"БЕРЕГОВАЯ"  ФЛОТИЛИЯ  ВЛАДИВОСТОКА

     Десятки мемориальных боевых кораблей, судов морского и речного флота можно увидеть во многих портовых городах России.

ГВАРДЕЙСКАЯ  КРАСНОЗНАМЕННАЯ  ПОДВОДНАЯ  ЛОДКА  С-56


C-56

     Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56 на Корабельной набережной Владивостока.

Водоизмещение 840/1070 м3 ; длина - 77,7 м , ширина - 6,4 м , осадка - 4,0 м ; мощность - 2  x 1472 кВт (электродвигатели ) ; скорость - 19,5/9.0 уз ; дальность плавания - 9500/135 миль ; предельная глубина погружения - 100 м ; время погружения  68 с ; автономность - 30 сут ; вооружение - НТА - 4 x 533 , КТА - 2 x 533 , торпед - 12 , арт. - 1 x 100 , 1 x 45 ; экипаж - 7 офицеров , 39 старшин и матросов.

      Во Владивостокесобрана целая мемориальная флотилия знаменитых кораблей и судов - памятников воинской и трудовой славы. Ее базой стал музейный комплекс "Боевая слава Тихоокеанского флота", расположенный на Корабельной набережной, вдоль которой стоит выкрашенная в шаровый цвет длинная подводная лодка. Морской ветер развевает на ее кормовом флагштоке фоенно-морской флаг. Это знаменитая С-56. Конструктивно С-56 представляла собой среднюю лодку новейшего по тем временам типа с сильным торпедным и артеллерийским вооружением, высокой скоростью и большой автономностью.
    К началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ находились 14 таких подводных лодок, а во время войны было сдано флоту еще 16. За успешные операции шесть подводных лодок - С-13, С-31, С-51, С-56, С-101 и С-104 - были награждены орденом Красного Знамени. Лодкам С-33 и С-56 было присвоено звание гвардейских, а командиры подводных лодок Б.А.Алексееев (С-51), Г.Д.Щедрин (С-56), И.Ф.Кучеренко (С-51) и С.П.Лисин (С-7) удостоены звания Героя Советского Союза.
     В 1942-1943 гг. группа тихоокеанских подлодок совершила переход через Тихий и Атлантический океаны на действующий Северный флот. Вел "эску" (С-56) ее первый командир капитан-лейтенант Г.И.Щедрин. В 1951 г. лодка вернулась на Тихий океан по Северному морскому пути.
     После того, как лодка отслужила положенный срок, ее переоборудовали в учебно-тренировочную станцию. Но к 30-й годовщине Победы она вновь подняла овеянный ветрами трех океанов флаг, став мемориалом. Теперь посетители входят в ее кормовые отсеки, где развернута экспозиция "Развитие подводных сил нашей Родины на Тихом океане", через люк попадают в центральный пост, носовые отсеки, где все восстановлено так, как было во время войны. Добавим, что в музее представлена закладная доска С-56, на которой выгровировано "Трудящиеся народов СССР строят подводную лодку для защиты социалистического Отечества от интервенции мировой буржуазии ! ".

МЕМОРИАЛЬНЫЙ  КОРАБЛЬ  " КРАСНЫЙ  ВЫМПЕЛ "

Красный вымпел

     Мемориальный корабль " Красный вымпел ".

Водоизмещение - 650 т. , скорость -9 уз , мощность энергетической установки - 600 л. с., дальность плавания - 2500 миль , длина - 58,6 м , ширина - 8,5 м , осадка - 3,45 м ,экипаж - 57 чел.
 
 
 
 
 
 
 

 

      Здесь же, кормой к Корабельной набережной, отшвартовался небольшой корабль с изящно изогнутым форштевнем, высокими мачтами и чуть склоненной дымовой трубой. Это сторожевой корабль "Красный вымпел". Его история началась в апреле 1911 г., когда на финской верфи " Крейтон" построили одновинтовую двухпалубную паровую яхту, названную в честь камчатского губернатора В.С.Завойко, руководившего обороной Петропавловска -на-Камчатке в Крымскую войну 1853-1856 гг. Как указывалось в свидетельстве о подъеме на "Адмирале Завойко" коммерческого флага "судно имеет право плавания по всем морям". Первое время яхту приписали к Ревельскому (Таллинскому) порту, затем она перешла через Балтику, Атлантику, Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны на Камчатку.
     После гражданской войны часть боевых и вспомогательных кораблей увели отступавшие белогвардейцы. Миноносцы с выведенными из строя машинами стояли на приколе во Владивостоке. Единственным боевым кораблем в дальневосточных водах оказался "Адмирал Завойко", которому 31 мая 1923 г. присвоили новое наименование "Красный вымпел" и переквалифицировали в посыльное судно. В 1924 г-1925 гг. "Красный вымпел" охранял морскую границу, помогал ученым и флотским гидрографам исследовать акваторию Японского моря. В 1923 г. был объявлен состав Морских сил Дальнего Востока (позже Тихоокеанский флот), и первым в списках числился "Красный вымпел". Он стал настоящей кузницей кадров для флота, на нем служили будущие адмиралы С.Г.Горшков и Н.И.Смирнов. В 1940 г. корабль передали военно-морскому училищу, но сначалом Великой Отечественной войны  "Красный вымпел" вернулся в строй: прокладывал подводные линии связи, обеспечивал базирование субмарин в необорудованных бухтах. В августе 1945 г. корабль становится тральщиком, участвует в Сейсинской десантной операции, потом очищает воды северо-корейских портов от мин, оставленных там японцами, а также выставленных в 1942 -1945 гг. американской авиацией. Кончилась война, но долгие годы "Красный вымпел" еще служил вспомогательным судном. 20 июля 1958 г. Военный Совет флота преобразовал старый корабль в плавучий музей.
     Уместно напомнить, что проекты реконструкции и установки "Красного вымпела" и С-56 были выполнены Приморским ЦКБ, а претворили разработки в жизнь работники "Дальзавода". Автору этих строк посчастливилось принимать непосредственное участие в этих работах.

