The Banners System on F.E.G.I.

ИЗ  ИСТОРИИ   ТИХООКЕАНСКОГО   ВОЕННО - МОРСКОГО   ФЛОТА   РОССИИ

НАКАНУНЕ

      М.В.Викторов
       Бросая ретроспективный взгляд на историю Тихоокеанского флота, можно определенно сказать, что период 1932-1941 годов — это время усиленной подготовки флота к войне. С 21 апреля 1932 года, когда правительство СССР приняло решение о создании Морских Сил Дальнего Востока и до 22 июня 1941 года лейтмотивом флотской жизни была подготовка кораблей и частей к грядущим сражениям. Этому на флоте, как и в стране, было подчинено всё и вся…
       Еще в декабре 1931 года было принято, так сказать, с упреждением решение о постройке для Дальнего Востока 12 подводных лодок типа “Щ” (5-й серии). Их строили на ленинградских заводах, а достраивали во Владивостоке и Хабаровске, куда эти лодки доставляли секциями по железной дороге. Головная лодка “Лосось” была сдана флоту 22 сентября 1933 года. До конца 1933 года на Дальнем Востоке было собрано еще 7 лодок этой серии. В последующие предвоенные пятилетки для флота строились более совершенные субмарины проектов “К”, “Л”, “Щ”, “М” .
     30 марта 1932 года закончилось формирование штаба Морских сил Дальнего Востока. Командующим ими был назначен флагман флота 1 ранга М.В. Викторов. Он участвовал в первой мировой войне. В гражданскую на стороне красных командовал эсминцем, а затем линкором. До прибытия на Тихий океан М.В. Викторов командовал Морскими силами Балтики и Морскими силами Черного моря. В 1937 стал начальником Морских сил РККА. В том же году он был арестован органами НКВД. В 1938 году безвинно расстрелян как “враг народа”, что тогда было в порядке вещей .
       А до этой трагедии на плечах флагмана флота 1 ранга Викторова в течение пяти лет лежали главные заботы о создании флота. В те годы с Балтийского и Черного морей во Владивосток, который тогда был главной военно-морской базой, Северным морским путем шли боевые корабли различных классов, составившие ядро флота. Одновременно по Транссибирской магистрали ехали во Владивосток подводники и катерники, моряки надводных кораблей и авиаторы, воины береговой обороны… Пополнение прибывало интенсивно. Если летом 1932 года в составе МСДВ насчитывалось 5875 человек, то к концу года их стало уже 8300 . К этому же времени, кроме кораблей, частей береговой обороны и различных заново сформированных учреждений флота (флотский экипаж, военно-морской госпиталь, служба наблюдения и связи) МСДВ уже имели в своем составе 12 батарей стационарной и железнодорожной артиллерии, 6 зенитных батарей, 5 авиационных эскадрилий и один авиаотряд, насчитывавшие 53 самолета…
       В 1933 году строительство флота шло значительно более быстрыми темпами. Только за этот год количество боевых кораблей в составе Морских сил Дальнего Востока увеличилось в 10 раз! Флот получил также несколько новых батарей тяжелой артиллерии, десятки боевых самолетов новых типов, ряд вспомогательных судов… К началу 1935 года МСДВ настолько выросли, что стали фактически представлять собой вполне организационно оформленный военно-морской флот. Исходя из этого, 11 января 1935 года правительство приняло решение о переименовании Морских сил Дальнего Востока в Тихоокеанский флот .
       Если вооружение флота было первейшей задачей, которая решалась в 30-е годы, то не менее важным для всех тихоокеанцев стало освоение новой боевой техники, овладение ею в совершенстве. В конце 1935 года командир 5-й морской бригады Г.Н. Холостяков выступил инициатором испытания подводных лодок на возможно более длительное пребывание их в море. Первое такое испытание прошла подводная лодка “Щ-117”. Она имела на вооружении четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-миллиметровых орудия.
       11 января 1936 года “Щ-117” по пробитому во льду фарватеру вышла в море, чтобы занять позицию на дальних подступах к берегам Приморья и там нести боевую службу. Вообще-то такая задача не была новой для подводников-тихоокеанцев. Но лодке предстояло находиться на позиции не 10-15 суток, как обычно, а на протяжении ее полной расчетной автономности и более. Дата возвращения субмарины в базу командованием не была определена.
       Командиром “Щ-117” был тогда опытный подводник Н.П. Египко. Он и другие командиры этого экипажа предпринимали все меры, чтобы, как тогда говорили “выжать из техники все, что она может дать”. А зима в тот год выдалась на редкость суровой. Крепкие морозы затрудняли плавание подводного корабля в открытом море. Сильно обмерзали корпус и антенны, видимость была очень плохой, лодку основательно качало. Однажды ночью штормом сорвало с корабля лист надстройки и повредило лаз кормовой цистерны. Между тем потребовалось срочно открыть горловину лаза. Сделать это вызвались боцман П.Н. Шаронов и рулевой А.И. Пекарский… “А море бурное ревело и стонало…”, как пелось в популярной тогда песне. Волны с грохотом обрушивались на надстройку и ходовой мостик. Обледеневшие стекла ходовых огней излучали лишь тусклый свет…
       Моряки спустились с мостика на надстройку, и когда схлынула очередная волна, ощупью пробрались к цистерне. Но на лодку накатывались все новые и новые волны ледяной воды, и Шаронов с Пекарским в такие моменты, набрав побольше воздуха в легкие, “отсиживались”, пока сбегала вода, а потом продолжали работать. Их одежда обмерзла и стала сплошным ледяным панцирем. Но к утру подводники все-таки устранили повреждение.
