The Banners System on F.E.G.I.

ИЗ  ИСТОРИИ   ТИХООКЕАНСКОГО   ВОЕННО - МОРСКОГО   ФЛОТА   РОССИИ

ПОСЛЕ ВОЙНЫ И СЕГОДНЯ



Атомная подводная лодка

Атомный крейсер “Фрунзе”

Авиаторы ТОФ

    Отгремела Великая Отечественная война. Вместе со всеми вооруженными силами страны выйдя из нее победителями, военные моряки-тихоокеанцы не могли почивать на лаврах. Через полгода после разгрома Японии началась знаменитая так называемая “холодная война”. Недавние союзники в борьбе с гитлеризмом — СССР и США и их сателлиты — оказались по разные стороны баррикад. Обвиняя друг друга в скрытых агрессивных намерениях, в подготовке к новой войне, обе противостоявшие супердержавы действительно развязали безудержную гонку вооружений, начали реально готовиться к возможным боевым действиям.
       На Тихоокеанском флоте все это нашло свое выражение в усиленном освоении моряками послевоенного поколения опыта Великой Отечественной войны. Задачи постижения этого опыта решались успешно, так как оставались в строю его носители — участники боевых действий на Западе и Востоке: офицеры и старшины, матросы и адмиралы… Катерников, например, учили тому, что необходимо на войне, Герой Советского Союза М. Малик, К. Казачинский, Г. Кикнадзе. Подводникам передавали свои навыки и знания Герои Советского Союза Г. Щедрин, М. Гаджиев и другие. Авиаторов обучали боевому мастерству Герои Советского Союза Е. Преображенский, В.А. Гуляев…
       В 781-м истребительном авиаполку ВВС ТОФ, где служил тогда автор этих строк, командир и начальник штаба полка, все командиры эскадрилий, большинство летчиков, инженеров, техников и механиков тоже были участниками войны.
И потому, когда в 1950 году разразилась, хотя и локальная, но жестокая война между Севером и Югом Кореи, наши воздушные бойцы, оказывая, как тогда говорили, интернациональную помощь Северной Корее, показывали в небе этой страны летное мастерство, которое было на порядок выше, чем у противника — авиаторов США и Южной Кореи.
     Не только военно-воздушные силы флота и в послевоенное время действовали по-фронтовому. Так же, в частности, проходила служба в экипажах тральщиков. Деятельность этих кораблей еще в течение многих послевоенных дней была по-настоящему боевой. Они очищали воды Тихого океана от мин, обеспечивали безопасность плавания на морских коммуникациях. Нередко такая “работа” становилась смертельно опасной.
     Однажды во время погрузки на корабль глубинных бомб одна из них упала за борт. От ее взрыва могли сдетонировать глубинные бомбы и на стоявших рядом кораблях. Обезвредить бомбу вызвался моторист Петр Михайлов. Надев легководолазный костюм, он скрылся под водой… Малейшая неосторожность грозила большой бедой. Осмотревшись в подводном сумраке, Михайлов неподалеку от себя увидел глубинную бомбу. Соблюдая меры предосторожности, моряк извлек из корпуса бомбы взрыватель. И серьезная опасность, нависшая над кораблем и соседними кораблями была устранена. За этот подлинно героический поступок Петр Михайлов удостоился высокой по тому времени награды — ордена Красного Знамени.1
     В те дни на флоте начали отрабатывать взаимодействие кораблей с фронтовой и дальней авиацией, с сухопутными и воздушно-десантными войсками. Осваивалось плавание надводных кораблей в суровых зимних условиях, проводились дальние походы подводных лодок в океане. Отрабатывались торпедные стрельбы и минные постановки зимой. В частях, на кораблях приобретали опыт организации противоатомной и противохимической защиты. Все это происходило на фоне коренной военно-технической революции. В строй входили новые надводные и подводные корабли, оснащенные совершенными по тому времени боевой техникой и оружием. В боевой авиации винтомоторные самолеты заменялись летательными аппаратами с реактивными двигателями. Корабли, береговая оборона, морская пехота вооружались ракетной техникой.
      Новой страницей в истории Тихоокеанского флота в этот период стали дальние походы наших кораблей, их визиты в иностранные порты. В 1956 году визит дружбы в КНР совершили (под флагом командующего флотом вице-адмирала В.А. Чекурова) крейсер “Дмитрий Пожарский”, эскадренныеминоносцы “Вдумчивый” и “Вразумительный”. В 1959 году под флагом командующего флотом адмирала В.А. Фокина наши корабли — крейсер “Адмирал Сенявин”, эсминцы “Выдержанный” и “Возбужденный” — побывали в Индонезии…
