ВЛАДИВОСТОКСКАЯ КРЕПОСТЬ

Владивостокская крепость     Все, кто был во Владивостоке, вероятно, обратили внимание, что на вершинах сопок, у основания скал вдоль дорог, на морском побережье,  здесь находятся какие-то бетонные сооружения. Внимательный взгляд въезжающего в город по автомобильной дороге также может заметить, что в районе Седанки впереди на вершине очередной сопки проглядываются прямые линии бетонных брустверов. Все эти фортификационные сооружения можно объединить одним словом - крепость. С момента своего рождения Владивостоку была уготована роль форпоста России на Тихоокеанском побережье, роль ее береговой крепости.  Об этом говорит и само название города - Владей востоком. Представьте себе, что уже в первый год своего существования форпост Владивосток уже подвергся вторжению иностранного крейсера. Поэтому с  момента основания поста началось его укрепление в военном отношении.  Понятно, что первоначальные сооружения были деревянно-земляными и в настоящее время сохранились плохо, в виде понижений в рельефе верхних частей сопок. Первые батареи,  защищавшие порт,  были построены в 1878 г. на м.  Голдобина,  Эгершельда и Бурном. .  Первый план укреплений обеспечивающих круговую оборону Владивостока был разработан в 1878 - 1879 гг.  полковником П. Ф.Унтербергером  и  осуществлен в 80-е годы XIX столетия под руководством военного инженера капитана В.  П. Широкова. В 1889 году Владивосток был официально объявлен крепостью. Это решение было обусловлено  построенными в 80-е годы XIX столетия береговыми батареями на побережье Амурского залива, мысе Голдобина, Назимовском полуострове  и в северной части о.  Русский и сухопутных укреплений, прикрывавших подступы к главной базе базе Сибирской военной флотилии.
    Одним из элементов крепости явился канал через Саперный полуостров о.Русский, в результате которого образовался остров Елены.  Он был прорыт в 1889 году.
    В 1897 году по плану К.  С. Чернокнижникова,  начали возводить форты Северо-Восточный, Северный и Северо-Западный на высотах к югу от р.  Вторая речка и Седанка для обеспечения города и порта от бомбардировки с суши,  а также форт  Южный  на Русском острове. Кроме того, стали перестраивать береговые батареи из дерево-земляных в бетонные.  Была построена  закрытая  от  обстрела с обоих заливов центральная военная дорога. К сожалению, в 1899 г. по приказу военного министра генерал-лейтенанта А. Н. Куропаткина работы на сухопутных фортах были прекращены в целях уменьшения стоимости работ, а также из-за уменьшения планируемой численности гарнизона крепости.  Соответственно,  линию обороны  перенесли ближе к городу и порту на высоты к северо-западу и юго-востоку от долины Первой речки.  Для проектирования укреплений  на этой новой линии обороны в 1899 г.  во Владивосток был направлен военный инженер полковник К.  И. Величко - в это время это был ведущий в мире инженер-фортификатор. Именно по его проекту  стали возводиться форт Муравьева-Амурского на горе Холодильник,  сооружения которого отлично видны с площади Баляева и с путепровода через Первую речку, а  также форт Суворова в районе Зеленого Угла. Кроме того, возводились укрепления N 1, 2 и 3,  редуты N 4 и 5, три люнета, несколько сухопутных батарей и сплошная ограда в виде рва и земляного вала.  Из этих сооружений хорошо сохранились и легко доступны располагающиеся в районе ул.Днепровская.  В тоже время на о. Русский строился форт Русских на г.  