригодные к плаванию суда, вышел в море, взяв курс на Шанхай. Под его командой находились корабли “Байкал”, “Свирь”, “Батарея”, “Взрыватель”, “Илья Муромец”, “Улисс”, “Патрокл”, “Диомид”, “Фарватер”, “Парис”, “Аякс” и военная яхта “Лейтенант Дыдымов”.
     Морской переход на старых кораблях оказался тяжелым из-за штормовой погоды. Жертвами налетевшего тайфуна стали “Аякс” и “Лейтенант Дыдымов”.
     В начале декабря 1922 г. флотилия адмирала Г.К.Старка пришла в Шанхай. Ее приход оказался полной неожиданностью для администрации муниципалитета и встречен весьма неприязненно. Вскоре адмиралу предложили покинуть Шанхай. Он вынужден был подчиниться, и 10 января 1923 г. флотилия вновь вышла в море, направляясь в Манилу. Но предварительно, несмотря на протесты администрации, Старк высадил на берег своих пассажиров - гражданских лиц и кадетов Сибирского и Хабаровского корпусов.
     По прибытии в Манилу Адмирал Г.К.Старк продал остатки флотилии и пароходы Доброфлота. Все деньги, вырученные от продажи, и тот небольшой золотой запас, который вывезли при эвакуации, адмирал разделил поровну среди нижних чинов и офицеров бывшей Сибирской флотилии.
Лагерь беженцев в Маниле просуществовал около года. В течение этого времени многие уехали: кто в Америку, кто в Австралию, кто во Францию. Сам адмирал Г.К.Старк уехал во Францию, в Париж, там он и скончался 2 марта 1950 г.
     На долю моряков Сибирской флотилии в годы революции и гражданской войны выпали тяжелые испытания. Многим пришлось выбирать, на чьей стороне сражаться за свои идеалы. Кто-то выбрал сторону советской власти, кто-то остался верен данной присяге и вынужден был уйти в эмиграцию.

     По материалам статьи Т.Н.ЯСЬКО, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника центра по изучению российской эмиграции в странах АТР  (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока) “Сибирская и Амурская военные флотилии в 1917-1922 гг.” в кн. “Дальний Восток России в период революций 1917 года и гражданской войны”. Владивосток, 1998.
Рабочий телефон: (7-4232)220337.

Яндекс.Метрика