|
ОСНОВАНИЕ ВЛАДИВОСТОКА
В 1859 г. генерал-губернатор
Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский, обходя
на корабле берега залива Петра Великого, обратил особое внимание на хорошо
укрытую бухту. Предложив назвать ее Золотым Рогом, генерал-губернатор приказал
основать на берегах этой бухты военный пост, который он же, Н.Н. Муравьев-Амурский,
поименовал Владивостоком.
… Утро 20 июня 1860
г. было теплым, но пасмурным. Над густо-зелеными сопками висели тяжелые
серые облака. Из них сыпалась мелкая морось. Однако эта не очень-то приятная
погода не повлияла на хорошее настроение русских моряков, стоявших на палубе
военного
транспорта "Маньчжур", неспешно входившего в бухту Золотой Рог (всегда
интересно людям открывать для себя что-то новое, неизвестное, никогда прежде
не виданное). Офицеры, матросы, солдаты с любопытством оглядывали и спокойную
уютную бухту, и светлый песок на берегах, который ласково гладила небольшая
волна, и кудрявые сопки, с которых весело и дружно сбегали почти к самой
воде березы и липы, акации, клены и дубы. В лесных зарослях, ближе к вершинам,
сквозь туманную пелену проступали могучие кедры и стройные пихты…
Командир транспорта капитан-лейтенант
Алексей
Карлович Шефнер, осмотрев в подзорную трубу живописную местность и
облюбовав для стоянки небольшую бухточку у подножья южного склона прибрежного
хребта, приказал спустить на воду шлюпку. Сойдя в нее вместе с прапорщиком
Н.В. Комаровым, Шефнер распорядился грести вдоль берега, чтобы выбрать
участок, наиболее подходящий для высадки прибывших сюда на корабле сорока
солдат третьей роты 4-го Восточносибирского линейного батальона. Вскоре
удобное место было найдено, и солдаты начали перебираться на сушу. В вахтенном
журнале "Маньчжура" об этом событии 20 июня 1860 г. была сделана следующая
запись: "Сего числа отправлено на берег — один обер-офицер, 2 унтер-офицера
и 37 человек рядовых 4-го линейного батальона для занятия поста".
Набежавший мягкий ветерок разогнал
облака, и под лучами яркого летнего солнца все вокруг стало выглядеть еще
более живописно. Зазвенели топоры, ритмично зажужжали пилы, и вот уже солдаты
посыпают песком освобожденную от растений площадку. Через час-два на берегу
забелели палатки. Вытесав из цельного ствола дерева флагшток, солдаты глубоко
вкопали его в землю. В назначенный час на флагштоке взмыл ввысь бело-сине-красный
государственный флаг Российской империи. Держа равнение, в сторону флага
обратились взоры застывших в торжественном строю солдат. Прапорщик Комаров
салютовал трехцветному стягу саблей. Парадный церемониал свидетельствовал
— военный пост Владивосток на берегах Японского моря учрежден.
На другой день после
высадки и в последующие дни на берегу Золотого Рога снова стучали топоры,
пели пилы, оглушительно трещали падающие деревья: шло строительство. Солдаты
и матросы споро возводили казарму, кухню, склады, баню, офицерский флигель…
Через месяц после первой высадки на берег в бухту Золотой Рог пришел винтовой
корвет "Гридень" под командованием капитан-лейтенанта Г.Х. Эгершельда .
Корвету была поставлена задача нести охрану поста Владивосток и обеспечивать
гарнизон необходимыми припасами. Штурманская команда по заданию Г.Х. Эгершельда
провела промеры бухты. На географической карте, составленной по результатам
измерений лейтенантом П.Ф. Чуркиным, впервые появились новые названия:
"Гавань и пост Владивосток", "Бухта Золотой Рог",
"Мыс Эгершельда", "Мыс Чуркина".
