|
ЭПОХА ОТКРЫТИЙ
Эпоху великих открытий и героических свершений на Тихом океане, которую
более чем достойно начали в XVIII столетии мужественные российские мореходы
Витус Беринг и Алексей Чириков "со товарищи", на заре XIX века продолжили
не менее опытные и дерзновенные Иван Крузенштерн
и Юрий Лисянский.
...Погожим летним днем 26 июля 1803 г. Кронштадт торжественно провожал
в дальние моря шлюпы "Надежда" и "Нева". Первый вел капитан-лейтенент Крузенштерн,
второй - капитан-лейтенент Лисянский. Началась перваяя в истории Российского
флота кругосветная экспедиция. "В путь, не испытанный до того россиянами",
как отмечали в те времена, отправились одни из самых лучших молодых русских
моряков. Среди них были старший лейтенант М.Ратманов, лейтенанты П.Арбузов,
П.Головачев, П.Повалишин, мичман Ф.Беллинсгаузен, кадет О.Коцебу...Экипажи
состояли из матросов добровольцев.
В начале пути посетив Копенгаген, Канарские острова, экспедиция затем успешно
пересекла Атлантический океан и достигла берегов Бразилии. Перейдя 26 ноября
1803 г. экватор, российские корабли впервые в своей истории вошли в воды
Южного полушария планеты.
У огненной Земли "Надежду" и "Неву" встретил жестокий шторм. Отличная морская
выучка, физическая выносливость и моральная стойкость помогли экипажам
преодолеть все испытания и препоны. Однако, когда обогнув мыс Горн, корабли
должны были выйти на просторы Тихого океана, на море опустился густейший
туман. Войдя в него, шлюпы потеряли друг друга. Попытки как-то сориентироваться
с помощью звуковых сигналов оказались безуспешными. "Нева" ненадолго зашла
на остров Пасхи, а затем взяла курс на Маркизские острова, где корабли
и встретились. От Сандвичевых (Гавайских) островов, до них "Нева" и "Надежда"
шли вместе, пути-дороги их разошлись. Иван Крузенштерн отправился в Петропавловский
порт, куда "Надежда" пришла 3 июля 1804 г., а Юрий Лисянский направил свой
корабль к берегам Русской Америки, и 1 июля "Нева" прибыла на остров Кадьяк.
Здесь, в Русской Америке, экипаж зимовал. Чтобы время не тратить впустую,
мореходы произвели опись группы островов Кадьяк и залива Ситха.
Зимовка, а затем и летняястоянка "Невы" у острова Кадьяк несколько затянулись:
требовалось основательно отремонтировать корабль да и людям нужно было
укрепить свои силы и здоровье. Пробыв по этим причинам в Русской Америке
более года, "Нева", приняв на борт груз пушнины, 21 августа 1805 г. взяла
курс на китайский порт Кантон. По пути на юг русские моряки открыли остров,
который назвали именем своего командира Ю.Лисянского, а также два рифа
(Нева и им. Крузенштерна). Оба шлюпа - "Надежда" и "Нева" - 21 ноября 1805
г. встретились на рейде Макао (португальской колонии на юге Китая). Затем,
оставив Кантон, оба корабля вышли в обратный путь через Индийский океан.
У мыса Доброй Надежды "Надежда" и "Нева" в тумане потеряли друг друга,
как это не раз случалось с русскими моряками и до того. Далее плавание
шлюпов было раздельным. В течение 142 дней пути от мыса Доброй Надежды
до Порсмута (Англия) "Нева" не заходила ни в один порт. Это было рекордом
для тех времен. 22 июля "Нева" пришла в Кронштадт, а двумя неделями раньше
туда же вернулась и "Надежда".
В 1815 г. Крузенштерн обобщил результаты первого кругосветного плавания
двух российских кораблей в "Атласе южного моря". Крузенштерн также написал
"Морскую инструкцию", где были указаны "сомнительные места", имевшиеся
в те времена в Тихом океане. Опыт И.Крузенштерна и Ю.Лисянского очень пригодился
русским мореплавателям в последующих кругосветных походах, которые в 1806-1818
гг. шли один за другим.
