19 мая 2017 г. в конференц-зале ДВГИ ДВО РАН доктор географических наук, руководитель лаборатории палеоэкологии кайнозоя Владимир Степанович Пушкарь прочел научно-популярную лекцию "Палеоэкологические  исследования недавнего геологического прошлого как основа прогноза естественных климатических изменений". Мероприятие было приурочено Общероссийской климатической неделе 2017. 19 мая 2017 г. в конференц-зале ДВГИ ДВО РАН доктор географических наук, руководитель лаборатории палеоэкологии кайнозоя Владимир Степанович Пушкарь прочел научно-популярную лекцию "Палеоэкологические  исследования недавнего геологического прошлого как основа прогноза естественных климатических изменений". Мероприятие было приурочено Общероссийской климатической неделе 2017. 19 мая 2017 г. в конференц-зале ДВГИ ДВО РАН доктор географических наук, руководитель лаборатории палеоэкологии кайнозоя Владимир Степанович Пушкарь прочел научно-популярную лекцию "Палеоэкологические  исследования недавнего геологического прошлого как основа прогноза естественных климатических изменений". Мероприятие было приурочено Общероссийской климатической неделе 2017. 19 мая 2017 г. в конференц-зале ДВГИ ДВО РАН доктор географических наук, руководитель лаборатории палеоэкологии кайнозоя Владимир Степанович Пушкарь прочел научно-популярную лекцию "Палеоэкологические  исследования недавнего геологического прошлого как основа прогноза естественных климатических изменений". Мероприятие было приурочено Общероссийской климатической неделе 2017.

19 мая 2017 г. в конференц-зале ДВГИ ДВО РАН доктор географических наук, руководитель лаборатории палеоэкологии кайнозоя Владимир Степанович Пушкарь прочел научно-популярную лекцию "Палеоэкологические  исследования недавнего геологического прошлого как основа прогноза естественных климатических изменений". Мероприятие было приурочено Общероссийской климатической неделе 2017. В качестве слушателей на лекции присутствовали студенты ДВФУ и ВГУЭиС, аспиранты и сотрудники ДВГИ ДВО РАН, а также ученые из других научных институтов ДВО РАН.

Лекция В.С. Пушкаря была посвящена проблеме палеоклиматических изменений в недавнем (квартер) геологическом прошлом и возможности использования этих данных при моделировании будущих климатических прогнозов.  Показано, что использование только данных метеорологических наблюдений недостаточно для прогностических построений. Дело в том, что кроме орбитальных изменений на климатические параметры планеты влияет и концентрация парниковых газов (главным образом углекислого газа и метана) в атмосфере, ведущая к ее прогреву. Но изменение концентрации парниковых газов никак не зависит от орбитальных параметров (циклы Миланковича). Она связана с жизнью Мирового океана, главной кладовой карбонатов, но цикличность и механизмы выброса парниковых газов еще не достаточно изучена. Поэтому рассматривать антропогенную составляющую как главную причину изменений климата преждевременно, хотя и не обращать внимания на быстрорастущую активизацию влияния человечества на природные процессы нельзя.

В своем докладе Владимир Степанович обратил внимание и на ряд региональных факторов, которые могут весьма существенно влиять на климатические параметры.  Например, Берингия – гигантская, периодически возникавшая во время  регрессий Мирового океана суша. В эпохи снижения уровня океана до –130-140 м огромные пространства шельфов Арктики и Северной Пацифики Тихого океана обнажались, формируя Берингийскую сушу. В ее состав при закрытии Берингова пролива входили Северо – Восток Азии, Аляска и Канадский Юкон. При этом Берингийский мост, соединявший Азию с Северной Америкой, был намного шире, чем Аляска и Чукотка. Отсутствие свободного водообмена между Арктическим и Тихим океаном, изменение площадей и геометрии Чукотского, Берингова и Охотского морей, солнечной инсоляции, контраст в прогреве Берингийской суши и поверхностных вод Арктического и Тихого океанов, приводили к изменениям в зарождении и передвижении в этом регионе систем атмосферных потоков, векторов и интенсивности северо-тихоокеанских поверхностных течений, а также в распределение осадочного вещества в системе «материк-океан». Свидетельством этого является разительный контраст в климатическом режиме Чукотки (ярко выраженный холодный и сухой климат) и Аляски (менее холодный и влажный). Сами по себе окраинные моря, являясь весьма чувствительными к глобальным климатическим изменениям, также влияли на формирование региональных климатов Северной Пацифики. И, наконец, активность и пульсационный режим Восточно-Азиатского муссона, связанные с ледниковой периодизацией квартера, стали третьим ведомым фактором в формировании климатического режима Северной Пацифики, приводившего и к синергетическим  изменениям климата глобального характера.

Резюмируя свое выступление, Владимир Степанович отметил, что Всесторонний сравнительный анализ ледниковых и межледниковых событий квартера необходимо включать в качестве сценариев при моделировании долгосрочных изменений климата планеты.

Видеоматериалы >>>