       Во время этого же похода экипаж ПЛ провел испытание на максимальное пребывание под водой без регенерации воздуха. Оно прошло успешно. Впервые в истории подводного плавания на субмарине устраивали “баню” — помывку всего экипажа. Хорошо за время похода моряки отработали взаимозаменяемость на боевых постах. В конечном итоге экипаж “Щ-117” блестяще выполнил все задачи и в два раза перекрыл установленные в те годы нормы автономного плавания для подводных лодок такого типа .
       После “Щ-117” подобные автономные плавания совершали еще несколько тихоокеанских подводных лодок. А в августе-сентябре 1936 г. большое совместное плавание провели сразу пять подводных лодок и плавбаза “Саратов” под общим командованием капитана 2 ранга Г.Н. Холостякова. Тысячи миль прошли эти подводные корабли, отрабатывая торпедные атаки, артиллерийские стрельбы и другие задачи. Они посетили Охотск, Магадан, Оху, залив Байкал… И на опыте этих ПЛ ПЛ, на опыте “Щ-117” после некоторых технических усовершенствований установили тогда новую норму автономности для лодок типа Щ. Она составила 40 суток, что по тому времени было рекордом.
       В том же 1936 году прошел первый поход надводных кораблей Тихоокеанского флота по Северному морскому пути. Совершив переход из Кронштадта по Беломорско-Балтийскому каналу в Арханглельск, эсминцы “Сталин” и “Войков” (командиры капитан-лейтенант В.Н. Обухов и капитан 3 ранга М.Г. Сухоруков) в сопровождении ледореза “Ф. Литке” 1 августа 1936 года прибыли на Новую Землю. Отсюда вместе с пароходом “Анадырь” и танкерами “Локбатан” и “Майкоп” эсминцы продолжали поход по Северному морскому пути. Экспедиция эта, начальником которой был академик О.Ю. Шмидт, благополучно завершила переход на Дальний Восток. 17 октября 1936 года эсминцы прибыли во Владивосток .
       К исходу 30-х годов в составе Тихоокеанского флота было две бригады кораблей, четыре бригады подводных лодок, бригада торпедных катеров, несколько отдельных дивизионов надводных кораблей, катеров и подводных лодок. Военно-воздушные силы флота насчитывали несколько бригад, полков и эскадрилий бомбардировочной, истребительной и разведывательной авиации. В различных пунктах побережья были установлены батареи береговой артиллерии.
       В июне 1937 года в командование Тихоокеанским флотом вступил флагман флота 1 ранга Г.П. Киреев. Он был участником первой мировой войны. В советское время служил комиссаром на Балтике, был членом реввоенсовета Морских сил Черноморского и Азовского морей, заместителем командующего МСДВ. В том же 1937 году Г.П. Киреева органы НКВД арестовали. И в 1938 году он был расстрелян. В 1937-1939 годах Тихоокеанским флотом командовал флагман флота 2 ранга Н.Г. Кузнецов (в годы Великой Отечественной войны — нарком ВМФ СССР, после войны — главком ВМФ, командующий ТОФ, военно-морской министр СССР, главком ВМС).
       В марте 1939 года командующим ТОФ был назначен флагман флота 2 ранга И.С. Юмашев. На этой должности Юмашев (впоследствии — адмирал)  находился до 1947 года.
       Такая стремительная смена командных кадров флота, как и репрессии против них, были характерны для второй половины 1930-х годов. Но и на этом достаточно мрачном фоне усиленная подготовка флота к войне продолжалась. Показательны в этом отношении были совместные учения Особой Краснознаменной Дальневосточной армии и Тихоокеанского флота. Военные моряки тогда продемонстрировали высокий уровень своей боевой готовности и воинского мастерства. Их действия высоко оценили присутствовавшие на совместных учениях заместитель наркома обороны Я.Б. Гамарник и командующий ОКДВА В.К. Блюхер (оба тоже вскоре были арестованы и расстреляны).
       А в июле-августе 1938 года произошла уже не учебная, а боевая проверка готовности флота к войне. Тогда на суше шли ожесточенные бои с крупными силами японцев, которые вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан. С началом этих боевых действий корабли Тихоокеанского флота сосредоточились по маневренным базам и были приведены в состояние повышенной боевой готовности. Подводные лодки охраняли наши морские коммуникации, а надводные корабли обеспечивали снабжение действующих частей армии боеприпасами, вооружением и продовольствием, эвакуировали раненых. На побережье моряки организовали несколько пунктов разгрузки судов. Основным из них был порт Посьет. Корабли 7-й морской бригады, которой командовал капитан 3 ранга С.Г. Горшков (будущий главком ВМФ СССР, Адмирал флота Советского Союза), конвоировали транспорты, доставлявшие из Владивостока в бухту Новгородскую войска и боевую технику, а обратно — раненых бойцов, несли дозорную службу у острова Фуругельма и устья реки Тюмень-Улы.
       В эти же дни летчики-тихоокеанцы наносили сокрушительные удары по скоплениям японцев на сопках Заозерная и Безымянная. За отличие в боях у озера Хасан 74 моряка-тихоокеанца были награждены орденами и медалями.
       Эта “репетиция” накануне грядущих боев Великой Отечественной войны показала, что флот на Тихом океане стал не только количественно, но и качественно таким военно-морским объединением, которое было в состоянии достойно защищать Отечество на его дальневосточных морских рубежах.
 

НА СНИМКАХ: командующие Тихоокеанским флотом в 1930-е годы М.В. ВИКТОРОВ, Г.П. КИРЕЕВ, Н.Г.КУЗНЕЦОВ, И.С. ЮМАШЕВ.

БОРОДИН А.В., ведущий редактор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, полковник в/о, ветеран Тихоокеанского флота.

Тел: (7-4232) 26-11-15 (раб.)
        (7-4232) 46-26-42 (дом.)

Информационный сервер "Приморский край России"