Второе кругосветное плавание россиян в 1806-1810 гг. совершил тот же шлюп "Нева" под командованием Леонтия Гагемейстера, который позднее был управляющим Российско-Американскойй компании. Он прошел из Кронштадта в столицу Русской Америки Новоархангельск вокруг Африки, через Индийский океан, южнее Австралии (с заходом в ее Порт-Джексон (ныне Сидней) и через Тихий океан. Маршрут этого перхода получил название "путь Гагенмейсттера".
В 1807-1811 гг. В.М.Головнин совершил "кругосветку" на шлюпе "Диана". Это был поход, похожий на детективную историю. Шлюп попадал в плен к англичанам и бежал от них под покровом ночной темноты. Позже Головнин побывал в плену у японцев, а в 1817-1819 гг. возглавил еще одно кругосветное путешествие на шлюпе "Камчатка", в ходе которого произвел многочисленные исследования в Тихом океане.
В 1815-1818 гг. О.Е.Коцебу на бриге "Рюрик" в очередном российском кругосветном походе открыл ряд новых земель на акватории Тихого океана (вархипелаге Туамоту, в гряде Маршалловых островов, а также залив на западе Аляски, названной именем Отто Коцебу).
Особое место в чреде географических открытий российских моряков первой
трети XIX в. занимает экспедиция шлюпов "Восток" и
"Мирный" под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена
в 1819-1821 гг. Корабли вышли из Крондштадта летом 1819 г. с заданием провести
исследования 2в возможной близости Антарктического полюса". Бросая ретроспективный
взгляд на проблему существования Антарктиды, надо сказать, что гипотеза
"Terra Australis incognita" (неведомая Южная земля) родилась еще у географов
античности и разделялась в средние века. Но поиски ее безуспешно вели португальцы
Б.Диаш (1487-1488), Ф.Магеллан (1520), голландец А.Тасман (1644), англичанин
Д.Кук (1772-1775). Последний после своих тщетных поисков даже заявил: "...я
смело могу сказать, что ни один человек никогда не решиться проникнуть
на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге,
никогда не будут исследованы".
Однако русские моряки шлюпа "Восток" (командир капитан 2 ранга Ф.Ф.Белинсгаузен)
и шлюпа "Мирный" (командир лейтенант М.П.Лазарев),
опровергли Д.Кука и доказали его неправоту. Следуя курсом на юг, маневрируя
в густом тумане и зачастую вблизи айзбергов, русские моряки 16 января 1820
г. в районе 690 21' ю.ш. 20 14' з.д. совершили
великое географическое открытие - обнаружили 6-ой континент нашей планеты
Антарктику (ныне земля, к которой корабли подошли, носит название Берег
Принцессы Марты). 31 октября 1820 г. "Восток" и "Мирный" вновь после
ремонта в австралии направились в Антарктику, на сей раз в Западное полушарие.
Опять лавируя среди льдов и айзбергов, шлюпы дважды пересекли Южный полярный
круг и 9 января 1821 г. открыли остров, которому присвоили имя Петра I.
17 января моряки увидели гористый берег, который назвали Земля Александра
I.
Таким образом, выйдя на просторы Мирового океана, российские мореходы -
предшественники моряков Тихоокеанского флота, показали себя опытными и
мужественными людьми, способными не только умело и смело преодолевать трудности,
но и вести на океанах и морях глубокую исследовательскую работу, совершать
научные подвиги. Это было признано и в мире. Английский морскойй писатель
Ф.Джейн , например, писал: "Русский флот .... имеет в действительности
большие права на древность, чем флот Британский. За столетие до того, как
Альфред построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных
морских боях, и двести, и тысячу лет тому назад первейшими моряками того
времени были они, русские..."
БОРОДИН А.В., ведущий редактор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, полковник в/о, ветеран Тихоокеанского флота.
Тел: (7-4232) 26-11-15 (раб.)
(7-4232) 46-26-42 (дом.)