ТОФ
The Banners System on F.E.G.I.

ИЗ  ИСТОРИИ   ТИХООКЕАНСКОГО   ВОЕННО - МОРСКОГО   ФЛОТА   РОССИИ

ЭПОХА ОТКРЫТИЙ

Из истории флота

       ...Скрылся в сентябрьском тумане Охотск, растаяли вдали последние очертания берегов, и перед пакетботами Витуса Беринга открылись неоглядные просторы Охотского моря. Капитан-командор Беринг находился на борту флагманского корабля-экспедиции - "Св.Петр". "Св.Павлом" командовал соратник капитан-командора Алексей Ильич Чириков (позже - в 1746 г. - он тоже, как и Беринг, был произведен в чин капитан-командора).
       Обогнув Камчатку, оба корабля в октябре 1740 г. достигли Авачинской губы. Здесь экипажами пакетоботов была заложена Петропавловская Гавань (в будущем - Петропавловск-Камчатский). И гавань, и город были так названы в честь кораблей экспедиции. Здесь русские моряки зазимовали...
       А Камчатка к тому времени уже официально была территорией Российской империи. Ее присоединил к России еще один замечательный мореход из плеяды русских первопроходцев и исследователей земель Дальнего Востока и побережья Тихого океана - Владимир Васильвич Атласов, происходивший из сибирских казаков.
       В 1696 г., собрав отряд из 120 казаков, Атласов отправился с ними из Анадырска (Анадырь) на Камчатку для освоения новых земель и колонизации живших там оборигенов. Присоединение Камчатки к России Владимир Васильевич оформил установкой памятного знака (креста) в устье реки Крестовки (Кануч). На реке Камчатке был заложен Верхне-камчатский острог.
       Нельзя не отметить энергичную изыскательско-гидрографическую и этнографическую деятельность Атласова. Он составил первое описание Камчатки, ее природы и населения, близрасположенных островов, а также Аляски, Чукотского полуострова, Курильской гряды и Японии. Описания Атласова ("скаски") по содержанию, полноте географических и этнографических данных значительно превзошли работы других российских землепроходцев. Один из островов Курильской гряды носит имя Атласова.
       ...Благополучно перезимовав в Авачинской губе, "Св. Петр" и "Св. Павел" 4 июня 1741 г. отправились на поиски "Земли Гамы" (так в те времена называли Америку). Курс кораблей был проложен на юго-восток. Дойдя до 460 северной широты и не обнаружив искомую землю, оба пакетбота повернули на северо-восток. 20 июня в густом тумане который в тех краях не редкость, мореплаватели потеряли друг друга. Дальнейшее плавание каждый из кораблей совершал самостоятельно.
       Витус Беринг на "Св. Петре" проследовал на юг и 20 июля открыл остров, получивший имя Св.Ильи. 26-го путешественники увидели остров Кадьяк, а через два дня открыли остров Туманный (ныне остров Чирикова). На следующий день взору моряков открылись снеговые горы Аляски. Затем один за другим Беринг и его экипаж открыли острова Евдокеевские (Семиды), острова Шумагина, острова Св. Иоанна (Атха), остров Св. Маркиана (Кыска), остров Св.Стефана (булдырь). Эти открытия, конечно, радовали мореходов. Но суровые условия плавания, однообразное питание, нехватка воды постепенно изнуряли людей. В пути от цинги скончались 12 человек.
       Со второй половины сентября "Св. Петр" не выходил из полосы жестоких осенних штормов. Запасы продовольствия и воды таяли на глазах, иссякали и силы моряков. 4 ноября, заметив неизвестный  необитаемый остров, Беринг направил пакетбот к нему. Положение было безвыходным - дальше бороться с морем и недугами люди не могли. И по решению Беринга корабль выбросился на песчаную отмель, а экипаж сошел на берег. Началась тяжелая зимовка. Вскоре от истощения и цинги умерли 19 человек. 8 декабря 1741 г. оставшиеся в живых моряки похоронили и капитан-командора Витуса Беринга. остров, где упокоились его останки, был назван именем выдающегося мореплавателя, а группа островов Тихого океана стала именоваться Командорскими. Оставшиеся в живых члены экипажа под руководством лейтенанта К.Л.Вакселя и С.Стародубцева из остатков пакетбота построили небольшое парусное судно и 27 августа 1742 г. вернулись на Камчатку.
       Разминувшийся со своим "напарником"  пакетбот "Св.Павел", которым командовал А.И.Чириков, 15 июля 1741 г. вышел к Американскому материку. Надо подчеркнуть, что Чириков, а несколько ранее и Беринг, первыми из европейцев достигли северо-западного побережья Америки и нанесли его на карту. "Св. Павел" затем двинулся вдоль берега на север. На 580  северной широты, обследуя побережье, пропали без вести 15 моряков. После долгих, но безуспешных поисков 27 июля Чириков принимает решение возвращаться к родным берегам. На обратном пути было открыто несколько островов Алеутской группы. Но каждая миля давалась мореплавателям с большим трудом. Как и в экипаже "Св. Петра", чириковцам не хватало воды и продовольствия. Моряки мужественно переносили жажду, голод и болезни. И наконец 10 октября 1741 г. "Св. Павел" благополучно вошел в Авачинскую губу ...