      В 1973 году плавбаза “Иван Кучеренко” и танкер “Вишера” совершили первый и единственный в истории ТОФ визит в Перу и Эквадор. Автору этих строк довелось участвовать в этом 105-суточном походе в качестве специального корреспондента газеты Тихоокеанского флота “Боевая вахта”. Пройдя более 20 тысяч миль, наши корабли дважды пересекли Тихий океан по дуге большого круга и дважды перешли экватор. В этом плавании проходили практику курсанты Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова. Моряки побывали в перуанском порту Кальяо, столице этой экзотической страны Лиме, а также в эквадорском порту Гуаякиль и столице Эквадора Кито. Всюду тихоокеанцев очень тепло встречали и военные моряки этих стран Южной Америки, и их жители. Десятки тысяч перуанцев и эквадорцев посетили “Ивана Кучеренко” и всюду очень лестно, с восхищением отзывались о наших моряках, о нашей стране. На прощальном приеме на борту корабля командующий 1-й зоной ВМС Эквадора капитан 1 ранга Паредес Креспо сказал:
Крейсер “Минск”      — Ваш визит, ваши моряки произвели на нас, эквадорцев, большее впечатление, чем взрыв атомной бомбы...2
      В те 60-е и 70-е годы XX века наш военно-морской флаг, развевавшийся над кораблями Тихоокеанского флота, можно было увидеть, и очень часто, на южных и северных широтах Тихого океана, в тропиках Индийского океана, среди льдов Арктики и Антарктики… И везде военные моряки-тихоокеанцы являли собой образец организованности, дисциплинированности и высокой морской выучки. Они достойно поддерживали честь и высокое звание граждан нашей великой страны, надежных защитников Отечества. В дальних походах, на учениях, во время полетов над океаном экипажи кораблей и самолетов действовали инициативно и творчески, в обстановке, изобиловавшей острыми моментами, избегали шаблона, не боялись сложных ситуаций, оперативно принимали грамотные решения. А когда требовалось, смело и решительно действовали с риском для жизни…
      … Подводная лодка выполняла в океане очередную учебно-боевую задачу. Старшина 2 статьи А. Величинский, обвязавшись штертом, работал на палубе. При накате большой волны штерт лопнул, и старшина оказался за бортом. Удары волн оглушили его. Увидев это, капитан 3 ранга В. Ушаков, схватив спасательный круг, прыгнул в воду. Высокие крутые волны то и дело накрывали обоих моряков с головой и отбрасывали от подводной лодки. Ушакову понадобились огромные усилия, чтобы в бушующем океане поддерживать Величинского. Это удалось офицеру, и наконец сильные матросские руки подхватили капитана 3 ранга и старшину и подняли их на борт.3
Адмирал С.Г. Горшков      … Успешно выполнив свою задачу, корабль подходил к бочке. Дул сильный ветер. Ртутный столбик термометра показывал 30 градусов мороза. Битый лед затруднял действия швартовой команды. Когда до бочки оставалось несколько метров, старший матрос Игорь Шурин и старшина 2 статьи Юрий Сорокин увидели, как один из офицеров поскользнулся и упал за борт. Ни секунды не раздумывая, Юрий Сорокин бросился в ледяную купель. На помощь ему тут же поспешил Игорь Шурин. Студеная вода обжигала тело, через минуту одежда покрылась льдом. И все-таки моряки сумели спасти офицера.
      С 1968 года походы кораблей Тихоокеанского флота в Тихом и Индийском океанах стали вполне обычным делом. Новый океанский ракетно-ядерный флот страны, одним из мощных объединений которого был ТОФ, стал составной частью надежной защиты Родины. Корабли и самолеты флота оснащались крылатыми ракетами различного назначения, в чем наша страна значительно опережала Запад. Атомные подводные лодки, несшие боевую службу на просторах Мирового океана, обладали возможностью “достать” своими ракетами любой район земного шара. В количественном и качественном отношении Военно-морской флот страны почти не уступал ВМС США.4
Противолодочный корабль “Адмирал Пантелеев”      Особая страница деятельности Тихоокеанского флота в 70-е годы — оказание помощи жителям различных стран в критических ситуациях. В 1972 году по просьбе правительства Республики Бангладеш туда с Тихоокеанского флота была направлена спасательная экспедиция. Более двух лет большая группа моряков-тихоокеанцев работала в порту Читтагонг, очищая его от взрывоопасных предметов и затонувших кораблей.
      Это оказалось очень сложной задачей. Водолазам пришлось действовать в условиях нулевой видимости, при сильном течении и высокой температуре воды. Вероятной была минная опасность. Водолазы провели под водой более сорока тысяч часов. Было разрезано полтора погонных километра (!) стальных конструкций, произведено около 200 кумулятивных взрывов, со дна тихоокеанцы подняли 26 судов. Усилия моряков ТОФ получили высокую оценку. Министр коммуникаций Бангладеш заявил тогда: “Советские моряки в самый критический момент не дали умереть республике с голоду — восстановили ворота жизни”.5
      … Летом 1974 года правительство Египта обратилось с просьбой к правительству нашей страны об оказании помощи в очистке от мин Суэцкого залива. 15 июля моряки-тихоокеанцы отряда кораблей под командованием капитана 1 ранга А.Н. Аполлонова приступили к тралению залива. Эта операция осуществлялась от восхода до заката солнца, в любую погоду, а иногда — и круглые сутки. 11 ноября тральщик под командованием капитана 3 ранга В. Тихонова сделал в заливе последний галс. Задачи боевого траления были успешно выполнены. Акватория площадью 1250 квадратных миль, протраленная нашими кораблями, которые с боевыми тралами прошли более 17 тысяч миль, была открыта для безопасного плавания.6
