|
![]() |
![]() |
На одной из корчаг с Шайгинского городища выполнен рисунок рыбы способом лощения, то есть деревянной или костяной палочкой с округлым отполированным концом по сырой еще поверхности сосуда. Рыба нарисована плывущей снизу вверх и в направлении с права налево. | ![]() |
Путь ее логически ясен - это замкнутая окружность. Ощущение движения передано удивительно точно. Плавники - пара брюшных и спинной - разведены и топорщатся остриями назад, подчеркивая стремительность движения. | ||
Хвостовой плавник как бы слегка выдвинут на зрителя, создает иллюзию волнообразного
колебания. Очертание тела листовидное и выполнено плавной чистой линией.
Головная часть заострена. Двумя поперечными дугообразными бороздками обозначены жаберные крышки, небольшой дугой отмечен рот. Четко нарисован большой круглый глаз рыбы. Крупная чешуя передана крутыми дугами, беспорядочно следующими от головы к хвосту. Необходимо отметить, что эти дуги передают объем, выпуклость рыбьего тела и даже упругость мышц, что гармонирует с выпуклостью тулова сосуда. Несмотря на некоторую стилизацию, рыба больше всего похожа на карася из семейства карповых - обитателя пресноводных водоемов Приморья. Эту рыбу бохайцы считали благородной, и она пользовалась у них и за пределами страны популярностью. Именно эту рыбу выбрали для различия чиновничьей иерархии бохайские, а затем и чжурчжэнские чиновники. С этой целью они подвешивали отлитые из бронзы изображения карасей к поясу. Известно, что изображения рыб, прежде всего парных, у многих народов средневекового Востока считались символом пожелания многочисленного потомства, а также теснейшим образом были связаны с идеей множественности, большого числа чего-либо, богатства. Иначе говоря, наличие изображений рыб на посуде следует понимать как пожелание того, чтобы содержимое этих сосудов никогда не оскудело. Изображение рыбы расположено так, что движение ее направлено к плечикам сосуда, то есть туда, где обычно чжурчжэньские гончары помещали символы неба. Волнистые линии и символы солнца в виде розеток несут в себе функцию очищения и охраны. В связи с этим вспоминается, что у некоторых народов Средней Азии рыбы без различия их видов считались особенно чистыми. Их чистоту объясняет одна из популярных легенд, согласно которой главный персонаж, желая убить бога, стреляет в небо, но попадает в рыбу, вставшую на защиту бога. Кроме того, в хорезмских пережиточных верованиях рыба считалась и одним из распространенных оберегов от сглаза. У якутов же , например, изображение рыбы загораживало проход в нижний мир и вешалось на спину шамана вместе с кольцом, означающим изначальную мать-землю, которую нужно оградить. У монголов существовали детские амулеты-обереги, связанные с рыбой. Они указывают на роль рыболовства у древних монголов. Возможно, что рисунок рыбы на шайгинском сосуде является не чем иным, как все тем же оберегом содержимого сосуда от злых духов. По-видимому, пережитки подобных представлений были еще сильно распространены среди чжурчжэней. На средневековых археологических памятниках Приморья найдено несколько зеркал с изображением гоняющихся друг за другом рыб. Достаточно рассказать о двух таких зеркалах. Первое с Шайгинского городища на тыльной стороне имеет изображение двух рыб, несущихся друг за другом по кругу. Рыбины совершенно одинаковы. Волны, среди которых они стремительно движутся, выполнены в более низком рельефе и составляют собой как бы фон, но фон не пассивный. Упругие завитки создают ощущение бурлящей воды вокруг рыбы. Линии волн не подчинены движению рыб, а встают на их пути, тормозят движение. Рыбы преодолевают эти силы, побеждают в борьбе. Гоняющиеся друг за другом рыбки в круге укладываются в схему эмблемы жизни - две запятые с точками, похожие на рыб. Некоторые ученые связывают его с солнечным знаком. На Востоке он является символом мужского и женского начала. Заметим также, что извивающиеся тела рыб образуют прямоугольник. Известно, что квадрат в круге - это схема - символ двух начал: Неба и Земли. Парные рыбы также являлись символом достатка и пожелания потомства. Второе зеркало - Ананьевского городища и отличается от первого тем, что вокруг композиции с рыбами выполнена тем же рельефом гирлянда из цветов и две виньетки. Случайно ли сочетание рыб и цветов в одной композиции? Возможно, что цветы, растения олицетворяют в данном случае цветущую природу, вечное движение и круговорот в ней. Ее плодородие показано в зеркале как творческий акт изначальных сил - Неба и Земли, выраженных в виде водной стихии с рыбами. Есть еще зеркало с Шайгинского городища, пока единственное, где изображена сложная композиция, илюстрирующая, возможно, такое природное явление, как затмение солнца. Здесь чжурчжэнский мастер отказался от передачи движения по кругу. В этой композиции показана триада мира - Земля, Мировой океан, Небо. Буйвол, изображенный в нижней части композиции, олицетворяет собой земледелие. О том, что это так, свидетельствует тот факт, что чжурчжэни оформляли свои соломорезки в виде головы буйвола. Но такие же соломорезки они оформляли и в виде рыбы. И на зеркале, в средней его части, показаны рыбы, выпрыгивающие из воды навстречу солнцу, пытаясь его спасти. Как выше говорилось, на корчаге для зерна чжурчжэни рисовали рыбу для охраны содержимого сосуда. Все это говорит о неслучайности соседства таких персонажей, как буйвол и рыба. Чжурчжэни, судя по этому сюжету, молили о солнце, которое поглощается тучами-драконами, несущими ливневые дожди. Молит об этом буйвол, задрав голову вверх и ревя. Кидаются на усмирение потоков рыбы. Вся динамика движения направлена снизу в вверх. Зритель лицезрит солнце. Он наблюдает, как солнце закрывается тучами. Удивительный, можно сказать, новаторский для чжурчжэней прием передачи подобного рода движения в жизненной и в то же время космологической сценке. |