Русских, а также временное укрепление N 4 , впоследствие ставшее фортом Поспелова.  Одновременно сооружались 23 береговые батареи. Руководили постройкой этих укреплений  полковник полковник В.  И. Жигалковский. К началу русско-японской войны (1904 г.) эти укрепления были,  в основном,  построены, за исключением некоторых береговых батарей.  У всех этих сооружений имеется одна очень важная особенность - подобно  возводившимся одновременно укреплениям Порт-Артура, толщина сводов на сухопутных укреплениях (0,8 м) обеспечивала защиту от обстрела из  орудий калибра не свыше 152 мм.  Наличие этих фортификационных сооружений воспрепятствовало расширению боевых действий на территорию Приморской области.  Вместе с тем, в  феврале  1904 г.  крепость подверглась обстрелу перекидным огнем из-за мыса Басаргина, который вела  японская эскадра крейсеров  адмирала Камимуры.  Открыть ответный огонь не удалось - в то время были не построены батареи  на  побережье  Уссурийского  залива.  Непосредственно во время войны это упущение было исправлено и   береговую оборону вынесли на побережье Уссурийского залива,  а также по  всему периметру острова Русский.   В августе  1904  г.  было принято решение рубеж сухопутной обороны вынести на линию недостроенных по проекту К. С. Чернокнижникова укреплений, и продлили  ее  по  высотам  южного  борта  долины  р.  Седанка до Амурского залива.  После окончания войны пришлось в первую очередь строить казармы, так как гарнизон крепости увеличился с одной до двух стрелковых  дивизий  и одной пехотной бригады,  а крепостная артиллерия с трех батальонов до четырех полков. После   потери   в русско-японско  войне  Порт-Артура значение Владивостока резко возросло и принимались экстренные меры по укреплению  боеготовности  крепости.
     В 1910 г. под руководством генерал-лейтенанта С. К. Вернандера был разработан новый план усиления крепости. По этому плану  предполагалось  на полуострове Муравьева-Амурского возвести 7 (N 1-7) фортов и 8 (лит.  А-З)  промежуточных  опорных  пунктов  на высотах по южному борту долины реки Седанка, кроме того 4 (N 9-12) форта на юго-восточном и южном побережьях о.  Русский, реконструировать и вновь построить более 30 береговых батарей с бетонными конструкциями усиленного типа,  а также соорудить  25 береговых капониров для выкатной артиллерии. Помимо этого были запроектированы казематированный мясохолодильник и 13 групп тоннельных пороховых  погребов. Возводимые сухопутные форты имели толщину бетонных конструкций свыше 2,5 м, кроме того снаружи сооружения усиливались каменными фортификационными тюфяками,  а изнутри - противооткольной защитой в виде арматурной сетки,  вмурованной в бетон, а также в виде сплошного набора из стальных швеллеров на  асфальтобетонной прослойке.  Это обеспечивало защиту казематированных сооружений от 3 попаданий 420-мм снарядов в одну точку.
    Сейчас толщина этих сводов просто поражает. Почему делалась такая толщина? Да потому, что во время обороны Порт Артура его командующий Кондратенко вместе со своим штабом были убиты всего одним снарядом, попавшим прямо в каземат, где в то время располагался штаб обороны.
