Население.
Приморский край - одна из самых густонаселенных территорий Дальнего Востока.
На его территории проживает 2241,3 тыс. человек (1997 г.), в их числе -
77,6% - городское население. В крае насчитывается 12 городов, 46 поселков
городского типа, 25 административных районов. В среднем на один район приходится
25,2 тыс. человек (в т.ч. сельского населения 13,2 тыс. человек), а на
один сельский совет - 1,5 тыс. человек. Наиболее крупные города: Владивосток,
(651,0 тыс. человек), Находка (190,5 тыс. человек),
Уссурийск (160,9 тыс. человек), Артем
(114,4 тыс. человек), Арсеньев (69,1 тыс. человек).
Начиная с 1988
г. демографическая ситуация в Приморском крае стала ухудшаться, что характерно
и в целом для Российской Федерации. До 1991 года численность населения
края из года в год увеличивалась не только за счет мигрантов, но и за счет
естественного прироста. С 1992 г. численность населения края стала сокращаться
как за счет миграционного оттока, так и за счет естественной убыли.
Миграция
населения во все большей мере определяется трудностями перехода отраслей
хозяйства на рыночные отношения. В крае формируется многоукладная рыночная
экономика, с характерными для нее безработицей и конкуренцией на рынке
труда. В характере миграционных процессов происходят не только количественные,
но и качественные сдвиги, которые в значительной мере повлияли на положение
в сфере занятости населения.
Четвертая
часть населения края - дети в возрасте до 15 лет, 13% - лица пенсионного
возраста. Максимальной долей населения старших возрастов выделяются сельские
районы, где эти показатели выше средних по краю. Так же много лиц старше
трудоспособного возраста в городах - Владивостоке,
Артеме, Дальнереченске,
Партизанске, районах - Анучинском, Кировском,
Черниговском. Число пенсионеров ежегодно увеличивается более чем на 6 тыс.
человек, а к уровню 1979 г. увеличение составило 30%.
В Приморском
крае сложилась следующая структура трудовых ресурсов по видам занятости:
в общественном производстве - 70,1%, в домашнем и личном подсобном хозяйстве
- 24,2%, на учебе с отрывом от производства - 5,7%.
Средний возраст
постоянно проживающего населения составлял в 1979 году - 30,7, в 1989 году
- 31,8 года. Средний возраст женщин выше, чем мужчин. Если сравнивать жителей
городской и сельской местности, то средний возраст городского жителя выше
на 1,5 года. Удельный вес мужчин составляет 49,5%, женщин 50,5%. На 1000
мужчин приходится 1016 женщин. Самый высокий удельный вес мужчин отмечен
в Лесозаводском районе.
Экономика.
Приморский край является наиболее развитым из дальневосточных районов России.
Здесь сосредоточено около 30% всего социально-экономического потенциала
Дальнего Востока: населения, валового регионального продукта, промышленной
и сельскохозяйственной продукции. Основными факторами развития и размещения
хозяйства в Приморском крае являются следующие:
Благоприятное экономико-географическое
положение края.
Разнообразный природно-ресурсный потенциал
территории края и прилегающих к ней морских акваторий.
Накопленный за предшествующие периоды
социально-экономический и научно-технический потенциал.
Геополитические факторы.
Выгодное экономико-географическое
положение (ЭГП) Приморского края определяется тем, что территория края
имеет непосредственное соседство - на севере с промышленно развитым Хабаровским
краем, на западе на протяжении почти 1000 км с активно развивающимися Северо-Восточными
районами Китая, на юге с развивающейся северной провинцией КНДР. Со всеми
край имеет устойчивые железнодорожные и автомобильные сообщения. На юге
и востоке край почти 1500 километровым побережьем выходит к незамерзающему
Японскому морю. Благодаря морскому транспорту край имеет хорошую доступность
к таким развитым странам, как Япония, Республика Корея. Расстояние через
Японское море между ближайшими географическими точками побережья Приморского
края и Японии составляет 300 км, Республики Корея - 500 км. Всю территорию
края с севера на юг пересекает крупнейшая в России и в мире Транссибирская
магистраль. Основная ее линия подходит к морю и заканчивается во Владивостоке,
а еще два ответвления подходят к портам Находки,
Зарубино и Посьета. От Транссиба отходят ряд широтных железнодорожных ответвлений
- на восток во внутренние районы края и на запад к российско-китайской
границе. Таким образом, большая часть территории Приморья имеет надежную
железнодорожную связь с другими районами России, в том числе с Москвой
и Санкт-Петербургом, а также - с соседними странами КНР и КНДР.
Через основные
порты Приморья, к которым подходят ветки Транссиба, осуществляются экспортно-импортные
связи со странами АТР не только Приморского края, но и других районов России.
Таким образом, благодаря выгодному ЭГП наш край выполняет связующие, контактные
функции в развитии разнообразных связей России со странами АТР.
Через порты Приморья ежегодно завозятся
многие жизненно важные грузы: продовольствие, топливо, машины и оборудование
в северо-восточные районы страны - в Магаданскую область, на Камчатку и
Чукотку, на Сахалин.