К зиме все, в чем
ощущалась первая необходимость на посту, было сделано. Когда грянули морозы,
команда поста, экипаж корвета "Гридень" проводили топографические работы,
метеорологические наблюдения. А наиболее меткие стрелки ходили на охоту
и возвращались с богатой добычей. Трофеями охотников становились косули,
зайцы, кабаны… К этому можно добавить, что энциклопедия Брокгауза и Ефрона
сообщает, что в первый год существования поста Владивосток тигры съели
всех собак, привезенных на берег Золотого Рога из Николаевска-на-Амуре.
В те годы город развивался сравнительно медленно. Но, начиная примерно с 1869-1870 гг., рост Владивостока становится заметнее. Все увеличивалось как бы в геометрической прогрессии. Однако у властей еще оставались колебания: учреждать ли во Владивостоке главный военный порт России на Тихом океане, или же избрать для этого какое-то другое место? Например, бухту Ольгу или залив Посьет…
- Служащих, солдат и матросов с их женами и детьми — 348;
- Разного свободного сословия с семьями — 89;
- Поселенцев и отставных солдат — 32;
- Их жен и детей — 5;
- Прочих жителей — 36;
Всего — 510 .
В 90-х годах XIX
в. продолжало упрочиваться положение Владивостока как главной базы военно-морского
флота России на Тихом океане. Уже не парусники, а мощные паровые боевые
корабли входили в состав флота. В июле 1894 г., когда началась японо-китайская
война, русская эскадра на Тихом океане, базировавшаяся во Владивостоке,
состояла из крейсеров первого ранга "Адмирал Нахимов", "Адмирал Корнилов"
и "Рында", крейсеров второго ранга "Разбойник", "Крейсер" и "Забияка",
канонерских лодок "Маньчжур", "Бобр", "Сивуч" и "Кореец", миноносцев "Сунгари",
"Уссури", "Янчихе" и "Сучена", миноносок №№ 77, 79 и 80. А на следующий
1895 г. эскадра Тихого океана была усилена прибывшими из Средиземного моря
эскадренным броненосцем "Император Николай I", крейсерами первого ранга
"Память Азова" и "Владимир Мономах", канонерскими лодками "Гремящий" и
"Отважный", миноносными крейсерами "Всадник" и "Гайдамак", миноносцами "Свеаборг",
"Ревель" и "Борга" .
…За 35 лет крохотный
военно-морской пост превратился в крупнейший порт и военно-морскую базу
России на ее Дальнем Востоке. Но впереди у Владивостока, как и у всей страны,
сквозь мглу времени, отделяющую настоящее от будущего, начинала проступать
трагическая гроза русско-японской войны…
На снимках и рисунках: парусно-винтовой транспорт "Маньчжур"
(рис. Боганца); командир транспорта "Маньчжур", впоследствии командир Владивостокского
порта А.К. Шефнер (рис. В. Чеботарева); вид на город с бухты Золотой Рог
в начале XX в.; одна из первых фотографий Владивостока, 1874 г.; бухта
Золотой Рог в 1890-х годах; первый трамвай на Светланской, 1912г.; Светланская
в 1895 г.
БОРОДИН А.В., ведущий редактор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, полковник в/о, ветеран Тихоокеанского флота.
- ЦГА ВМФ. Ф.909. Оп.1. Д.45. Л.110
- Г. Дмитриев. В. Ткачев. Залив Петра Великого. Владивосток, 1981. С. 16
- Л. Ермоленко, С. Иванов, Л. Иващенко, Л. Лысенко. Город нашенский. Владивосток, 1970. С. 38
- Г. Аммон. Памятные морские даты. Справочник. М., 1987. С. 141.
- Н. Пржевальский. Путешествие в Уссурийском крае (1867-1869 гг.) М., 1940. С. 49
- Владивосток. Штрихи к портрету. Сборник. Владивосток, 1985. С.24
- Там же. С. 40, 41
Тел: (7-4232) 26-11-15 (раб.)
(7-4232) 46-26-42
(дом.)