The Banners System on F.E.G.I.

ИЗ  ИСТОРИИ   ТИХООКЕАНСКОГО   ВОЕННО - МОРСКОГО   ФЛОТА   РОССИИ

БЕЗВРЕМЕНЬЕ

       Представляется, что именно так — безвременьем — можно назвать тот период истории русского военного флота на Тихом океане, который начался в 1904-1905 годах и завершился только к 1932 году. Начался этот период с гибели адмирала С.О. Макарова, подвигов моряков “Варяга”, “Стерегущего”, “Рюрика”, “Страшного”… Подвиги эти при всем беспримерном героизме и самоотверженности офицеров и матросов этих кораблей в конечном счете вели к их поражению.
       Так же трагически сложилась и закончилась оборона Порт-Артура. Эта героическая эпопея, длившаяся 329 дней, унесла жизни 28 тысяч русских матросов, солдат, офицеров. Противник потерял гораздо больше — 112 тысяч человек. Но… И опять-таки итогом всех сражений стала сдача Порт-Артура врагу. Поражение тем более горько воспринимается, что русские моряки снова проявляли в боях подлинные чудеса героизма, стойкости, мужества.
       … Две роты моряков (многие из них сошли с кораблей на сушу), отражая атаки японцев в районе Зеленых гор, попали в окружение. Двое суток они удерживали одну из высот, отбивая яростные набеги превосходящих сил японцев. Когда кончились снаряды и патроны, моряки обрушили на головы врагов камни. Но вскоре и их не оказалось под руками. Тогда они одну за другой сбросили на японцев несколько старых громоздких пушек и через пробитую таким способом брешь в рядах противника вырвались из окружения .
       … Особенно ожесточенные бои в ходе защиты Порт-Артура шли около горы Высокой. Здесь японцы потеряли до 5 тысяч человек. Не считаясь с потерями, противник продолжал наступать. После многих атак ему удалось захватить большой бетонный блиндаж. Там японцы оказались в безопасности и могли накапливать силы. Выбить их из блиндажа нашим морякам никак не удавалось. А этот опорный пункт был очень важен: с него просматривался весь внутренний рейд Порт-Артура. В ночь на 10 сентября 1904 года минный офицер крейсера “Баян” лейтенант Н. Подгурский, минеры А. Буторин и В. Фоминич, солдат Г. Труданов сбросили с вершины сопки на блиндаж несколько специально изготовленных шестифунтовых пироксилиновых мин. Раздались сильные взрывы, и японцы, понеся большие потери, в панике покинули блиндаж.
       Однако 23 ноября 1904 года неприятелю удалось занять гору Высокую. Это стоило ему жизни 8 тысяч человек. Но затем противник, корректируя с Высокой стрельбу тяжелой артиллерии, повел огонь по русским кораблям, находившимся на внутреннем рейде Порт-Артура. В течение 23-25 ноября японцы потопили броненосцы “Полтава”, “Ретвизан”, “Победа” и крейсер “Паллада”. Получил большое повреждение броненосец “Пересвет”, и экипаж по приказанию своего командира затопил корабль. 26 ноября вышел из строя крейсер “Баян”.
       2 декабря погиб организатор и вдохновитель обороны Порт-Артура генерал-лейтенант Роман Исидорович Кондратенко. 20 декабря начальник Квантунского укрепленного района и обороны Порт-Артура генерал-адъютант А.М. Стессель подписал акт о капитуляции гарнизона, еще способного продолжать борьбу с врагом . А накануне капитуляции моряки взрывали свои корабли, уничтожали склады и оружие, чтобы они не достались противнику. На внешнем рейде были затоплены броненосец “Севастополь” и канонерская лодка “Отважный”, на входном фарватере — крейсера “Джигит” и “Разбойник”. Миноносцы “Статный”, “Смелый”, “Властный”, “Сердитый”, “Бойкий” и несколько катеров прорвались сквозь японскую блокаду и ушли в китайские порты. На миноносце “Статном” были отправлены из Порт-Артура знамена и флаги, секретные документы.

