ИЗ ИСТОРИИ ТИХООКЕАНСКОГО
ВОЕННО - МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ
НАПАДЕНИЕ ЯПОНЦЕВ. ГИБЕЛЬ С.О.МАКАРОВА
…Ночью 26 января 1904 г. в доме
вице-адмирала О.В. Старка, начальника порт-артурской эскадры, бравурно
звучала музыка. Бал в честь дня рождения жены вице-адмирала был в разгаре.
А в это время русская эскадра, за четыре дня до того возвратившаяся из
учебного похода, стояла на внешнем рейде Порт-Артура на якорях, без паров,
без противоминных сетевых заграждений, при горящих огнях.
Находиться на внешнем
рейде кораблям приказал наместник императора на Дальнем Востоке адмирал
Е.И. Алексеев. Он опасался, что японцы, если внезапно нападут на Порт-Артур,
закупорят эскадру на внутреннем рейде. Такое базирование кораблей в обстановке
разрыва дипломатических отношений России с Японией с тревогой воспринималось
русскими моряками. Вице-адмирал С.О. Макаров,
в те дни — еще главный командир Кронштадтского порта, направил управляющему
морским министерством России вице-адмиралу Авелану письмо-предостережение…
“Из разговоров с
людьми, — сообщал Макаров, — вернувшимися недавно с Дальнего Востока, я
понял, что флот предполагают держать не во внутреннем бассейне Порт-Артура,
а на наружном рейде… Пребывание судов на открытом рейде дает неприятелю
возможность производить ночные атаки…”
Далее С.О. Макаров,
как бы предсказывая, предвосхищая грядущие события, отмечал, что такая
расстановка кораблей позволит “неприятелю в ночное время обрушиться на
флот с большим числом миноносцев и даже паровых катеров. Результат такой
атаки будет для нас очень тяжел… Японцы не пропустят такого бесподобного
случая нанести нам вред” .
К словам С.О. Макарова
в Петербурге отнеслись с пренебрежением, а в Порт-Артуре, как уже здесь
говорилось, корабли эскадры беспечно стояли на внешнем рейде.
…Всполошенные ночной
стрельбой с 26-го на 27-е января 1904 г., адмирал Алексеев, вице-адмирал
Старк и другие военачальники под утро поняли, что они слышали не “салют”
в честь дня рождения жены Старка. Нет, это совершилось нападение 10 японских
миноносцев на русскую эскадру. Японцам атаковать было очень удобно. Портартурские
корабли стояли в четыре линии, в шахматном порядке, некоторые их них грузились
углем, и верхние палубы были ярко освещены специальными электрическими
люстрами. Броненосцы “Цесаревич”, “Ретвизан” и крейсер “Паллада” время
от времени включали свои прожекторы, наводя их на морской горизонт. Словом,
все делалось так, как будто нарочно хотели показать японцам место стоянки
своей эскадры.
Правда, по особому
распоряжению начальства два русских дозорных эскадренных миноносца “Бесстрашный”
и “Расторопный” должны были вести наблюдение, бороздя воды в двадцати милях
мористее рейда и время от времени возвращаясь к флагманскому кораблю —
броненосцу “Петропавловск” с донесениями о своих наблюдениях. Надо сказать,
что, к сожалению, командиры обоих эсминцев — дозорных, их экипажи не справились
со своими задачами. Они ничего не увидели в ночном море, не распознали
японские корабли, “прозевали” их атаку. Более того, уже после взрыва японской
торпеды у борта “Ретвизана”, подрыва японцами броненосца “Цесаревич”, после
того как противник атаковал “Палладу”, и крейсер резко накренился на правый
борт, миноносец-наблюдатель “Бесстрашный” подошел к “Петропавловску” и
его командир бодро доложил Старку: — На море вражеских судов не замечено!
Такая вот “бдительность”
была у этого командира. В ответ на оптимистичный рапорт ему пришлось выслушать
от вице-адмирала немало язвительных замечаний.
Утром 27 января
к русской эскадре подошли главные силы японского флота под командованием
адмирала Х. Того. Но русские моряки уже, что называется, опомнились, и
последовавшие атаки противника на наши корабли успеха не имели. Тогда адмирал
Того со своими 15-ю кораблями (6 броненосцев, 5 броненосных крейсеров,
4 крейсера) отступил в море с намерением блокировать Порт-Артур и не допускать
выхода русской эскадры, которая могла бы помешать перевозке японских войск
для десантирования их в Корее .
