ТОФ
The Banners System on F.E.G.I.

ИЗ  ИСТОРИИ   ТИХООКЕАНСКОГО   ВОЕННО - МОРСКОГО   ФЛОТА   РОССИИ

ДВА ВОПРОСА

Из истории флота

       Хотя сражение августа 1854 г. в Петропавловске-Камчатском закончилось поражением объединенной англо-французской эскадры, дело это тогда не оказалось завершенным. Во-первых, англичане и французы не хотели смириться с позором проигрыша заведомо, казалось им, выигрышного для них боя. И потому и во Франции, и в Англии сочли необходимым повторить нападение на Петропавловск еще более превосходящими русских силами, чем это произошло летом 1854 г. Во-вторых, победа оборонявшихся оказалась, как ни странно, ненужной государству, а принесенные во имя этой победы жертвы — напрасными.
       И вместо того, чтобы закрепить успех, упрочить оборону Петропавловска, усилить ее и людьми, и кораблями, и припасами, российские правители принимают решение оставить Петропавловск. В.С. Завойко получил распоряжение Н.Н. Муравьева-Амурского как можно быстрее увести с Камчатки все корабли и войска до весны 1855 г., то есть до срока предполагавшегося повторного нападения англо-французов на Петропавловск.
       И корабли, и гарнизон спешно выполнили начальственное распоряжение. А вторично пришедшая на Камчатку усиленная союзническая эскадра не застала там ни русских кораблей, ни гарнизона. Побывав на берегу, англичане и французы что-то сожгли, что-то разрушили и отправились восвояси, как говорят, несолоно хлебавши. Все, казалось бы, складывалось хорошо для России, да и для Англии с Францией тоже неплохо. Но возникают по крайней мере два кардинальных вопроса. Первый: почему все-таки русские, с триумфом, можно сказать, победив неприятеля, затем неожиданно сами ушли с политой их кровью земли? И второй вопрос: почему англо-французы, стремившиеся вначале, в августе 1854 г., завладеть Петропавловской землей, при повторном заходе в Авачинскую губу не стали этого делать, хотя ничто им не мешало?
       В источниках, в архивных документах нет каких-то убедительных, аргументированных ответов на поставленные выше вопросы. Обо всем сообщается как-то скороговоркой, с позиции некоего умолчания. Странно все это…
       Но так или иначе, а 3 марта 1855 г. контр-адмирал  В.С. Завойко получил приказ генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского об эвакуации Петропавловского порта.
       Что же в этом приказе писал Н.Н. Муравьев-Амурский? Прежде чем процитировать генерал-губернатора, надо отметить, что перед отданием упомянутого приказа Николай Николаевич Муравьев-Амурский пребывал в скверном настроении. Он колебался: уводить или нет корабли из Петропавловска? Как решить эту проблему самому, когда такие решения должны приниматься правительством, самим государем-императором? Посланный им в Санкт-Петербург гонец капитан-лейтенант Дмитрий Максутов почему-то никак не возвращался. А ведь именно он должен доставить в Иркутск повеление императора…
       А время между тем неумолимо шло вперед, оставляя генерал-губернатору все меньше и меньше дней для размышления и принятия решения… Почему медлит император? Чего-то ждет ? Не верит в способность Завойко, русских матросов и солдат еще раз отстоять Камчатку?… Неизвестно. И тогда Н.Н. Муравьев-Амурский, наконец, принимает самостоятельное решение и адресует контр-адмиралу В.С. Завойко следующий приказ. “Зная, что эскадра наша в здешних местах (на Камчатке. — Прим. автора) не может быть усилена и в будущем году, и, следовательно, Петропавловский порт останется без всякого благонадежного сообщения с устьем Амура или Аяном, а также, усматривая из полученных мною сведений, что неприятельская эскадра, действовавшая в настоящем году (1854-м. — Прим. автора), усилена даже линейными кораблями, я признаю необходимым перенести из Петропавловского порта все, находящееся там: военные способы, морскую команду и управления, как военные, так и гражданские, в Николаевский пост, на устье Амура…
