|
ГВАРДЕЙСКАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-56
Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56 на Корабельной набережной Владивостока. Водоизмещение 840/1070 м3 ; длина - 77,7 м , ширина - 6,4 м , осадка - 4,0 м ; мощность - 2 x 1472 кВт (электродвигатели ) ; скорость - 19,5/9.0 уз ; дальность плавания - 9500/135 миль ; предельная глубина погружения - 100 м ; время погружения 68 с ; автономность - 30 сут ; вооружение - НТА - 4 x 533 , КТА - 2 x 533 , торпед - 12 , арт. - 1 x 100 , 1 x 45 ; экипаж - 7 офицеров , 39 старшин и матросов. |
Во Владивостокесобрана
целая мемориальная флотилия знаменитых кораблей и судов - памятников воинской
и трудовой славы. Ее базой стал музейный комплекс "Боевая слава Тихоокеанского
флота", расположенный на Корабельной набережной, вдоль которой стоит выкрашенная
в шаровый цвет длинная подводная лодка. Морской ветер развевает на ее кормовом
флагштоке фоенно-морской флаг. Это знаменитая
С-56.
Конструктивно
С-56
представляла собой среднюю лодку новейшего по тем временам типа с сильным
торпедным и артеллерийским вооружением, высокой скоростью и большой автономностью.
К началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ находились 14 таких подводных лодок, а во время войны было сдано флоту еще 16. За успешные операции шесть подводных лодок - С-13, С-31, С-51, С-56, С-101 и С-104 - были награждены орденом Красного Знамени. Лодкам С-33 и С-56 было присвоено звание гвардейских, а командиры подводных лодок Б.А.Алексееев (С-51), Г.Д.Щедрин (С-56), И.Ф.Кучеренко (С-51) и С.П.Лисин (С-7) удостоены звания Героя Советского Союза. В 1942-1943 гг. группа тихоокеанских подлодок совершила переход через Тихий и Атлантический океаны на действующий Северный флот. Вел "эску" (С-56) ее первый командир капитан-лейтенант Г.И.Щедрин. В 1951 г. лодка вернулась на Тихий океан по Северному морскому пути. После того, как лодка отслужила положенный срок, ее переоборудовали в учебно-тренировочную станцию. Но к 30-й годовщине Победы она вновь подняла овеянный ветрами трех океанов флаг, став мемориалом. Теперь посетители входят в ее кормовые отсеки, где развернута экспозиция "Развитие подводных сил нашей Родины на Тихом океане", через люк попадают в центральный пост, носовые отсеки, где все восстановлено так, как было во время войны. Добавим, что в музее представлена закладная доска С-56, на которой выгровировано "Трудящиеся народов СССР строят подводную лодку для защиты социалистического Отечества от интервенции мировой буржуазии ! ". |
Мемориальный корабль " Красный вымпел ". Водоизмещение - 650 т. , скорость -9 уз , мощность
энергетической установки - 600 л. с., дальность плавания - 2500 миль ,
длина - 58,6 м , ширина - 8,5 м , осадка - 3,45 м ,экипаж - 57 чел.
|
Здесь же, кормой к Корабельной набережной, отшвартовался небольшой корабль
с изящно изогнутым форштевнем, высокими мачтами и чуть склоненной дымовой
трубой. Это сторожевой корабль "Красный вымпел". Его история началась
в апреле 1911 г., когда на финской верфи " Крейтон" построили одновинтовую
двухпалубную паровую яхту, названную в честь камчатского губернатора В.С.Завойко,
руководившего обороной Петропавловска -на-Камчатке в Крымскую войну 1853-1856
гг. Как указывалось в свидетельстве о подъеме на "Адмирале Завойко" коммерческого
флага "судно имеет право плавания по всем морям". Первое время яхту приписали
к Ревельскому (Таллинскому) порту, затем она перешла через Балтику, Атлантику,
Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны на Камчатку.
После гражданской войны часть боевых и вспомогательных кораблей увели отступавшие белогвардейцы. Миноносцы с выведенными из строя машинами стояли на приколе во Владивостоке. Единственным боевым кораблем в дальневосточных водах оказался "Адмирал Завойко", которому 31 мая 1923 г. присвоили новое наименование "Красный вымпел" и переквалифицировали в посыльное судно. В 1924 г-1925 гг. "Красный вымпел" охранял морскую границу, помогал ученым и флотским гидрографам исследовать акваторию Японского моря. В 1923 г. был объявлен состав Морских сил Дальнего Востока (позже Тихоокеанский флот), и первым в списках числился "Красный вымпел". Он стал настоящей кузницей кадров для флота, на нем служили будущие адмиралы С.Г.Горшков и Н.И.Смирнов. В 1940 г. корабль передали военно-морскому училищу, но сначалом Великой Отечественной войны "Красный вымпел" вернулся в строй: прокладывал подводные линии связи, обеспечивал базирование субмарин в необорудованных бухтах. В августе 1945 г. корабль становится тральщиком, участвует в Сейсинской десантной операции, потом очищает воды северо-корейских портов от мин, оставленных там японцами, а также выставленных в 1942 -1945 гг. американской авиацией. Кончилась война, но долгие годы "Красный вымпел" еще служил вспомогательным судном. 20 июля 1958 г. Военный Совет флота преобразовал старый корабль в плавучий музей. Уместно напомнить, что проекты реконструкции и установки "Красного вымпела" и С-56 были выполнены Приморским ЦКБ, а претворили разработки в жизнь работники "Дальзавода". Автору этих строк посчастливилось принимать непосредственное участие в этих работах. |
Рыболовный сейнер МРС-80 встречает моряков у входа в бухту Золотой Рог. Водоизмещение - 56 т ; скорость - 8 уз ; автономность - 5 сут ; район плавания - 20 миль от защищенного порта ; длина - 18,78 м ; осадка - 2,0 м ; экипаж - 8 чел . |
В одной из частей Тихоокеанского флота , расположенной на берегу живописной бухты в окрестностях Владивостока , застыл на пьедистале почета торпедный катер ТКА-123 типа "Комсомолец". Испытания головного катера этого типа были начаты на Балтике в 1940 г. Новые "морские москиты", не уступая в скорости своим предшественникам, реданным торпедным катерам типа Г-5, были крупнее их и обладали лучшей мореходностью - могли действовать при четырехбальном волнении. Они были вооружены двумя трубчатыми аппаратами, спаренным крупнокалиберным пулеметом или скорострельной пушкой. На флоты навые катера стали поступать с 1943 г., причем многие строились на средства, собранные тружениеами тыла, советской молодежью. Об этом свидетельствуют их названия - "Тюменский комсомолец", "Тюменский пионер", "Речник Ангары", "Одесский комсомолец", "Комсомолец Казахстана". В наши дни торпедные катера типа "Комсомолец" сохранились как памятники не только во Владивостоке, но и в Азове и Новороссийске, Севастополе и Санкт-Петербурге, Баку и Балтийске, Калининграде и Бердянске. |
Таким образом, "береговая" флотилия Владивостока насчитывает пять судов и кораблей. Хотелось бы, чтобы подобных памятников отечественного кораблестроения и морской истории было больше и они бережно сохранялись государством для потомков.
Г.П.ТУРМОВ, ректор Дальневосточного
государственного технического университета, доктор технических наук.
Copyright ©1998-2002 Лаборатория компьютерных технологий ДВГИ ДВО РАН