      … 11 февраля 1975 года тихоокеанский крейсер “Дмитрий Пожарский”, выполнявший учебно-боевые задачи в Индийском океане, по приказу командования прибыл на остров Маврикий, чтобы оказать помощь его населению. Над островом пронесся тропический циклон “Жервез”, причинивший людям огромный ущерб, Тысячи жителей остались без крова, вышли из строя линии электропередачи и телефонной связи, было нарушено водоснабжение. За 12 дней моряки-тихоокеанцы восстановили 232 километра линий электропередачи, подключили к электроснабжению сотни домов, ввели в строй телефонную связь, отремонтировали госпиталь, проделали другие восстановительные работы.7
      К сожалению, не всегда походы кораблей, полеты самолетов, танковые марши заканчивались благополучно. Иногда, увы, происходили и трагические происшествия. В 1962 году во время торжеств в честь Дня ВМФ СССР пролетев во Владивостоке над Амурским заливом, самолеты — ракетоносцы “Ту-16” затем не все возвратились на свои аэродромы. Две огромные машины попали над Русским островом в плотную облачность, при полном отсутствии визуальной видимости столкнулись друг с другом в воздухе и рухнули вниз. Катастрофа унесла жизни сразу двенадцати отличных воздушных бойцов.
      На широкомасштабных учениях морской пехоты ТОФ в середине 70-х годов погиб, раздавленный танком, молодой и способный старший лейтенант А. Карелин. При обезвреживании мин и артиллерийских снарядов в 80-е годы погибли из-за неосторожности двое саперов морской пехоты флота.
      Тяжелая трагедия произошла а начале 80-х годов на крейсере “Адмирал Сенявин”. В результате взрыва, происшедшего в артиллерийской боевой части корабля расстались с жизнью несколько десятков моряков-тихоокеанцев.
      … 24 февраля 1968 года от заснеженных берегов Камчатки ушла в свой последний поход дизельная подводная лодка “К-129”, которой командовал капитан 1 ранга В.И. Кобзарь. 12 марта того же года командир субмарины должен был дать “квитанцию” (то есть ответить на радиограмму Москве). Ответа не было. Не пришла “квитанция” и 17 марта… Начался поиск подводной лодки. Четыре недели интенсивных розысков результата не дали. Стало почти ясно, что лодка погибла. А может?..
      5 мая 1968 года истек срок пребывания “К-129” в походе. Она в базу не возвратилась. Почему? Погибла? Но как? Все было совершенно засекречено. И только во второй половине 80-х годов в печать проникли сведения о происшествии в океане. 17 марта 1968 года, по данным разведки, в японский порт Иокосука прибыла американская подводная лодка “Соурдфиш”, имевшая повреждения. Тогда вокруг нее тоже все было абсолютно засекреченным. Но по более поздним по времени сведениям ветерана флотской контрразведки контр-адмирала А. Штырова, произошло следующее. Тогда, в марте 1968 года, под “К-129”, шедшую в полуподводном положении, поднырнула американская субмарина (предположительно, эта самая “Соурдфиш”) и своей рубкой врезалась в днище лодки В. Кобзаря. “К-129” получила пробоину и камнем рухнула в океанские глубины…
      В середине июля 1974 года американское специальное судно “Гломар Эксплорер” с 5000-метровой глубины подняло носовую часть “К-129”. Это тоже хранилось в тайне. Но весной 1975 года в беседе с советским послом в Вашингтоне В. Добрыниным государственный секретарь США Г. Киссинджер официально заявил о результатах американской операции по поиску и подъему из глубин “К-129”. Госсекретарь довел до посла сенсационную информацию о том, что тела троих советских подводниках идентифицированы. Найденные при погибших документы и личные вещи позволили установить, что это были Виктор Александрович Лохов, Владимир Михайлович Костюшко и Валерий Григорьевич Носачев…8
      Да, к великому сожалению, на Тихоокеанском флоте случались иногда тяжкие чрезвычайные происшествия, о которых только что рассказано. Но не надо думать, что подобное было в порядке вещей. Нет и нет. Такие происшествия — исключение, причем редкое исключение. А в основном, и после Великой Отечественной войны, и в первые послевоенные десятилетия, и в 70-е — 80-е годы Тихоокеанский флот безаварийно нес свою, хотя и трудную, но благородную службу по защите Отечества. Многие десятки надводных кораблей, целые флотилии атомных и дизельных подводных лодок, полки и дивизии военно-воздушных сил флота, многие сотни морских пехотинцев-тихоокеанцев ответственно, на высоком профессиональном уровне и с отличны качеством решали все свои задачи. Тихоокеанский флот, как и весь ВМФ СССР, в течение долгих лет был любимым детищем и гордостью нашего народа. И всюду и всегда военные моряки-тихоокеанцы самым достойным образом исполняли свой долг перед родной страной.