       К марту 1855 г., когда В.С.Завойко получил приказ Н.Н.Муравьева-Амурского, в Петропавловске находились фрегат “Аврора”, корвет “Оливуца”, транспорты “Двина”, “Байкал” и “Иртыш”, боты “Кадьяк” и № 1. Требовалось подготовить их к переходу, установить на кораблях снятые с позиций пушки, погрузить огромное количество различного имущества порта…
       Разъясняя эти задачи петропавловцам, В.С.Завойко в своем приказе, написанном во исполнение вышеприведенного распоряжения генерал-губернатора Восточной-Сибири, подчеркивал: “… От быстрого… изготовления судов к плаванию будет зависеть весь успех нашего предприятия. Союзники (англичане и французы. — Прим. автора), как положительно известно, имеют намерения напасть на Петропавловск силами, непомерно превосходящими все наши силы, а следовательно, было бы лучшим выйти в море не позднее 1 апреля, для того, чтобы сколь возможно поспешнее достигнуть места нового назначения нашего. На этом основании я покорнейше прошу командиров внушить их командам всю важность успешного производства работ по вооружению и изготовлению судов”.
       Все работы по эвакуации порта проходили в очень трудных условиях, при сильных снегопадах и штормах. Тяжелые орудия матросы на руках переносили по льду на корабли. Специально созданный отряд моряков пропиливал и пробивал во льду фарватер для выхода кораблей на чистую воду, в море.
       Но вот все закончено, и в апреле 1855 г. корабли один за другим стали покидать Петропавловскую гавань. Они сначала переходили в залив Де-Кастри, так как Татарский пролив еще был скован льдом. Когда последние русские суда уходили из Петропавловска, на дальних подходах к Авачинской губе уже находилась скрытая густым туманом англо-французская эскадра из 12 кораблей, вооруженных в общей сложности 420 орудиями.
       Но в городе, на берегу, куда десантники противника беспрепятственно высадились 18 мая 1855 г., они не обнаружили русских военных, не увидели и кораблей. Ожесточившись, почувствовав себя одураченными, захватчики жгли избы, подожгли пустовавшее здание казначейства, казармы, баню, пекарню, провиантский магазин, морскую аптеку. Были разрушены укрепления бывших батарей…
       Затем англичане и французы покинули Камчатку и пустились догонять русские корабли. Один из отрядов неприятельской эскадры, состоявшей из английских фрегатов, брига и винтового парохода, 20 мая обнаружил в Де-Кастри русские корабли. Однако командир этого отряда не решился атаковать их и послал за подкреплением. Но когда оно подоспело, русские корабли уже ушли к Николаевскому посту. Англичане и французы снова бросились на поиски русских, но из-за своей географической неосведомленности найти их так и не смогли .
       “Русская эскадра под командой адмирала Завойко, - писала тогда, в 1855 г., лондонская газета “Таймс”, - переходом из Петропавловска в Де-Кастри и потом из Де-Кастри нанесла нашему британскому флагу два черных пятна, которые не могут быть смыты никакими водами океанов вовеки” .
       Вот так обстояли дела после Петропавловской обороны. Исчерпывающего ответа на два вопроса, поставленные в начале этого блока из истории Тихоокеанского флота России, они не дают. В какой-то мере ясны и оправданны распоряжения Н.Н.Муравьева-Амурского. Но только в какой-то мере. Что же касается англо-французов, то мотивы их поведения остались скрыты туманом полуторастолетней давности. Ведь и в первом, и в повторном нападении на Петропавловск главная цель их состояла в захвате Камчатской земли. Так почему же они этого не сделали? Война – то Англии и Франции с Россией продолжалась до 1856 г.?

БОРОДИН А.В., ведущий редактор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, полковник в/о, ветеран Тихоокеанского флота.

Тел: (7-4232) 26-11-15 (раб.)
        (7-4232) 46-26-42 (дом.)

Информационный сервер "Приморский край России"