       Эпоху великих открытий и героических свершений на Тихом океане, которую более чем достойно начали в XVIII столетии мужественные российские мореходы Витус Беринг и Алексей Чириков "со товарищи", на заре XIX века продолжили не менее опытные и дерзновенные Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский.
       ...Погожим летним днем 26 июля 1803 г. Кронштадт торжественно провожал в дальние моря шлюпы "Надежда" и "Нева". Первый вел капитан-лейтенент Крузенштерн, второй - капитан-лейтенент Лисянский. Началась перваяя в истории Российского флота кругосветная экспедиция. "В путь, не испытанный до того россиянами", как отмечали в те времена, отправились одни из самых лучших молодых русских моряков. Среди них были старший лейтенант М.Ратманов, лейтенанты П.Арбузов, П.Головачев, П.Повалишин, мичман Ф.Беллинсгаузен, кадет О.Коцебу...Экипажи состояли из матросов добровольцев.
       В начале пути посетив Копенгаген, Канарские острова, экспедиция затем успешно пересекла Атлантический океан и достигла берегов Бразилии. Перейдя 26 ноября 1803 г. экватор, российские корабли впервые в своей истории вошли в воды Южного полушария планеты.
        У огненной Земли "Надежду" и "Неву" встретил жестокий шторм. Отличная морская выучка, физическая выносливость и моральная стойкость помогли экипажам преодолеть все испытания и препоны. Однако, когда обогнув мыс Горн, корабли должны были выйти на просторы Тихого океана, на море опустился густейший туман. Войдя в него, шлюпы потеряли друг друга. Попытки как-то сориентироваться с помощью звуковых сигналов оказались безуспешными. "Нева" ненадолго зашла на остров Пасхи, а затем взяла курс на Маркизские острова, где корабли и встретились. От Сандвичевых (Гавайских) островов, до них "Нева" и "Надежда" шли вместе, пути-дороги их разошлись. Иван Крузенштерн отправился в Петропавловский порт, куда "Надежда" пришла 3 июля 1804 г., а Юрий Лисянский направил свой корабль к берегам Русской Америки, и 1 июля "Нева" прибыла на остров Кадьяк. Здесь, в Русской Америке, экипаж зимовал. Чтобы время не тратить впустую, мореходы произвели опись группы островов Кадьяк и залива Ситха.
       Зимовка, а затем и летняястоянка "Невы" у острова Кадьяк несколько затянулись: требовалось основательно отремонтировать корабль да и людям нужно было укрепить свои силы и здоровье. Пробыв по этим причинам в Русской Америке более года, "Нева", приняв на борт груз пушнины, 21 августа 1805 г. взяла курс на китайский порт Кантон. По пути на юг русские моряки открыли остров, который назвали именем своего командира Ю.Лисянского, а также два рифа (Нева и им. Крузенштерна). Оба шлюпа - "Надежда" и "Нева" - 21 ноября 1805 г. встретились на рейде Макао (португальской колонии на юге Китая). Затем, оставив Кантон, оба корабля вышли в обратный путь через Индийский океан. У мыса Доброй Надежды "Надежда" и "Нева" в тумане потеряли друг друга, как это не раз случалось с русскими моряками и до того. Далее плавание шлюпов было раздельным. В течение 142 дней пути от мыса Доброй Надежды до Порсмута (Англия) "Нева" не заходила ни в один порт. Это было рекордом для тех времен. 22 июля "Нева" пришла в Кронштадт, а двумя неделями раньше туда же вернулась и "Надежда".
       В 1815 г. Крузенштерн обобщил результаты первого кругосветного плавания двух российских кораблей в "Атласе южного моря". Крузенштерн также написал "Морскую инструкцию", где были указаны "сомнительные места", имевшиеся в те времена в Тихом океане. Опыт И.Крузенштерна и Ю.Лисянского очень пригодился русским мореплавателям в последующих кругосветных походах, которые в 1806-1818 гг. шли один за другим.