РЫБОЛОВНЫЙ  СЕЙНЕР  МРС-80

МРС-80

     Рыболовный сейнер МРС-80 встречает моряков у входа в бухту Золотой Рог.

Водоизмещение - 56 т ; скорость - 8 уз ; автономность - 5 сут ; район плавания - 20 миль от защищенного порта ; длина - 18,78 м ; осадка - 2,0 м ; экипаж - 8 чел .


     В одной из частей Тихоокеанского флота , расположенной на берегу живописной бухты в окрестностях Владивостока , застыл на пьедистале почета торпедный катер ТКА-123 типа "Комсомолец". Испытания головного катера этого типа были начаты на Балтике в 1940 г. Новые "морские москиты", не уступая в скорости своим предшественникам, реданным торпедным катерам типа Г-5, были крупнее их и обладали лучшей мореходностью - могли действовать при четырехбальном волнении. Они были вооружены двумя трубчатыми аппаратами, спаренным крупнокалиберным пулеметом или скорострельной пушкой. На флоты навые катера стали поступать с 1943 г., причем многие строились на средства, собранные тружениеами тыла, советской молодежью. Об этом свидетельствуют их названия - "Тюменский комсомолец", "Тюменский пионер", "Речник Ангары", "Одесский комсомолец", "Комсомолец Казахстана".

     В наши дни торпедные катера типа "Комсомолец" сохранились как памятники не только во Владивостоке, но и в Азове и Новороссийске, Севастополе и Санкт-Петербурге, Баку и Балтийске, Калининграде и Бердянске.

БУКСИРНЫЙ  КАТЕР  ТИПА  " ЖС "

Буксирный катер

     Буксирный катер типа " ЖС " - первое цельносварное судно в СССР.

Водоизмещение - 30 т ; длина - 16,0 м ; высота борта - 1,93 м.
 

   
     У мыса Голдобина на вечной стоянке "ошвартовался" небольшой сейнер МРС-80, служивший в дальневосточном промысловом флоте. Этот неутомимый труженик моря в течение многих лет был основным типом судов для прибрежного лова рыбы. Первенец отечественного рыболовного судостроения МРС-80 расположен на овальной площадке, вымощенной бетонными плитами, на которой начертано "В честь трудового героизма и доблести рыбаков Приморья".

ТОРПЕДНЫЙ  КАТЕР  ТИПА  " КОМСОМОЛЕЦ "

Торпедный катер

Торпедный катер типа " Комсомолец ".

Водоизмещение - 23 т. , скорость - 48 уз , мощность энергетической установки - 2400 л. с., длина - 19,3 м , ширина - 3,6 м , осадка - 1,5 м . Вооружение : два 450- мм торпедных аппарата , спаренная 20- мм пушка ШВАК , два лотковых бомбосбрасывателя  с шестью большими глубинными бомбами .

 
    Недалеко от бывшего электросварочного цеха "Дальзавода" - крупнейшего на Дальнем Востоке судоремонтного предприятия, а ныне холдинговой компании - на пьедестале трудовой славы установлен небольшой буксирный катер типа "ЖС", а на самом здании укреплена мемориальная доска с текстом "В 1930 г. здесь построено первое в Советском Союзе цельносварное судно.Строительство велось под руководством и при непосредственном участии профессора Виктора Петровича Вологдина. В конце 1931 г. "Дальзавод" начал строить серию из десяти таких катеров (они получили индекс ЖСЛ). Катера хорошо себя зарекомендовали и находились в эксплуатации вплоть до 1950 г.

     Буксирные катера типа "ЖС" эксплуатируются и внастоящее время. Конечно, создаются они по другим проектам, которые периодически модернизируются с учетом развития техники. Таких катеров построено уже много сотен. Они сыграли значительную роль в развитии народного хозяйства Дальнего Востока - использовались как разъездные, портовые, пожарные и лоцманские суда. В годы Великой Отечественной войны часть буксирных катеров была вооружена и переоборудована в посыльные суда, суда охраны рейдов и базовые тральщики.

     Известен, например, случай, подтверждающий высокие мореходные качества этих судов. Экипажу катера "Ж 257" пришлось совершить беспримерный 82-дневный рейд в зимнее время по просторам Тихого океан. Ураган угнал судно с острова Парамушир в конце 1953 г., и только в конце февраля 1954 г. его удалось обнаружить у восточных берегов Камчатки. Все шесть моряков были спасены.

     Таким образом, "береговая" флотилия Владивостока  насчитывает пять судов и кораблей. Хотелось бы, чтобы подобных памятников отечественного кораблестроения и морской истории было больше и они бережно сохранялись государством для потомков.

Г.П.ТУРМОВ, ректор Дальневосточного государственного технического университета, доктор технических наук.
 
 

ВЛАДИВОСТОК

Региональный информационный сервер "ПРИМОРСКИЙ  КРАЙ  РОССИИ"


Copyright ©1998-2002 Лаборатория компьютерных технологий ДВГИ ДВО РАН

webmaster@fegi.ru

h t t p : / / w w w . f e g i . r u





Яндекс.Метрика