The Banners System on F.E.G.I.

ИЗ  ИСТОРИИ   ТИХООКЕАНСКОГО   ВОЕННО - МОРСКОГО   ФЛОТА   РОССИИ

ПРЕДТЕЧИ

Из истории флота

    Если стремиться объективно и достаточно полно рассказывать об истории Тихоокеанского военно-морского флота России, то начинать, наверное, следует с событий почти 400-летней давности. именно в те времена, в первой половине XVII века началось проникновение русских к дальневосточным берегам Тихого океана, началось постоянное изучение и освоение их. В архивах страны, в частности в Российском государственном архиве  древних актов (РГАДА) содержатся документы, подтверждающие реальность выхода русских первооткрывателей к Тихому океану уже в 1639-1641 гг.

       Отряд томского казака Ивана Юрьевича Москвитина весной 1639 г. вышел из Бутальского острога (на Алдане) и направился на восток. Отряд достиг устья реки Ульи примерно в августе-сентябре 1639 г. и основал на берегу Охотского моря первое русское зимовье. Отсюда казаки дважды выходили в морские походы. В распросных речах И.Ю.Москвитина, которые были записаны в Томске 28 сентября 1645 г., сообщалось, что 20 москвитинцев на речной ладье из устья Ульи пошли на реку Охоту в Покров день, т.е. 1 октября (11 - го по новому стилю) 1639 г. Этот день и стал началом русского тихоокеанского мореходства.
     Поход показал его участникам, что те "плавсредства", которые ими использовались, совершенно не годятся для преодоления суровых и неспокойных водных пространств. Требовались морские суда специальной постройки. И москвитинцы в дни долгой зимовки на Улье, соорудив особое "плотбище", построили два коча, каждое длиной около 17 метров. Это плотбище считается своеобразной "колыбелью русского Тихоокеанского кораблестроения", колыбелью русского Тихоокеанского флота. На кочах москвитинские казаки весной 1640 г. совершили свое второе плаванье, в ходе которого побывали у Шантарских островов, неподалеку от устья Амура и северо-западного побережья Сахалина.

       Следующим известным первопроходцем, отправившимся из Якутска к Тихому океану, был Василий Данилович Поярков, "письменный голова". Его экспедиция состояла из 133 человек. "...С усть Амура реки шли морем до Ульи реки, - сообщал в Якутск поярковец Микула Тимофеев, - двенадцать недель. Потому де долго шли, что де всякую губу обходили, а на прямь де будет с усть Амура да Ульи реки парусным погодием дней 3 десять".

       "Встречь солнца" к Тихому океану в те же годы русские первооткрыватели шли также Северным морским путем. Отважный казак Семен Иванович Дежнев, выйдя в сентябре 1648 г. на кочах сосвоим отрядом из устья Колымы, открыл "Большой Каменный Нос" (ныне мыс Дежнева) и прошел проливом, отделяющим Азию от Америки, что было великим географическим открытием.

       Часть поярковцев, переждав холода и вьюги в москвитинском зимовье, в 1646 г. примкнули к очередному отряду покорителей безлюдных просторов - к экспедиции Семена Андреевича Шелковникова. Ему было поручено в 1647 г. поставить на реке Охоте первый русский острог, что Шелковников и совершил. Так стараниями "Коломбов российских" был заложен первый русский военный порт и город на Тихом океане - Охотск. Долго - более века - он являлся главным и единственным военным портом России на Тихом океане. А потом (сообщим, забегая вперед) размещенный на не защищенном от ветров берегу, Охотск уступил свою роль предтечи Тихоокеанского флота Петропавловску-Камчатскому, позже Николаевску-на-Амуре и затем Владивостоку.

       Это, однако, ничуть не умаляет значения Охотска. Ведь именно сюда по указу Петра I  в 1713 г. прибыли опытные архангельские кораблестроители. И на реке Кухтуе, близ Охотска, они Кирилл Плотницкий с помощниками Иваном Каргопольцевым и Варфоломеем Федоровым, построили по типу североморских и спустили на воду ладью "Восток". Это было самое первое морское судно, созданное русскими на берегах Тихого океана. Судно-провозвестник будущего флота. А несколько позже в Охотске, уже по указу императрицы Аннны Иоановны в мае 1731 г. была учреждена Охотская военная флотилия и ее база. За 10 лет удалось построить и военный порт, и город. В порту возвели 5 казарм, 6 корабельных магазинов, судоверфь и 33 дома.
       ...А весной 1735 г. в Охотске и окрестностях было необычайно многолюдно. В тайге не умолкал звон пил и стук топоров, к берегу моря то и дело подъезжали подводы с лесом и материалами для постройки судов. Среди матросов и плотников можно было увидеть темноволосого коренастого человека, уверенно и спокойно отдававшего приказания. Его звали командор Витус Беринг. Он руководил организованной русским правительством Великой Северной экспедицией. В июне 1740 г. два корабля - пакетботы "Св. Петр" и "Св. Павел", построенные кораблестроителями Макаром Рогачевым и Андреем Козминым, спустили на воду. Это были 14-пушечные бриги - однопалубные двухмачтовые корабли грузоподъемностью около 380 т. каждый. Им предстояло плавание, полное трудов, опсностей и открытий...

БОРОДИН А.В., ведущий редактор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, полковник в/о, ветеран Тихоокеанского флота.

Тел: (7-4232) 26-11-15 (раб.)
        (7-4232) 46-26-42 (дом.)

Информационный сервер "Приморский край России"