ИЗ ИСТОРИИ ТИХООКЕАНСКОГО
ВОЕННО - МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ
НАКАНУНЕ
Бросая ретроспективный
взгляд на историю Тихоокеанского флота, можно определенно сказать, что
период 1932-1941 годов — это время усиленной подготовки флота к войне.
С 21 апреля 1932 года, когда правительство СССР приняло решение о создании
Морских Сил Дальнего Востока и до 22 июня 1941 года лейтмотивом флотской
жизни была подготовка кораблей и частей к грядущим сражениям. Этому на
флоте, как и в стране, было подчинено всё и вся…
Еще в декабре 1931
года было принято, так сказать, с упреждением решение о постройке для Дальнего
Востока 12 подводных лодок типа “Щ” (5-й серии). Их строили на ленинградских
заводах, а достраивали во Владивостоке и Хабаровске, куда эти лодки доставляли
секциями по железной дороге. Головная лодка “Лосось” была сдана флоту 22
сентября 1933 года. До конца 1933 года на Дальнем Востоке было собрано
еще 7 лодок этой серии. В последующие предвоенные пятилетки для флота строились
более совершенные субмарины проектов “К”, “Л”, “Щ”, “М” .
30 марта 1932 года закончилось
формирование штаба Морских сил Дальнего Востока. Командующим ими был назначен
флагман флота 1 ранга М.В. Викторов. Он участвовал
в первой мировой войне. В гражданскую на стороне красных командовал эсминцем,
а затем линкором. До прибытия на Тихий океан М.В. Викторов командовал Морскими
силами Балтики и Морскими силами Черного моря. В 1937 стал начальником
Морских сил РККА. В том же году он был арестован органами НКВД. В 1938
году безвинно расстрелян как “враг народа”, что тогда было в порядке вещей
.
А до этой трагедии
на плечах флагмана флота 1 ранга Викторова в течение пяти лет лежали главные
заботы о создании флота. В те годы с Балтийского и Черного морей во Владивосток,
который тогда был главной военно-морской базой, Северным морским путем
шли боевые корабли различных классов, составившие ядро флота. Одновременно
по Транссибирской магистрали ехали во Владивосток подводники и катерники,
моряки надводных кораблей и авиаторы, воины береговой обороны… Пополнение
прибывало интенсивно. Если летом 1932 года в составе МСДВ насчитывалось
5875 человек, то к концу года их стало уже 8300 . К этому же времени, кроме
кораблей, частей береговой обороны и различных заново сформированных учреждений
флота (флотский экипаж, военно-морской госпиталь, служба наблюдения и связи)
МСДВ уже имели в своем составе 12 батарей стационарной и железнодорожной
артиллерии, 6 зенитных батарей, 5 авиационных эскадрилий и один авиаотряд,
насчитывавшие 53 самолета…
В 1933 году строительство
флота шло значительно более быстрыми темпами. Только за этот год количество
боевых кораблей в составе Морских сил Дальнего Востока увеличилось в 10
раз! Флот получил также несколько новых батарей тяжелой артиллерии, десятки
боевых самолетов новых типов, ряд вспомогательных судов… К началу 1935
года МСДВ настолько выросли, что стали фактически представлять собой вполне
организационно оформленный военно-морской флот. Исходя из этого, 11 января
1935 года правительство приняло решение о переименовании Морских сил Дальнего
Востока в Тихоокеанский флот .
Если вооружение
флота было первейшей задачей, которая решалась в 30-е годы, то не менее
важным для всех тихоокеанцев стало освоение новой боевой техники, овладение
ею в совершенстве. В конце 1935 года командир 5-й морской бригады Г.Н.
Холостяков выступил инициатором испытания подводных лодок на возможно более
длительное пребывание их в море. Первое такое испытание прошла подводная
лодка “Щ-117”. Она имела на вооружении четыре носовых и два кормовых торпедных
аппарата, два 45-миллиметровых орудия.