В этих условиях,
вместо пассивного ожидания действий со стороны японцев, русским кораблям
следовало бы самим атаковать противника, держать его в напряжении, а при
удобном случае — и наносить ему урон. Однако этого не последовало. Тогда
же, днем 27 января 1904 г., произошло вынужденное сражение с японцами крейсера
“Варяг” и канонерской лодки “Кореец” (подробно об этом сражении — в следующем,
IX блоке материалов из истории Тихоокеанского флота России). А пока только
подчеркну, что бой “Варяга” и “Корейца” с японцами был именно вынужденным.
Дело в том, что
эти два корабля по недостаточно обоснованным мотивам были русским командованием
отправлены на стоянку в Чемульпо. Несмотря на явную угрозу надвигавшейся
войны с Японией, оба корабля, как никому не нужные пасынки, оставались
в Чемульпо вместо того, чтобы до нападения Японии прибыть в Порт-Артур.
Командование (адмирал Алексеев, вице-адмирал Старк) не сумели своевременно
отдать соответствующее обстоятельствам распоряжение. В результате “Варяг”
и “Кореец” были застигнуты в Чемульпо превосходящими силами японского контр-адмирала
Уриу .
Также по недостаточно
мотивированным причинам командование отделило от портартурской эскадры
и отправило во Владивосток четыре сильнейших крейсера: “Россия”, “Громобой”,
“Богатырь” и “Рюрик”. Естественно, что отсутствие в Порт-Артуре этих кораблей
и крейсера “Варяг” значительно облегчило японцам возможность и блокировать
с моря Порт-Артур, и перебрасывать свои сухопутные войска на материк.
Шаткое положение русской эскадры стало резко изменяться
в лучшую сторону, когда 24 февраля 1904 г. в Порт-Артур прибыл новый командующий
флотом вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Он сразу же принял решительные
меры по усилению обороны базы и повышению боевой активности кораблей эскадры.
Ознакомившись с их состоянием и обстановкой на театре военных действий,
С.О. Макаров поставил перед флотом такие задачи: ускорить ремонт поврежденных
кораблей, принять все меры к тому, чтобы не допустить высадки японской
армии на Ляодунский полуостров, постепенно расширять зону действий против
неприятеля легких сил флота. Намечалось также нанесение удара по главным
силам японцев на море, а Владивостокскому отряду крейсеров предлагалось
активно действовать на морских коммуникациях в Японском море, отвлекая
тем самым часть сил флота противника от Порт-Артура . Новый командующий
флотом предпринял частые выходы эскадры для отработки совместного плавания
и боевого маневрирования кораблей. При этом вице-адмирал Макаров стремился
к тому, чтобы вся портартурская эскадра могла выйти из внутреннего бассейна
на внешний рейд или войти во внутреннюю гавань за один период полной воды.
Особое внимание
С.О. Макаров обратил на организацию разведки. Чтобы четко знать местонахождение
японских сил вблизи Порт-Артура, в море почти каждую ночь высылались миноносцы.
Вечером 30 марта
1904 г. восемь русских миноносцев по распоряжению командующего флотом вышли
для рекогносцировки в море. Ночь была темная, шел сильный ливень. Около
22 часов миноносец “Страшный” потерял из виду шедшие впереди него наши
корабли. Командир “Страшного” капитан 2 ранга К.К. Юрасовский пытался найти
свой отряд, но не сумел. Глубокой ночью наш миноносец встретил группу из
шести кораблей. Решив, что это свои, Юровский пристроил свой миноносец
к этому отряду. Вплоть до рассвета корабли в кильватерном строю совместно
бродили в окрестностях Порт-Артура. Утром 31 марта “Страшный” поднял над
собой русский Андреевский флаг. Тут роковая ошибка обнаружилась, и завязался
отчаянный бой одного русского миноносца с шестью японскими.
Уже в самом начале
неравной схватки вражеский снаряд угодил в заряженный торпедный аппарат
“Страшного”. Раздался мощный взрыв. Погибли командир корабля и многие моряки.