       Второе кругосветное плавание россиян в 1806-1810 гг. совершил тот же шлюп "Нева" под командованием Леонтия Гагемейстера,  который позднее был управляющим Российско-Американскойй компании. Он прошел из Кронштадта в столицу Русской Америки Новоархангельск вокруг Африки, через Индийский океан, южнее Австралии (с заходом в ее Порт-Джексон  (ныне Сидней) и через Тихий океан. Маршрут этого перхода получил название "путь Гагенмейсттера".

       В 1807-1811 гг. В.М.Головнин совершил "кругосветку" на шлюпе "Диана". Это был поход, похожий на детективную историю. Шлюп попадал в плен к англичанам и бежал от них под покровом ночной темноты. Позже Головнин побывал в плену у японцев, а в 1817-1819 гг. возглавил еще одно кругосветное путешествие на шлюпе "Камчатка", в ходе которого произвел многочисленные исследования в Тихом океане.

       В 1815-1818 гг. О.Е.Коцебу на бриге "Рюрик" в очередном российском кругосветном походе открыл ряд новых земель на акватории Тихого океана (вархипелаге Туамоту, в гряде Маршалловых островов, а также залив на западе Аляски, названной именем Отто Коцебу).

       Особое место в чреде географических открытий российских моряков первой трети XIX в. занимает экспедиция шлюпов "Восток" и "Мирный" под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена в 1819-1821 гг. Корабли вышли из Крондштадта летом 1819 г. с заданием провести исследования 2в возможной близости Антарктического полюса". Бросая ретроспективный взгляд на проблему существования Антарктиды, надо сказать, что гипотеза "Terra Australis incognita" (неведомая Южная земля) родилась еще у географов античности и разделялась в средние века. Но поиски ее безуспешно вели португальцы Б.Диаш (1487-1488), Ф.Магеллан (1520), голландец А.Тасман (1644), англичанин Д.Кук (1772-1775). Последний после своих тщетных поисков даже заявил: "...я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решиться проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы".
       Однако русские моряки шлюпа "Восток" (командир капитан 2 ранга Ф.Ф.Белинсгаузен) и шлюпа "Мирный" (командир лейтенант М.П.Лазарев), опровергли Д.Кука и доказали его неправоту. Следуя курсом на юг, маневрируя в густом тумане и зачастую вблизи айзбергов, русские моряки 16 января 1820 г. в районе 690 21' ю.ш. 20  14' з.д. совершили великое географическое открытие - обнаружили 6-ой континент нашей планеты Антарктику (ныне земля, к которой корабли подошли, носит название Берег Принцессы Марты).  31 октября 1820 г. "Восток" и "Мирный" вновь после ремонта в австралии направились в Антарктику, на сей раз в Западное полушарие. Опять лавируя среди льдов и айзбергов, шлюпы дважды пересекли Южный полярный круг и 9 января 1821 г. открыли остров, которому присвоили имя Петра I. 17 января моряки увидели гористый берег, который назвали Земля Александра I.
       Таким образом, выйдя на просторы Мирового океана, российские мореходы - предшественники моряков Тихоокеанского флота, показали себя опытными и мужественными людьми, способными не только умело и смело преодолевать трудности, но и вести на океанах и морях глубокую исследовательскую работу, совершать научные подвиги. Это было признано и в мире. Английский морскойй писатель Ф.Джейн , например, писал: "Русский флот .... имеет в действительности большие права на древность, чем флот Британский. За столетие до того, как Альфред построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях, и двести, и тысячу лет тому назад первейшими моряками того времени были они, русские..."

БОРОДИН А.В., ведущий редактор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, полковник в/о, ветеран Тихоокеанского флота.

Тел: (7-4232) 26-11-15 (раб.)
        (7-4232) 46-26-42 (дом.)

Информационный сервер "Приморский край России"