|
Э.В.Шавкунов, анализируя миниатюрные бронзовые фигурки людей, найденные на археологических объектах Приморья, обратил внимание на сходство их с "каменными бабами" Евразийских степей с точки зрения иконографии. | Дальнейшее изучение этих фигурок позволило ему сделать вывод о том, что это изображения мужских духов-предков, оберегающих патриархальную семью, имеют ту же иконографию, что и предшествующие им "хозяйки очагов". | |
Кроме того, он нашел тождество чжурчжэньских фигурок с такими же фигурками
древних тюрков, а также фигурками древних иранцев. Каждое изображение духа-предка
наделено определенными конкретными чертами. А раз так, то можно представить
по бронзовым фигуркам духов-предков людей древнего города, к сожалению,
только мужского пола. Как, например, чжурчжэни одевались? Фигурки
дают представление о трех типах одежды.
Костюм состоит из шароваров, поддерживаемых помочами, и рубахи с длинными рукавами, стянутыми манжетами на запястье. Вероятнее всего, это изображение простолюдина в повседневной одежде. Костюм, состоящий из халата, надетого поверх широких штанов, украшенного опушкой по подолу и множеством бантов и лент, может быть одеждой зажиточного горожанина. Костюм из штанов, юбки, фартука, куртки с широкими рукавами и панцирными пластинами на спине, кожаного жабо, а также своеобразного шлема выдает облик воина. Прически на фигурках довольно оригинальные. Видно, что лоб подбрит, затылок тоже. Оставлены лишь букли в верхней части затылка и на темени. Форма лица на фигурках разнообразная. Лицо то овальное, то круглое, то квадратной формы, с крупными или мелкими чертами. Даже фигуркам, отлитым в одной формочке, резцом наносились вполне определенные, не похожие одни на другие, черты лица. Например, у одной из фигурок брови подняты концами вверх, отчего лицо приобретает страдальческое выражение. У другой фигурки брови выгнуты дугой, глаза показаны щелочкой и слегка намечено нижнее веко, глубокие складки идут от боковых линий носа к уголкам рта. Добродушней всех третья фигурка. Глаза показаны точками и широко расставлены, брови высоко подняты, рот раскрыт, уголки губ приподняты. Чжурчжэнские мастера стремились к передаче образа в трехмерном изображении. В одних случаях фигурки имеют прямую, горделивую осанку - это характерно для изображения воинов или знатных чиновников. В других случаях передана подобострастная поза - ноги полусогнуты, спина сутулая. Встречаются фигурки, изображающие худых и толстых людей. Но почему голова почти у всех фигурок несоразмерно велика? Наверное, для удобства передачи конкретных черт лица. Как ни странно, но эта, казалось бы, диспропорция не нарушает общего равновесия объемов. Кроме того, шнурок, продетый в петельку на голове, силой натяжения создает иллюзию равновесия. Видно, что чувство меры было присуще чжурчжэньским мастерам. В силуэтном решении скульптурок наблюдаются плавные, округлые и упругие линии. Переходы света и тени не контрастны, не резки, а мягки и спокойны. Не все фигурки изображены в статичной позе. Некоторые показаны в движении. Итак, бронзовые миниатюрные скульптурки дают нам определенное представление об облике чжурчжэней - жителей средневековых городов Приморья. Как видим, чжурчжэнские мастера умело использовали основные выразительные средства скульптуры, чтобы передать пластическим языком образ не просто человека вообще, а человека с конкретным характером и родом деятельности. |