|
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ОБОРОНА
...Командир фрегата "Аврора" капитан-лейтенант
Изыльметьев стоял на палубе своего корабля и окидывал взглядом быстро погружавшийся
в сумерки рейд перуанского порта Кальяо, что находится вблизи столицы страны
Лимы. Настроение у Ивана Николаевича Изыльметьева было не из лучших. Тому
виной оказалось несколько причин: и потрепанность корабля, прошедшего долгий
путь из английского Портсмута через штормовую Атлантику сюда, в Перу; и
неприятная неожиданность увидеть на рейде англо-французскую эскадру; и
опасение, что это "рандеву" окажется гибельным для "Авроры"...
Шел апрель 1854 г. Уже более полугода Россия вела войну с Турицией, которую
всячески поддерживали и поощряли Англия и Франция. У российского правительства,
да и у русских военных моряков почти не было сомнений в том, что англо-французы
вот-вот нападут на Россию и сами. Так оно и случилось. После разгрома и
фактического уничтожения русскими турецкого флота в Синопском сражении
18 ноября 1853 г. обстановка на Крымском театре военных действий резко
осложнилась для турок. И тогда, в апреле 1854 г. Англия и Франция поспешили
на помощь Турции и объявили войну России.
...До Перу весть об этом в апрельские дни, когда туда пришла "Аврора",
еще не долетела. Но англичане и французы, с одной стороны, и наши моряки
- с другой, справедливо полагали, что сообщение оо начале военных действий
со дня на день достигнет Кальяо. Вот почему Изыльметьев и весь экипаж его
фрегата делали максимум возможного, чтобы быстрее покинуть Перу, еще до
известия о войне. Ремонтные работы на "Авроре" не прекращались и ночью,
даже становились интенсивнее. В течение нескольких дней экипаж должен был
сделать такой объем работ, на который при других обстоятельствах потребовалось
бы не меньше месяца. Тем временем марсовые с английских и французских кораблей
следили за "Авророй" в подзорные трубы, чтобы "не прозевать какую-либо
русскую хитрость". Старались контролировать авроровцев английский конт-адмирал
Дэвис Прайс и контр-адмирал флота Франции Феврие де Пуант. Они дважды побывали
как бы "с дружескими визитами" на "Авроре".Опытными взглядами окидывали
помещения и осмастку корабля: много ли времени понадобится русским для
ремонта ?
Однако с приближением "друзей" к борту "Авроры" Изыльтетьев приказывал
боцману привести палубу в беспорядок: спустить гордень, чтобы конец его
болтался, расстелить старый дырявый холст - якобы ремонтируемый парус,
небрежно разбросать инструмент. Главное же следить, чтобы матросы работали,
не торопясь, вразвалочку. Англичанин и француз покидали фрегат как бы успокоенные
- мол, дел у русских еще невпроворот.
Однако и де Пуант, и особенно Прайс не были такими уж простаками. Со дня
на день ожидая депешу о начале войны их стран с Россией, они все-таки решили
атаковать "Аврору" в самое ближайшее время - в среду, 14 апреля 1854 года...
Во вторник Изыльтетьев тщательно осмотрел фрегат и остался доволен: все,
что было необходимо и оказалось под силу морякам, они сделали. Мачты и
паруса починены, ванты заменены, пазы в корпусе основательно проконопачены...Вечером
того же дня командир "Авроры" посетил английский флагман - пятидесятипушечный
фрегат "Президент". Прайс был сама любезность. Изыльметьев и несколько
офицеров его корабля отвечали взаимностью. А через четыре часа после этого
визита, в ночь с 13-го на 14-е апреля под покровом темноты и предрассветного
тумана "Аврора" снялась с якоря и - сначала спомощью шлюпочных весел, а
потом, подняв паруса, - вышла в открытый Тихий океан. На рассвете рейд
скрылся за горизонтом, и люди на фрегате видели только дымчатую линию Анд
и солнце, встававшее над ними. "Аврора" взяла курс на Петропавловск...
...На исходе мая 1854 г. весть о войне с Англией и Францией наконец докатилась
до Петропавловска-на-Камчатке. Официальное известие об этом военный губернатор
Камчатки и командир Петропавловского военного порта генерал-майор В.С.Завойко
получил от генерального консула России в США в середине июня. Правда, еще
в марте того же, 1854 г., американское китобойное судно доставило губернатору
дружественное письмо короля Гавайских островов. Король Камеамеа III предупреждал
Василия Степановича Завойко, что располагает достоверными сведениями о
возможном нападении летом на Петропавловск англичан и французов.
И Завойко, не теряя времени, сразу же приступил к возведению на Кмчатке
береговых укреплений и подготовке к оборонительным боям небольшого гарнизона
полуострова. Сил для строительства укреплений было, конечно, катострофически
мало. Работы разворачивались крайне медленно. И когда в полдень 20 июня
1854 г. на корвете "Оливунца" в Петропавловск было доставлено распоряжение
генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева-Амурского о срочной
подготовке порта к обороне, В.С. Завойко решил обратиться за помощью к
населению города, экипажам военных кораблей, к аборигенам.