11 января 1936 года
“Щ-117” по пробитому во льду фарватеру вышла в море, чтобы занять позицию
на дальних подступах к берегам Приморья и там нести боевую службу. Вообще-то
такая задача не была новой для подводников-тихоокеанцев. Но лодке предстояло
находиться на позиции не 10-15 суток, как обычно, а на протяжении ее полной
расчетной автономности и более. Дата возвращения субмарины в базу командованием
не была определена.
Командиром “Щ-117”
был тогда опытный подводник Н.П. Египко. Он и другие командиры этого экипажа
предпринимали все меры, чтобы, как тогда говорили “выжать из техники все,
что она может дать”. А зима в тот год выдалась на редкость суровой. Крепкие
морозы затрудняли плавание подводного корабля в открытом море. Сильно обмерзали
корпус и антенны, видимость была очень плохой, лодку основательно качало.
Однажды ночью штормом сорвало с корабля лист надстройки и повредило лаз
кормовой цистерны. Между тем потребовалось срочно открыть горловину лаза.
Сделать это вызвались боцман П.Н. Шаронов и рулевой А.И. Пекарский… “А
море бурное ревело и стонало…”, как пелось в популярной тогда песне. Волны
с грохотом обрушивались на надстройку и ходовой мостик. Обледеневшие стекла
ходовых огней излучали лишь тусклый свет…
Моряки спустились
с мостика на надстройку, и когда схлынула очередная волна, ощупью пробрались
к цистерне. Но на лодку накатывались все новые и новые волны ледяной воды,
и Шаронов с Пекарским в такие моменты, набрав побольше воздуха в легкие,
“отсиживались”, пока сбегала вода, а потом продолжали работать. Их одежда
обмерзла и стала сплошным ледяным панцирем. Но к утру подводники все-таки
устранили повреждение.
Во время этого же
похода экипаж ПЛ провел испытание на максимальное пребывание под водой
без регенерации воздуха. Оно прошло успешно. Впервые в истории подводного
плавания на субмарине устраивали “баню” — помывку всего экипажа. Хорошо
за время похода моряки отработали взаимозаменяемость на боевых постах.
В конечном итоге экипаж “Щ-117” блестяще выполнил все задачи и в два раза
перекрыл установленные в те годы нормы автономного плавания для подводных
лодок такого типа .
После “Щ-117” подобные
автономные плавания совершали еще несколько тихоокеанских подводных лодок.
А в августе-сентябре 1936 г. большое совместное плавание провели сразу
пять подводных лодок и плавбаза “Саратов” под общим командованием капитана
2 ранга Г.Н. Холостякова. Тысячи миль прошли эти подводные корабли, отрабатывая
торпедные атаки, артиллерийские стрельбы и другие задачи. Они посетили
Охотск, Магадан, Оху, залив Байкал… И на опыте этих ПЛ ПЛ, на опыте “Щ-117”
после некоторых технических усовершенствований установили тогда новую норму
автономности для лодок типа Щ. Она составила 40 суток, что по тому времени
было рекордом.
В том же 1936 году
прошел первый поход надводных кораблей Тихоокеанского флота по Северному
морскому пути. Совершив переход из Кронштадта по Беломорско-Балтийскому
каналу в Арханглельск, эсминцы “Сталин” и “Войков” (командиры капитан-лейтенант
В.Н. Обухов и капитан 3 ранга М.Г. Сухоруков) в сопровождении ледореза
“Ф. Литке” 1 августа 1936 года прибыли на Новую Землю. Отсюда вместе с
пароходом “Анадырь” и танкерами “Локбатан” и “Майкоп” эсминцы продолжали
поход по Северному морскому пути. Экспедиция эта, начальником которой был
академик О.Ю. Шмидт, благополучно завершила переход на Дальний Восток.
17 октября 1936 года эсминцы прибыли во Владивосток .