Защита Порт-Артура       Так из-за бездарности командования погибла Порт-Артурская эскадра и была сдана неприятелю Порт-Артурская крепость.
     Рок безвременья и несчастий продолжал витать над русским флотом на Тихом океане. Когда пал Порт-Артур, правительство России возложило все надежды на 2-ю Тихоокеанскую эскадру, которой командовал вице-адмирал З.П. Рожественский. После сложнейшего 220-дневного перехода 2-й Тихоокеанской эскадры протяженностью 18 тысяч миль  утром 14 мая 1905 года она вошла в узкий Цусимский пролив. В узкость втянулось 8 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, броненосный крейсер, 8 крейсеров, вспомогательный крейсер, 9 миноносцев, 4 транспорта, 2 буксирных парохода и 2 госпитальных судна. Всего — 38 плавединиц. Все они, по решению адмирала Рожественского, должны были идти во Владивосток. Но …
       К этому времени японцы успели капитально отремонтировать свои корабли, модернизировать их вооружение, способы управления огнем одновременно нескольких кораблей, ведущих стрельбу по одной цели. Словом, увы, встретили нашу эскадру в гораздо более боеспособном состоянии, чем то, в котором находились русские корабли.
       И грянул бой, который, говоря современным футбольным языком, походил на “игру в одни ворота”. 90 (!) броненосцев, броненосных крейсеров, просто крейсеров, больших и малых миноносцев обрушили всю свою огневую мощь на русские корабли и их экипажи, измотанные сверхдальним переходом, штормами, тропической жарой… В 13 часов 30 минут 14 мая, завидев японцев, наши корабли первыми открыли стрельбу. Противник ответил сокрушительным огнем, сосредоточив его на флагманских кораблях русской эскадры. Вскоре вышел из строя “Князь Суворов” (флаг Рожественского), а “Ослябя” (флаг Фелькерзама) перевернулся и затонул. Рожественский был тяжело ранен, и эскадра с этого момента фактически лишилась управления, но продолжала вести — каждый корабль самостоятельно — неравный бой.
Наступила темная туманная ночь. Под ее покровом наши корабли были атакованы многочисленными японскими миноносцами. Русские офицеры и матросы вели бой до последней возможности, опять — в который раз! — не щадя своей крови и самой жизни ради спасения кораблей. Однако далеко не всем удавалось это сделать. И тогда, предпочитая смерть японскому плену, они оставались на своих тонущих кораблях и погибали вместе с ними.
       … Когда к разрушенному снарядами флагманскому броненосцу “Князь Суворов” за раненым Рожественским и офицерами его штаба подошел миноносец “Буйный”, лейтенанты Н.П. Богданов и Н.А. Вырубов — офицеры “Князя Суворова” и оставшиеся в строю матросы попросили командира миноносца поскорее отойти от погибавшего броненосца. Никто из них не захотел сойти с пылавшего корабля. И отважные русские моряки пошли на дно вместе с “Князем Суворовым”, до последней минуты отражая атаки врага. Вместе с броненосцем “Адмирал Ушаков” погиб его командир капитан 1 ранга В.Н. Миклухо-Маклай (брат известного путешественника, исследователя Новой Гвинеи). Когда все возможности к сопротивлению были исчерпаны, командир броненосца приказал открыть кингстоны. Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай мог спастись, но отказался покинуть мостик и погиб вместе с кораблем .
       Такое же величие духа и несгибаемое мужество проявили в Цусимском сражении и экипажи других русских кораблей, геройски погибших тогда. Это были моряки броненосца “Сысой Великий”, крейсера “Дмитрий Донской”, эскадренного миноносца “Громкий” и других кораблей.