***

     Однако, как отмечает главком ВМФ России, адмирал В.И. Куроедов, политические и экономические события, которые привели к распаду Советского Союза в начале 1990-х годов, существенно сказались и на состоянии и развитии Военно-морского флота России вообще, и Тихоокеанского — в частности. Сегодня резко ухудшились возможности его базирования и решения необходимых задач. Из-за слабого финансирования со стороны государства на флоте происходят разрушительные процессы. В результате флот уменьшился почти в 2 раза. В последние годы у нас в стране не было заложено практически ни одного нового корабля 1-го и 2-го ранга, а из заложенных ранее достраиваются единицы. Идет естественное старение кораблей, оружия и техники. Будем смотреть правде в глаза. В третье тысячелетие нашей эры и в XXI век Военно-морской флот России, Тихоокеанский флот незаслуженно и неоправданно вступают в печальном состоянии. Однако наши военные моряки, тихоокеанцы в том числе, мужественно и стойко переносят вместе со страной нынешние трудности, достойно служат Отечеству и действуют. Об этом говорят выполненные в последнее время планы боевой учебы и дежурств, итоги традиционных состязаний на первенство ВМФ. Живет флот благодаря великому терпению и верности российских моряков воинскому долгу.9
 

1Краснознаменный Тихоокеанский флот. М., 1981. С. 237, 238.
2Военно-исторический журнал. 1979, № 4. С. 50.
3Красная звезда. 1972. 13 марта.
4В. Куроедов. Румбы морской славы. Россия и АТР. 1966. № 3.
5Краснознаменный Тихоокеанский… С. 267.
6Г. Аммон. Морские памятные даты. М. 1987. С. 368, 369.
7Там же. С. 370.
8Боевая вахта. 1999. 15 мая.
9В. Куроедов. Румбы морской славы. Россия и АТР. 1996. № 3.
 

НА СНИМКАХ:

главком ВМФ СССР в 60-80-е годы Адмирал флота Советского Союза С.Г. ГОРШКОВ;
командующий ТОФ в 60-е годы адмирал В.А. ФОКИН;
командующий ТОФ в 1997 г, ныне главком ВМФ России, адмирал В.И. КУРОЕДОВ;
тяжелый авианосный крейсер “Минск”;
в походе — атомная подводная лодка;
атомный крейсер “Фрунзе”;
большой противолодочный корабль “Адмирал Пантелеев”;
авиаторы ТОФ, 1990-е годы;
высадка морской пехоты.


Фото В. АНЬКОВА, М. РОДИНА.
 

БОРОДИН А.В., ведущий редактор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, полковник в/о, ветеран Тихоокеанского флота.

Тел: (7-4232) 26-11-15 (раб.)
        (7-4232) 46-26-42 (дом.)

Информационный сервер "Приморский край России"



Яндекс.Метрика