ПОСЛЕ ВОЙНЫ И СЕГОДНЯ |
|
Отгремела Великая Отечественная война. Вместе со всеми вооруженными
силами страны выйдя из нее победителями, военные моряки-тихоокеанцы не
могли почивать на лаврах. Через полгода после разгрома Японии началась
знаменитая так называемая “холодная война”. Недавние союзники в борьбе
с гитлеризмом — СССР и США и их сателлиты — оказались по разные стороны
баррикад. Обвиняя друг друга в скрытых агрессивных намерениях, в подготовке
к новой войне, обе противостоявшие супердержавы действительно развязали
безудержную гонку вооружений, начали реально готовиться к возможным боевым
действиям.
На Тихоокеанском флоте все это нашло свое выражение в усиленном освоении моряками послевоенного поколения опыта Великой Отечественной войны. Задачи постижения этого опыта решались успешно, так как оставались в строю его носители — участники боевых действий на Западе и Востоке: офицеры и старшины, матросы и адмиралы… Катерников, например, учили тому, что необходимо на войне, Герой Советского Союза М. Малик, К. Казачинский, Г. Кикнадзе. Подводникам передавали свои навыки и знания Герои Советского Союза Г. Щедрин, М. Гаджиев и другие. Авиаторов обучали боевому мастерству Герои Советского Союза Е. Преображенский, В.А. Гуляев… В 781-м истребительном авиаполку ВВС ТОФ, где служил тогда автор этих строк, командир и начальник штаба полка, все командиры эскадрилий, большинство летчиков, инженеров, техников и механиков тоже были участниками войны. И потому, когда в 1950 году разразилась, хотя и локальная, но жестокая война между Севером и Югом Кореи, наши воздушные бойцы, оказывая, как тогда говорили, интернациональную помощь Северной Корее, показывали в небе этой страны летное мастерство, которое было на порядок выше, чем у противника — авиаторов США и Южной Кореи. Не только военно-воздушные силы флота и в послевоенное время действовали по-фронтовому. Так же, в частности, проходила служба в экипажах тральщиков. Деятельность этих кораблей еще в течение многих послевоенных дней была по-настоящему боевой. Они очищали воды Тихого океана от мин, обеспечивали безопасность плавания на морских коммуникациях. Нередко такая “работа” становилась смертельно опасной. Однажды во время погрузки на корабль глубинных бомб одна из них упала за борт. От ее взрыва могли сдетонировать глубинные бомбы и на стоявших рядом кораблях. Обезвредить бомбу вызвался моторист Петр Михайлов. Надев легководолазный костюм, он скрылся под водой… Малейшая неосторожность грозила большой бедой. Осмотревшись в подводном сумраке, Михайлов неподалеку от себя увидел глубинную бомбу. Соблюдая меры предосторожности, моряк извлек из корпуса бомбы взрыватель. И серьезная опасность, нависшая над кораблем и соседними кораблями была устранена. За этот подлинно героический поступок Петр Михайлов удостоился высокой по тому времени награды — ордена Красного Знамени.1 В те дни на флоте начали отрабатывать взаимодействие кораблей с фронтовой и дальней авиацией, с сухопутными и воздушно-десантными войсками. Осваивалось плавание надводных кораблей в суровых зимних условиях, проводились дальние походы подводных лодок в океане. Отрабатывались торпедные стрельбы и минные постановки зимой. В частях, на кораблях приобретали опыт организации противоатомной и противохимической защиты. Все это происходило на фоне коренной военно-технической революции. В строй входили новые надводные и подводные корабли, оснащенные совершенными по тому времени боевой техникой и оружием. В боевой авиации винтомоторные самолеты заменялись летательными аппаратами с реактивными двигателями. Корабли, береговая оборона, морская пехота вооружались ракетной техникой. Новой страницей в истории Тихоокеанского флота в этот период стали дальние походы наших кораблей, их визиты в иностранные порты. В 1956 году визит дружбы в КНР совершили (под флагом командующего флотом вице-адмирала В.А. Чекурова) крейсер “Дмитрий Пожарский”, эскадренныеминоносцы “Вдумчивый” и “Вразумительный”. В 1959 году под флагом командующего флотом адмирала В.А. Фокина наши корабли — крейсер “Адмирал Сенявин”, эсминцы “Выдержанный” и “Возбужденный” — побывали в Индонезии… |
***
1Краснознаменный Тихоокеанский
флот. М., 1981. С. 237, 238.
2Военно-исторический
журнал. 1979, № 4. С. 50.
3Красная звезда. 1972.
13 марта.
4В. Куроедов. Румбы морской
славы. Россия и АТР. 1966. № 3.
5Краснознаменный Тихоокеанский…
С. 267.
6Г. Аммон. Морские памятные
даты. М. 1987. С. 368, 369.
7Там же. С. 370.
8Боевая вахта. 1999.
15 мая.
9В. Куроедов. Румбы морской
славы. Россия и АТР. 1996. № 3.
НА СНИМКАХ:
главком ВМФ СССР в 60-80-е годы Адмирал флота Советского Союза С.Г. ГОРШКОВ;
командующий ТОФ в 60-е годы адмирал В.А. ФОКИН;
командующий ТОФ в 1997 г, ныне главком ВМФ России, адмирал В.И. КУРОЕДОВ;
тяжелый авианосный крейсер “Минск”;
в походе — атомная подводная лодка;
атомный крейсер “Фрунзе”;
большой противолодочный корабль “Адмирал Пантелеев”;
авиаторы ТОФ, 1990-е годы;
высадка морской пехоты.
Фото В. АНЬКОВА, М. РОДИНА.
БОРОДИН А.В., ведущий редактор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, полковник в/о, ветеран Тихоокеанского флота.
Тел: (7-4232) 26-11-15 (раб.)
(7-4232) 46-26-42
(дом.)