     Но… Сражение было проиграно. И на флоте, как и во всей тогдашней России, началось смутное время: бунты, мятежи, восстания… В результате Тихоокеанский флот как таковой, как боеспособное объединение фактически на несколько лет прекратил свое существование. И только к 1910 году в Сибирской военной флотилии, главная база которой находилась во Владивостоке, начала наращиваться боевая мощь. В состав флотилии тогда вошли крейсера “Аскольд” и “Жемчуг”, минная бригада (два дивизиона миноносцев), 13 подводных лодок, канонерская лодка “Маньчжур”, 2 минных заградителя, а также транспортные и вспомогательные суда . Конечно, ни в какое сравнение с теми армадами, что были загублены в русско-японской войне, возрождавшаяся флотилия не могла идти. Но все-таки, все-таки…
В годы первой мировой войны часть кораблей Сибирской флотилии была передана на другие флоты, где их экипажи тоже, как и ранее, героически сражались на Северном и Средиземноморском морских театрах. Корабли, оставшиеся во Владивостоке, конвоировали караваны транспортов, шедших из США в Россию с военными грузами .
       После октября 1917 года, когда в стране разразилась многолетняя братоубийственная гражданская война, Тихоокеанского флота практически не стало. Он потерял почти весь корабельный состав. Некоторая его часть была уведена за границу. Другие корабли остались на мертвых якорях и пришли в негодность из-за развала промышленной и ремонтной базы. Этим развалом наконец-то завершилась пора безвременья на Тихоокеанском флоте, начавшаяся после Порт-Артура и Цусимы. Появилась надежда на его возрождение.
       Провозвестником этого возрождения стало посыльное судно “Адмирал Завойко” (ныне — мемориальный корабль ТОФ “Красный вымпел”). 20 марта 1923 года “Адмирал Завойко” ошвартовался во Владивостоке. А затем не один год корабль (уже ставший “Красным вымпелом”) был чуть ли не флагманским на Тихоокеанском флоте. Забавный случай произошел на этом корабле в 1924 году, на седьмом году власти советов в России.
       … Преодолевая скопления льдов, посыльное судно пробилось в бухту Провидения. Вскоре к борту “Красного вымпела” четверо эскимосов подвели долбленую лодку. На палубу корабля поднялся тучный краснолицый урядник  в полной парадной форме — с погонами и медалями на мундире. Ветер шевелил его окладистую бороду и прокуренные рыжие усы. Привыкший чувствовать себя хозяином в этом окраинном районе страны, урядник властно заявил вахтенному:
       — Хочу видеть капитана.
       — А вы, собственно, кто такой? — спросил вахтенный.
       — Молчать! Я буду говорить только с капитаном, а матросам — разойтись! — скомандовал урядник.
 В это время к нему подошел командир корабля.
       — Какой у вас флаг на корме, господин капитан? — гневно спросил урядник и прокричал:
       — Бунтовщики! Арестую!
       — С луны, видать, свалился дядя, — усмехаясь, говорили между собой матросы.
       — Арестовать, — спокойно приказал командир дежурному по кораблю .
       … В конце 20-х — начале 30-х годов на флоте, наконец, стали появляться новые торпедные катера, подводные лодки-“малютки”, гидросамолеты… На длинных железнодорожных платформах, тщательно закрытые брезентом, они через всю страну ехали на Дальний Восток. Безвременье в истории флота заканчивалось…
 

НА СНИМКАХ: крейсер “Аскольд”, прорвавшийся во Владивосток через вражескую  блокаду Порт-Артура; защита Порт-Артура; вице-адмирал З.П. РОЖЕСТВЕНСКИЙ;  генерал-адъютант А.М. СТЕССЕЛЬ;  посыльное судно “Красный вымпел”.

БОРОДИН А.В., ведущий редактор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, полковник в/о, ветеран Тихоокеанского флота.

Тел: (7-4232) 26-11-15 (раб.)
        (7-4232) 46-26-42 (дом.)

Информационный сервер "Приморский край России"