К настоящему
времени в Приморском крае сложилось многоотраслевое хозяйство, здесь представлено
более 50 отраслей промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта
и связи, торговли и сферы обслуживания. Всего зарегистрировано 36373 предприятия
различных форм собственности.
Роль предприятий,
компаний, фирм разных отраслей в хозяйственном комплексе края, в его экономике
существенно различаются (рис.
). Основу экономики составляют базовые отрасли, обеспечивающие работу всех
других отраслей хозяйства - топливно-энергетический комплекс (ТЭК), транспорт,
связь. ТЭК края базируется в основном на собственных углях (Лучегорские
и Павловские разрезы) и жидком привозном топливе (нефтепродукты из Хабаровска,
Комсомольска-на-Амуре, Ангарска и др. нефтеперерабатывающих заводов).
В крае в год
добывается около 10 млн. т. угля. 3-4 млн. т. угля завозится из Южной Якутии,
Иркутской и Кемеровской областей. На этих углях работают тепловые электрические
станции: Приморская ГРЭС в п. Лучегорске, ТЭС в Артеме,
Партизанске и Владивостоке.
Свои электростанции строятся в Уссурийске и Находке.
В южных районах края предполагается строительство нефтеперерабатывающего
завода.
В Приморском
крае развиты почти все виды транспорта - морской, железнодорожный, автомобильный,
авиационный, электронный. Ведущее значение имеет морской транспорт,
который является отраслью специализации.
Выделяются две основные
акционерные судоходные компании: "Дальневосточное морское пароходство",
которое ориентировано на заграничные и каботажные перевозки различных грузов
и "Приморское морское пароходство", специализирующееся на перевозках нефтепродуктов.
Почти 80% морских перевозок в Дальневосточном регионе выполняют суда Приморского
края. Морские суда перевозят лес, рыбу, уголь, нефтепродукты, металлы,
машины и оборудование, продовольственные товары. Многие суда работают во
фрахте на международных линиях. В Приморье действуют 5 крупных портов и
несколько портопунктов (в Пластуне, Рудной Пристани, Ольге, Преображении
и др.).
Через порты Приморья
и Транссиб действует уникальный контейнерный мост: АТР - страны Западной
Европы. Транзит через Россию занимает 11-12 суток. Различные грузы и пассажиры
перевозятся между отдельными портами и порт-пунктами Приморского
края, в другие порты России, прежде всего на тихоокеанском побережье, а
также во многие страны мира. Общая длина железных дорог в крае составляет
1628 км. За год через железнодорожные станции края отправляется и принимается
около 20 млн. т. разнообразных грузов: уголь, лес, зерно, металл, нефтепродукты,
контейнеры.
Автомобильный
транспорт выполняет в основном внутрикраевые перевозки. Общая длина автодорог
с твердым покрытием составляет около 7 тыс. км. За год автомобильным транспортом
перевозится около 10 млн. т. грузов и более 300 млн. пассажиров. За последние
годы стали развиваться автодорожные сообщения с приграничными районами
КНР.
Большую
роль для края выполняет авиационный транспорт, прежде всего в перевозках
пассажиров. Основной аэропорт во Владивостоке
связан регулярными рейсами со многими крупными городами России, а также
с отдельными городами Японии, Китая, США, Республики Корея, КНДР и другими.
Самолетами осуществляются и грузовые перевозки. Выполняются и внутренние
авиаперевозки.
В крае
действуют современные линии связи, в том числе с использованием спутниковых
систем. Развивается сотовая телефонная связь, электронная почта, Интернет.
К отраслям
специализации края, которые производят большие объемы продукции на внешние
рынки, относятся рыбная, лесная и горнодобывающая промышленность и морской
транспорт.
Основные базы
рыбодобывающего флота, рыбообрабатывающие предприятия и компании сосредоточены
во Владивостоке, Находке,
Зарубино и Преображении. Добыча рыбы и морепродуктов (ракообразные, головоногие,
моллюски, иглокожие, водоросли) ведется как в прибрежных водах, так и в
удаленных районах Тихого океана. Добывается более 1 млн. т. рыбы и морепродуктов
в год. На юге Приморья создаются первые предприятия марикультуры - искусственного
разведения в прибрежных водах ценных моллюсков - мидий, гребешков, трепанга,
а также - водорослей - анфельции, ламинарии и др.
Лесная промышленность
представлена тремя группами предприятий:
лесохозяйственными, производящими лесопосадки,
санитарные рубки, заготовку побочных продуктов лесопользования: орехов,
ягод, грибов, лекарственных растений, мяса и пушнины промысловых животных;
лесозаготовительными, которые ведут
заготовку древесины, ее вывоз с лесосек на склады. Около 200 подобных предприятий
вырубают в год около 3 млн. м3 деловой древесины;
Наиболее ценные породы
- кедр, ясень, лиственница - на лесосеках часто заготавливаются выше рациональной
нормы. В то же время мало используются в хозяйстве осина, береза, дуб.