    Казематированные помещения на фортах, защищающие рвы,  подбрустверные галереи, служившие убежищами для дежурных частей, убежища выкатной артиллерии,тоннельные и казематированные казармы,  тыловые и промежуточные капониры,как  правило, соединялись  между  собой разветвленной системой подземных ходов - сквозняков.  Кроме того из фортов обычно устраивали скрытый выход в  тыл,  длина  которого достигала до 800 м.  Для  обеспечения от  подземно-минной  атаки  форты  имели систему контр-минных галерей. В среднем на каждом форте было около 1 км подземных сооружений,  на форте N 2 общая длина закрытых сообщений составляет свыше 3 км.
    Если форты, построенные до русско-японской войны легко просматриваются в рельефе в виде горизонтальных уступов, слабо замаскированных казематов, то форты проекта 1910 г.  полностью учитывают все особенности конкретного рельефа каждой возвышенности.  Форма рельефа сопок  не нарушалась. Поэтому, разглядывая сопки трудно представить всю мощь,  находящихся на них оборонительных сооружений. Это существенно  затрудняло пристрелку  осадной артиллерии противника.  Форты такого типа не имели аналогов в мировой фортификации. Все фортификационные сооружения были соединены между собой и с центром крепости разветвленной системой радиально-кольцевых  автомобильных  дорог.
     У фортов, помимо номеров, имелись личные наименования:  форты Русского острова были названы в честь выдающихся князей  Киевской Руси и Московского царства,  а северные форты NN 1-7 именовались в честь царей и императоров  из  династии  Романовых.
     1Строительством этих сооружений  руководил начальник инженеров крепости генерал-майор А.  П.  Шошин. На строительстве широко применялась самая современная строительная техника - механические перфораторы,  электрические бетономешалки, переносные узкоколейные железные дороги.  Для доставки многих десятков  тысяч  тонн  цемента, щебня, песка и других грузов на форты была устроена система подвесных канатных дорог, связавшая все форты северного отдела обороны с  железной дорогой на паровой тяге, специально проложенной по долине Второй речки.  Канатные дороги применялись и на Русском острове.  На постройке работали более 8 тысяч вольнонаемных рабочих,  специально законтрактованных  в  Европейской части России.  Китайские рабочие в постройке крепости не участвовали.
    К 1914 г. сооружения были готовы примерно на 2/3.
    Гарнизон крепости к тому времени состаял из 80 тысяч человек.  На вооружении только береговых батарей имелось  более  200 орудий  калибра от 120 до 280 мм.  Наиболее современными артиллерийскими системами крепости являлись  152  мм пушки  Канэ  и 254 мм пушки образца 1895 г.  В это время Владивостокская крепость являлось морской крепостью первого класса - одной из сильнейших морских крепостей в мире.
     В 1914, вследствие начала Первой мировой войны на фронт выступил 4-й Сибирский армейский корпус. Позднее демонтировали и отправили в крепости Европейской  части России значительную часть береговой артиллерии.
    В годы гражданской войны (1918 - 1922 гг.) материальные  ресурсы крепости использовались обеими враждующими сторонами.  В 1923 г. по условиям соглашения с Японией крепость была упразднена.     В конце 20-х гг.  из-за ухудшения международной  обстановки на  Дальнем  Востоке несколько береговых батарей бывшей крепости вновь получили вооружение и вошли в состав Отдельной  Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА), а в начале 30-х гг., после формирования Морских Сил Дальнего  Востока,  береговая  оборона была  передана  флоту.  С  1931 по 1934 гг.  на Русском острове, островах Попова и Аскольда и м.Гамова велось строительство семи новых  батарей крупного и среднего калибра,  в том числе Ворошиловской батареи.

