|
|
До революции Владивосток в художественной жизни региона играл лидирующую роль. В нем прошло больше, чем в других центрах разного рода выставок (общим числом 23): групповых, передвижных и, даже иностранных авторов, например, живописцев парижского салона (1903,1906,1913 гг.). Здесь же состоялась в 1893г. первая на Дальнем Востоке персональная выставка (художник К.В. Богданова). Генерал-майор и художник Латерпер был активным организатором любителей искусства. По его инициативе или при его участии во Владивостоке в 1896г. состоялась первая групповая выставка местных художников, в 1899г. – вторая, в 1900г. – образовалось Владивостокское общество поощрения изящных искусств (ВОПИИ)), которое в 1901г открыло Рисовальную школу. ВОПИИ просуществовало до 1909г. После его самоликвидации художники города образовали “художественный кружок”. Руководимый неутомимым Латерпером, он ежегодно проводил с небывалой регулярностью с 1911 по 1914г. в городе большие выставки местных художников. Ведь перед революцией во Владивостоке обосновались художники с академическим образованием: В. Баталов, К. Даль, Н. Штуккенберг, Н. Волков. Первый из них организовал летом 1917г. первую на Дальнем Востоке частную художественную школу. В собственном доме, приглашая для преподавания также других художников города, он успешно пять лет обучал изобразительному искусству молодежь города. Но в 1923 г. в связи с процессом национализации частных школ она была закрыта. Как отмечает в своих работах искусствовед В.И. Кандыба, в годы гражданской войны Владивосток стал прибежищем и местом деятельности многих, в том числе и известных русских и иностранных художников, артистов, литераторов: Д. Бурлюка, В. Пальмова, Е. Афанасьевой, П. Любарского, чеха В. Филалы, ставшего впоследствии у себя на родине известным художником, и многих других. Но следует трезво оценить расцвет культурной жизни Владивостока в этот отрезок истории, с 1918 по 1922г. Ее содержание и характер определяло 300-тысячное пришлое население. И, как только в 1923г. стремительно схлынул этот поток, 100-тысячный Владивосток остался со своими прежними, довольно скромными творческими возможностями. В 20-30-е годы художественная жизнь во Владивостоке строилась на новой социальной базе и идейной основе: на художественных студиях Пролеткульта, Домов культуры; на идеологизации оформления визуальной среды советской эпохи; на выставках рабочей и студенческой молодежи нового послереволюционного призыва; на созвучных времени объединениях вроде владивостокского ДальВОПХа (в 1931г.) – Дальневосточного общества пролетарских художников. Старые художники с высшим образованием в 1920-1930-х годах не играли не то что направляющей, но даже заметной роли. Более того, в 1935 и 1938гг. были репрессированы К. Каль и Н. Штуккенберг, окончившие соответственно Дюссельдорфскую и Петербургскую Академии художеств; удаляются в начале 1930-х годов из города В. Баталов (Мюнхенская АХ), Н. Лушников (Петербургская АХ). Поистине прервалась связь времен. На выставках Владивостока 1930-х годов возобладала стихия художественного примитива. Он подменил собой высококультурный дилетантизм дореволюционной интеллигенции, профессионализм академически образованных художников. В 1938 г. во Владивостоке вновь образовался местный очередной Союз художников, он сплошь состоял из самодеятельной творческой молодежи, возглавляемой 26-летним председателем В. Безродным – единственным академически образованным живописцем. Для художников образуется пока еще переходная его форма – Организационный комитет СХ СССР, просуществовавший до середины 1950-х годов. Как государственная инстанция, как своего рода министерство от изобразительных искусств, Оргкомитет приступает к регистрации объединений художников. В 1941г. владивостокские художники прошли через эту процедуру в Москве. С этих пор их организация отдается под присмотр Приморского комитета по делам искусств, может рассчитывать на его посильную помощь, апеллировать к власть имущим. Но она же – эта организация – в ответ на государственную заботу была обязана стать неукоснительным проводником