- Я надеюсь, - сказал Завойко, - что не только офицеры, солдаты и матросы, но и жители в случае нападения неприятеля не будут оставаться праздными зрителями боя и будут готовы с бодростью, не щадя жизни, противостоять неприятелю и наносить ему возможный вред. Я пребываю в твердой решимости, как бы ни многочислен был враг, что мы сделаем для защиты порта и чести русского оружия все, что в силах человеческих возможно, и будем драться до последней капли крови; убежден, что флаг Петропавловского порта, во всяком случае, будет свидетелем подвигов, чести и русской доблести.
И жители города, окрестных селений и стойбищ, экипажи кораблей с воодушевлением откликнулись на призыв Завойко. Большинство их приняли участие в сооружении укреплений, а из добровольцев был сформирован особый отряд, в который, кроме гражданских служащих и крестьян, вошли меткие стрелки-охотники из числа ительменов (камчадалов).
...В эти солнечные июньские, но тревожные дни в Авачинскую губу вошел фрегат
"Аврора". Весь переход через три океана корабль завершил с рекордной для
того времени скоростью - всего 66 суток фрегат находился в море. Особенно
стремительным было плавание от Перу, когда Изыльметьев, перехитрив англо-французов,
увел "Аврору" из Кальяо, до Петропавловска. Несмотря на штормы, преграждавшие
кораблю путь чуть ли не каждой миле, мужественно борясь с цингой, повалившей
в походе многих моряков, экипаж как раз вовремя прибыл на Камчатку. 300
человек команды фрегата и его 44 орудия значительно усилили гарнизон Петропавловска.
24 июля транспорт "Двина" доставил в Петропавловск из залива Де-Кастри
350 солдат Сибирского линейного батальона, 2 бомбические пушки двухпудового
калибра и 14 пушек 36-фунтового калибра. На "Двине" прибыл на Камчатку
и остался там военный инженер поручик К.Мровинский, возглавивший строительство
береговых батарей в Петропавловском порту. К исходу июля гарнизон порта
вместе с экипажами кораблей насчитывал 920 человек (41 офицер, 476 солдат,
349 матросов, 18 русских добровольцев и 36 камчадалов). В подготовку к
обороне включилось и все население города и его окрестностей (около 1600
человек).
Работы по сооружению семи береговых батарей и установке орудий велись почти
два месяца круглые сутки, днем и ночью. Защитники Петропавловска возводили
укрепления, в скалах вырубали площадки для батарей, неприступные для морского
десанта, снимали с кораблей орудия, вручную перетаскивали их по крутым
склонам сопок и устанавливали на берегу. Фрегат "Аврора" и военный транспорт
"Двина" были поставлены на якоря левыми бортами к выходу из гавани. А орудия
правых бортов сняли с кораблей для усиления береговых батарей. Вход в гавань
загродили боном.
Батареи охватывали Петропавловск подковой. На правом ее конце, в скалистой
оконечности горы Сигнальной, располагалась батарея, защищавшая вход на
внутренний рейд. Тоже справа, на перешейке между Сигнальной и Николаевской
горами была размещена другая батарея. У северного конца Никольской горы,
на самом берегу соорудили батарею для предотвращения высадки десанта в
тыл и попытки захватить порт с севера. Еще одна батарея была воззведена
на сгибе воображаемой подковы. Ей предстояло держать под огнем дефиле и
дорогу междуНикольской горой Колтушкиным озером, если непрятелю удалось
бы подавить сопротивление береговой батареи. Затем шли три батареи - они
легли редкой цепью слева, по матерому берегу, против перешейка, в основании
песчаной косы.
В полдень 17 августа 1854 г. передовые посты на маяках обнарудили эскадру из шести кораблей. В Петропавловске прозвучал сигнал боевой тревоги. Защитники города заняли свои места и застыли в напряженном наблюдении. От эскадры отделился трехмачтовый пароход и начал промерять глубины на подходах к сигнальной горе и входу в гавань. Когда из порта вышел бот, пароход полным ходом ретировался. Утром 18 августа эскадра вошла в Авачинскую губу. В ее составе были: фрегат "Президент" (52 пушки), фрегат "Пайк" (44 пушки) и пароход "Вираго" (10 пушек); французские - 60 пушечный фрегат "Ла-Форт", 32 - пушечный корвет "Евридика" и 18-пушечный "Облигадо". Объединенной эскадрой командовал англичанин контр-адмирал Д.Прайс, французским отрядом - контр-адмирал Ф.Де Пуант, уже упомянутые здесь. Всего эскадра располагала 216 орудиями, ее личный состав насчитывал 2600 человек.
Напряжение на берегу усиливалось до предела. Вот - вот начнется сражение...
БОРОДИН А.В., ведущий редактор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, полковник в/о, ветеран Тихоокеанского флота.
Тел: (7-4232) 26-11-15 (раб.)
(7-4232) 46-26-42 (дом.)