В командование миноносцем вступил лейтенант Е.А. Малеев. “Страшный”, несмотря
на повреждения и сильный крен, вел по противнику огонь из всех орудий.
После очередных попаданий вражеских снарядов погибли инженер-механик П.М.
Дмитриев и несколько матросов. Все оставшиеся в живых во главе с лейтенантом
Малеевым стали к орудиям и отстреливались до тех пор, пока последнее из
них не вышло из строя. Получив большую пробоину ниже ватерлинии, миноносец
с гордо поднятым флагом погрузился в пучину…
Перед тем на помощь
“Страшному” С.О. Макаров выслал крейсер “Баян”. Его экипаж стал подбирать
тонущих моряков “Страшного”. Но тут к месту боя поспешили японские крейсера.
Тогда командующий флотом, державший свой флаг на эскадренном броненосце
“Петропавловск”, вышел во главе эскадры навстречу противнику. Вслед за
“Петропавловском” и “Баяном” в кильватере двигались эскадренный броненосец
“Полтава”, крейсера “Новик”, “Аскольд” и “Диана”. В 8 часов 40 минут утра
в дождливой пелене обрисовались силуэты шести японских броненосцев — “Миказа”,
“Фуджи”. “Асахи”, “Хацусе”, “Шикишима”, “Яшима” и двух броненосных крейсеров
“Кассуга” и “Ниссин”. Их сопровождали легкие крейсера. Создалось ощутимое
превосходство японцев в силах.
Чтобы не понести
неоправданные потери, Макаров решил принять бой с противником под защитой
береговых батарей. Началось перестроение русских кораблей для боя. А вскоре,
по свидетельству очевидцев (В. Семенова — старшего офицера крейсера “Диана”,
мичмана В. Шмитта — младшего флаг-офицера командующего флотом и др.) события
развивались так.
9 часов 43 минуты.
У правого борта “Петропавловска” раздался взрыв. Над броненосцем мгновенно
вырос громадный, раза в два превышающий высоту корабля столб черно-бурого
дыма и пламени, который потом совершенно окутал весь броненосец. Затем
прогрохотал еще один взрыв — под мостиком и более мощный. Из середины “Петропавловска”
стремительно вылетела масса огня с желто-зеленым и бурым дымом. Силой взрыва
были сорваны с места носовая башня, фок-мачта, мостик, трубы, часть кожуха.
Мачта всей тяжестью обрушилась на развороченный мостик, где находился адмирал
Макаров. Сигнальщик Бочков пытался спасти командующего. Но корабль шел
на дно, и матроса смыло.
После второго взрыва
броненосец резко накренился на правый борт, затем его корма приподнялась,
обнажив работающий в воздухе винт…
9 часов 45 минут.
Когда купол дыма и пламени поднялся вверх, корпус корабля наполовину своей
длины был уже под водой, а высоко поднявшаяся, вся объятая пламенем корма
быстро погружалась в море, усеянное обломками и тонущими людьми…
По заключению морского
технического комитета, броненосец подорвался на минной банке — целой связке
японских мин.
Так вместе с 10
офицерами штаба эскадры, 18 офицерами и 620 матросами корабля погиб Степан
Осипович Макаров. Вместе с ним ушел на дно моря и известный русский художник-баталист
Василий Васильевич Верещагин.
Всего 36 дней командовал
флотом вице-адмирал С.О. Макаров. Но и за этот короткий срок выдающийся
флотоводец и ученый успел много полезного сделать для упрочения обороны
Порт-Артура, повышения боеспособности и боеготовности кораблей. Военный
моряк — герой оставил глубокий след в сердцах защитников Порт-Артура. Гибель
адмирала стала невосполнимой потерей для России.
НА СНИМКАХ: вице-адмирал С.О. МАКАРОВ; русский художник-баталист
В.В. ВЕРЕЩАГИН; эскадренный броненосец “Петропавловск” в Порт-Артуре.
БОРОДИН А.В., ведущий редактор
Института
истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН,
полковник в/о, ветеран Тихоокеанского флота.
Тел: (7-4232) 26-11-15 (раб.)
(7-4232) 46-26-42
(дом.)
Информационный сервер "Приморский
край России"