 
Ворошиловская батарея

 Ворошиловская батарея
    Батарея располагается в южной части острова Русский, в 400 м  от юго-западного берега кутовой части бухты Новик. Батарея состоит из двух башен с тремя орудиями каждая.
     История создания батареи весьма интересная. В 1931 году нарком обороны К.Е.Ворошилов одобрил проект ее создания и всего через два года она была построена.  До настоящего времени на стенах красуются значки коммунистического интернационала молодежи - знак того, что в ее строительстве принимали участие комсомольцы. В 1934 году батарея была принята на вооружение. При этом впечатляет объем произведенных работ. Каждая башня венчает  бетонное сооружение глубиной 15 м, разделенное на 5 этажей. Толщина бетонного свода - 3,5 м. Он расчитан на прямое попадание авиабомбы весом 1 тонна. Второй этаж является зарядным погребом, где хранились в цинковых тубусах, обеспечивающих герметичность и теплоизоляцию, 1200 зарядов. Для одного выстрела требовалось два полузаряда весом 76 и 32 кг. Здесь была предусмотрена эффективная система пожаротушения. На третьем этаже располагался снарядный погреб, где хранились 600 снарядов. Их подача осуществлялась по монорельсу, прикрепленному к потолку, а подъем - при помощи талей. Башни соединялись между собой на глубине 25 м подземным ходом длиной 217 м. Башни и стволы двигались от электромоторов. Батарея соединялась  ЛЭП с  энергосистемой острова, но имела и свою силовую дизельную установку, расположенную на глубине 25 м и обеспечивающую, в случае необходимости, электропитанием. В крайнем случае 10 человек могли вращать башню вручную. Под батареей была пробурена артезианская скважина глубиной 25 м, обеспечивающая батарею водой.
    При строительстве батареи и для подвоза снарядов использовали узкоколейную железную дорогу, построенную вдоль берега бухты Новик от построенного специально для этой цели причала к началу подъема к батарее. К настоящему времени от причала и железной дороги мало, что сохранилось, за исключением большого полуразрушенного здания депо и остатков насыпи.
     Орудия были сняты с линкора Полтава и после ремонта на Обуховском заводе, на котором  были изготовлены еще до первой мировой войны, привезены, подняты и установлены на башни.  Вес каждого ствола - 51 тонна. Диаметр - 350 мм. Вес вращающейся части каждой башни - 900 тонн, весь вес башни - 1200 тонн. На башнях установлена броня толщиной 300 мм. Вращение башен круговое. Углы наклона стволов от - 5  до +25 градусов. Максимальная дальность стрельбы 35 км. При этом высота полета снаряда на максимальной траектории составляла 11 км. Снаряды с дистанционным взрывателем позволяли стрелять и по воздушным целям. Скорострельность для одного орудия 1,5 выстрела в минуту. И это притом, что вес снаряда 470 кг (самый легкий - дальнебойный - 314 кг).  Снаряды по типам разделялись на дальнебойные, полубронебойные и бронебойные, которые могли пробить броню толщиной 350 мм.  Стрелять можно было 1 стволом, двумя, тремя стволами и всеми орудиями (6 стволов).
     Расчет одной башни - 75 человек,  всю батарею, включая наблюдательный пункт и силовую установку, обслуживали - 399 человек.
     В целом, проходя по этажам, разглядывая сложные механизмы зарядных камор и стволов, ловишь себя на мысли, как красиво, функционально и добротно все это было сделано. А если учесть, что многим из этих мезанизмов уже более 80 лет мысленно снимаешь шапку перед инженерами и рабочими, сотворившими это чудо военной техники.
     Но, пожалуй, самое большое впечатление производит точность стрельбы из этих орудий -  швартовая бочка, находящаяся на расстоянии 6 миль (1 морская миля - 1852 м) от батареи была уничтожена на последних практических стрельбах (1992 год) с третьего выстрела. При этом диаметр бочки составлял всего 2 м, то есть на таком расстоянии ее и разглядеть-то было практически невозможно!
     В боевых действиях батарея не принимала, но безусловно сыграла роль сдерживающего фактора для японских адмиралов.
     К сожалению, это чудо техники не миновала тяжелая чаша нынешней разрухи, и в 1997 году батарея была выведена из состава флота. Не обошли ее и мародеры, открутив, где успели, бронзовые и латунные детали. Лишь благодаря общественной поддержке удалось приостановить процесс уничтожения этого исторического памятника. Сейчас он реставрируется и в скором времени будет являться составной частью военно-исторического музея КТОФ.
    Сохранившиеся сооружения  крепости и Островного сектора береговой обороны МСДВ признаны памятником истории и военно-оборонительного  зодчества  федерального значения.   На одной из старейших береговых батарей - Безымянной батарее размещается музей крепости.
    Форты и Ворошиловскую батарею можно посетить с экскурсиями. Например, центр Пантера проводит экскурсию во время которой только под землей экскурсанты проходят более 1 километра подземных сооружений форта и опорных пунктов.

БЕРСЕНЕВ Ю.И., эксперт Приморской думы

Copyright ©1998-2002 Лаборатория компьютерных технологий ДВГИ ДВО РАН

webmaster@fegi.ru

h t t p : / / w w w . f e g i . r u





Яндекс.Метрика