Практически не развита глубокая переработка древесины, в т.ч. отходов лесопиления.
Добыча и обогащение
свинцово-цинковых и оловянных руд осуществляется в крае с начала XX века
в АО "Дальполиметалл" (Дальнегорский район) и в Хрустальненской оловодобывающей
компании (Кавалеровский район). Оловянный концентрат вывозится автомобильным
транспортом до станции Варфоломеевка, а затем по железной дороге - в Новосибирск
на металлургический завод для выплавки чистого олова. Свинцово-цинковый
концентрат большей частью вывозится морем за рубеж. Предполагается коренная
реконструкция свинцово-плавильного завода в пос. Рудная Пристань, а также
строительство нового металлургического завода полного цикла с получением
всех полезных веществ из полиметаллических руд.
Добыча
и обогащение вольфрамовых руд ведется на Приморском горно-обогатительном
комбинате в Красноармейском районе и Лермонтовском рудоуправлении в Пожарском
районе. В северных районах края на ряде россыпных месторождений старательские
артели добывают золото и серебро.
Ценное
химическое сырье - бор и борсодержащие продукты (борную кислоту и изделия
из нее) производит крупнейшее в стране предприятие - АО "Бор" в Дальнегорске.
На Ярославском
горно-обогатительном комбинате (Хорольский район) добывается и обогащается
ценнейшее металлургическое сырье - плавиковый шпат, или флюорит. В основном
продукция этих предприятий вывозится за рубеж на рынки АТР.
Значительный
объем товаров народного потребления производится местными предприятиями
легкой промышленности, на которых работает более 6 тысяч человек. Здесь
выпускаются широко известные в крае и за его пределами фарфорофаянсовая
продукция, трикотажные и швейные изделия, обувь, мебель, моющие средства,
бытовая техника и прочее. К сожалению, в последние годы легкая промышленность,
в условиях жесткой конкуренции с товаропроизводителями из Китая и Республики
Корея, испытывает значительные трудности, которые постепенно преодолеваются.
Предприятия начинают адаптироваться к условиям рынка. В отрасли создаются
малые предприятия, меняется ассортимент производимой продукции, повышается
ее качество и др.
Значительное
место в хозяйстве края занимает машиностроение, в том числе судостроение
и судоремонт, авиастроение, приборостроение. Производятся в крае также
инструменты для металлообрабатывающей промышленности, станки деревообрабатывающие,
литье чугунное, стальное и цветное, санитарнотехническая арматура и т.
п. продукция. В крае имеются машиностроительные предприятия военно-промышленного
профиля, выпускающие продукцию мирового уровня, например, боевые вертолеты
Ка-50 ("Черная акула"), Ка-52 ("Аллигатор"), ракетные зенитные комплексы
и т.п. Край заслуженно гордится создателями этой продукции. В последние
годы военно-промышленные предприятия края значительно увеличили удельный
вес гражданской продукции в общем объеме производства и довели этот показатель
до 47-55%.
Сельское
хозяйство В крае имеется около 1,5 млн. га
сельскохозяйственных угодий, работает более 600 сельскохозяйственных предприятий
различных форм собственности, 3,5 тыс. фермерских хозяйств. В них насчитывается
около 100 тыс. голов крупного рогатого скота, 40 тыс. свиней, разводят
они также овец и коз, производят зерно, картофель, овощи, мясо, молоко,
яйца и много другой ценной сельскохозяйственной продукции. Некоторые производства:
сои, риса, звероводства - имеют общегосударственное значение. По объему
производства меда Приморский край занимает 1-е место в России. Сельские
коллективные хозяйства и фермеры в совокупности производят продукции на
сумму до 3 млрд. деноминированных рублей.
Значительная
часть сельскохозяйственной продукции перерабатывается на предприятиях пищевой
промышленности края. Пищевая промышленность здесь представлена плодоовощной,
хлебопекарной, кондитерской, масложировой, сахарной, мясной, маслосыродельной,
молочной и другими отраслями. Наиболее крупной отраслью, несомненно, является
рыбная. На долю рыбной отрасли приходится 74% продукции от всей пищевой
промышленности края.
Все большее место в экономике края занимают внешнеэкономические связи.
Ежегодный внешнеторговый оборот составляет уже более 2 млрд. долл. США.
Наиболее масштабные внешнеэкономические связи Приморский край осуществляет
с Японией, Китаем, Республикой Кореей. Внешнеторговый оборот Приморья с
каждой из этих стран приближается к 300 млн. долл. США. Достаточно масштабны
внешнеэкономические связи края и с США, Тайванем, Таиландом, Сингапуром.
В структуре экспорта все еще преобладает сырье. При этом наибольший удельный
вес занимают поставки рыбы, морепродуктов, консервов. Значительны также
поставки древесины, цветных металлов, химической продукции, транзита черных
металлов, удобрений. В импорте высока доля потребительских товаров, в т.ч.
продовольствия, растет доля нефтепродуктов. В последние годы стала возрастать
доля машиностроительной продукции - и в импорте, и в экспорте.