официальной идеологии в искусстве. Оборотная сторона подобной практики тоталитаристского управления искусством имела, тем не менее, для владивостокских художников и положительные последствия. Их союз стал частью государственной структуры, а значит предметом внимания далекой Москвы. Их творчество впервые вовлекается в циркуляцию художественной жизни в масштабах страны, направляемой Оргкомитетом в столице. Конец 1940-х – начало 1950-х годов – период нарастания выставочной активности приморских художников. Практически десять лет, по 1949г., местные мастера знали только городские и краевые выставки. И лишь с 1950г. художники Приморья начинают основательно обживать выставки республиканского и всесоюзного уровня. В те времена еще не существовало промежуточного звена между краевой и республиканской выставками в виде зональной. Ее прообразом можно считать редкие межобластные выставки художников Сибири и Дальнего Востока. Они проводились в 1944 и 1955 гг. в Иркутске, в 1954г. – в Хабаровске. На них удельный вес работ приморцев заметно возрастал. Было видно, что по темпам развития и творческому тонусу Союз художников Приморья был в числе передовых. Его представляли В.С. Иноземцев, М.А. Цыганов, В.М. Фомин, С.Ф. Арефин, Д.С. Будрин, И.Ф. Палшков, С.Ф. Мазуренко, О.Н. Сушкова, С.С. Серегина, Д.П. Праведникова. Нарастанию творческого потенциала приморских художников способствовало Владивостокское художественное училище. По инициативе и настоянию В.В.Безродного Наркомат просвещения СССР утвердил решение об открытии его в 1943г. Осенью 1944г. прошел первый набор, в 1949г. состоялся первый выпуск. Училище стало важным фактором стабилизации художественной жизни города. Квалифицированные специалисты теперь постоянно пополняли ряды работников изобразительного искусства. Из них в 1950-х годах формируется поколение активных молодых художников: И.В.Рыбачук, Ю.С.Рачев, В.Н.Самойлов, В.Н.Герасименко, Ф.Н.Бабанин, Т.М.Кушнарев, В.М.Свиридов и др. Они приняли эстафету от ветеранов-зачинателей, с ними связывались надежды, как теперь видно не напрасные, на дальнейшее развитие Приморского союза художников. Начиная с 1960-х годов художественная жизнь Владивостока, как и по всей стране, становится многогранней, ее общая картина заметно усложняется. Начинают использовать разнообразные стилевые традиции, идет творческий поиск художественных форм, отвечающих новому содержанию советской жизни. В это время стали выдвигаться новые разноплановые кружки, олицетворяющие поколение “шестидесятников”: А.В. Телешов, В.М. Медвецкий, В.Н. Прокуров, В.С. Чеботарев, И.А. Кузнецов, В.С. Рачев, Е.Н. Корж, В.П. Семкин, В.А. Федоров. В 1967г. художественный факультет ДВГИИ открывает счет своим ежегодным выпускам. В результате, как нигде в регионе, во Владивостоке началась ускоренная концентрация художников крепкой профессиональной закалки. К ярким представителям “своего” дальневосточного художественного воспитания относятся: С.А. Литвинов, И.А. Ионченков, В.А. Снытко, Ю.В. Собченко, Н.Е. Большаков, А.И. Плешивцев, Н.Н. Петров, В.В. Яхненко, В.Н. Погребняк, В.П. Цой и др. Новые структурные изменения приморской художественной жизни выразились в открытии салонов, картинных галерей и просто торговых точек при книжных магазинах, при гостиницах для продажи произведений искусства. Недавно оформились негосударственные по статусу галереи. Три самые известные из них во Владивостоке “Дальарт”, “Триада”, “Артэтаж”. В 1990г. во Владивостоке создано еще одно творческое объединение, единственное в своем роде в России, - Союз самодеятельных художников Приморья. Впервые “художники воскресного дня” получили независимые ни от кого формы организации своей деятельности и творчества. Подводя итоги краткому очерку истории художественной культуры Приморья, отметим, что во всех своих основных профессиональных формах (музыка, театр, изобразительное искусство) она прошла сложный путь развития и достигла значительных результатов. |
Королёва В.А., Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока России
Copyright ©1998-2001 Лаборатория компьютерных технологий ДВГИ ДВО РАН