К исходу 30-х годов
в составе Тихоокеанского флота было две бригады кораблей, четыре бригады
подводных лодок, бригада торпедных катеров, несколько отдельных дивизионов
надводных кораблей, катеров и подводных лодок. Военно-воздушные силы флота
насчитывали несколько бригад, полков и эскадрилий бомбардировочной, истребительной
и разведывательной авиации. В различных пунктах побережья были установлены
батареи береговой артиллерии.
В июне 1937 года
в командование Тихоокеанским флотом вступил флагман флота 1 ранга Г.П.
Киреев. Он был участником первой мировой войны. В советское время служил
комиссаром на Балтике, был членом реввоенсовета Морских сил Черноморского
и Азовского морей, заместителем командующего МСДВ. В том же 1937 году Г.П.
Киреева органы НКВД арестовали. И в 1938 году он был расстрелян. В 1937-1939
годах Тихоокеанским флотом командовал флагман флота 2 ранга Н.Г.
Кузнецов (в годы Великой Отечественной войны — нарком ВМФ СССР, после
войны — главком ВМФ, командующий ТОФ, военно-морской министр СССР, главком
ВМС).
В марте 1939 года
командующим ТОФ был назначен флагман флота 2 ранга И.С.
Юмашев. На этой должности Юмашев (впоследствии — адмирал) находился
до 1947 года.
Такая стремительная
смена командных кадров флота, как и репрессии против них, были характерны
для второй половины 1930-х годов. Но и на этом достаточно мрачном фоне
усиленная подготовка флота к войне продолжалась. Показательны в этом отношении
были совместные учения Особой Краснознаменной Дальневосточной армии и Тихоокеанского
флота. Военные моряки тогда продемонстрировали высокий уровень своей боевой
готовности и воинского мастерства. Их действия высоко оценили присутствовавшие
на совместных учениях заместитель наркома обороны Я.Б. Гамарник и командующий
ОКДВА В.К. Блюхер (оба тоже вскоре были арестованы и расстреляны).
А в июле-августе
1938 года произошла уже не учебная, а боевая проверка готовности флота
к войне. Тогда на суше шли ожесточенные бои с крупными силами японцев,
которые вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан. С началом этих
боевых действий корабли Тихоокеанского флота сосредоточились по маневренным
базам и были приведены в состояние повышенной боевой готовности. Подводные
лодки охраняли наши морские коммуникации, а надводные корабли обеспечивали
снабжение действующих частей армии боеприпасами, вооружением и продовольствием,
эвакуировали раненых. На побережье моряки организовали несколько пунктов
разгрузки судов. Основным из них был порт Посьет. Корабли 7-й морской бригады,
которой командовал капитан 3 ранга С.Г. Горшков (будущий главком ВМФ СССР,
Адмирал флота Советского Союза), конвоировали транспорты, доставлявшие
из Владивостока в бухту Новгородскую войска и боевую технику, а обратно
— раненых бойцов, несли дозорную службу у острова Фуругельма и устья реки
Тюмень-Улы.
В эти же дни летчики-тихоокеанцы
наносили сокрушительные удары по скоплениям японцев на сопках Заозерная
и Безымянная. За отличие в боях у озера Хасан 74 моряка-тихоокеанца были
награждены орденами и медалями.
Эта “репетиция”
накануне грядущих боев Великой Отечественной войны показала, что флот на
Тихом океане стал не только количественно, но и качественно таким военно-морским
объединением, которое было в состоянии достойно защищать Отечество на его
дальневосточных морских рубежах.
НА СНИМКАХ: командующие Тихоокеанским флотом в 1930-е
годы М.В. ВИКТОРОВ, Г.П. КИРЕЕВ, Н.Г.КУЗНЕЦОВ, И.С. ЮМАШЕВ.
БОРОДИН А.В., ведущий редактор
Института
истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН,
полковник в/о, ветеран Тихоокеанского флота.
Тел: (7-4232) 26-11-15 (раб.)
(7-4232) 46-26-42
(дом.)
Информационный сервер "Приморский
край России"