|
История
отношений России с Китаем насчитывает около 400 лет. Более трех столетий
шел процесс формирования восточной части границы между двумя государствами.
В
середине XVII столетия Приамурье было освоено русскими и административно
включено в состав России, затем уступлено по Нерчинскому договору 1689
г. Китаю. После заключения Айгуньского
(1858 г.) и Пекинского (1860 г.) договоров
Приамурье, а затем Приморье были возвращены в состав России.
Заключение русско-китайских
договоров по пограничным вопросам в середине XIX в. имело важное значение
для обеих стран. Россия окончательно закрепила за собой Приамурье и Приморье,
обезопасив свою территорию от агрессии других стран. Китай предотвратил
возможное вторжение западных держав с севера, со стороны Амура. Великие
страны решили пограничные вопросы мирным путем, что стало основой для дальнейших
добрососедских отношений двух государств. Началось освоение и заселение
русскими людьми Уссурийского края - территории современного Приморья. Важную
роль в освоении Приморского края сыграли китайские иммигранты, чей труд
использовался в самых разных отраслях экономики, в большей или меньшей
степени вплоть до середины 30-х годов.
В истории российско-китайских
и советско-китайских отношений есть и непростые и даже трагические страницы.
Период дружественных и даже братских, союзнических отношений двух стран
в 50-е гг. сменился периодом резкого ухудшения отношений в 60-70-е гг.,
отмеченных различными, вплоть до вооруженных пограничных, инцидентов. Одно
из самых серьезных столкновений произошло в марте 1969
г. на о. Даманском на р. Уссури и повлекло за собой человеческие жертвы
с обеих сторон.
Напряженность
в приграничном пространстве двух стран к середине 80-ых гг. нашего столетия
под воздействием внутренних и внешних факторов стало снижаться. Это сопровождалось
большой работой по определению прохождения линии границы, направленных
на устранение прежних спорных вопросов.
Итогом переговоров,
имеющих 30-летнюю историю, явилось подписание в Москве 16 мая 1991 г. Соглашения
о государственной границы на восточном участке, в последствии ратифицированного
парламентами России и Китая. Подходят к концу демаркационные работы, начавшиеся
в апреле 1993 г., на государственной границе Российской Федерации с Китайской
Народной Республикой, проходившие в довольно сложной обстановке взаимных
дискуссий и обоюдных уступок, оставляющие некоторые нерешенные моменты.
В 1994 г. было подписано межправительственное Соглашение о предотвращении
опасной военной деятельности в пограничном пространстве двух государств,
которое непосредственно касается Приморского края, дальневосточных рубежей
России.
Отношения Приморского
края с Китаем почти всегда были более тесными, чем межгосударственные отношения,
поскольку Приморье чаще имело и имеет контакты с периферийными районами
Северо-Восточного Китая.
Начало 90-х гг.
было ознаменовано небывалыми ранее по масштабам контактам граждан Приморского
края и Северо-Восточной провинцией КНР, ростом стихийной «челночной» торговли.
Сегодня успешная демаркация границы между Россией и Китаем не может снять
ряд возникших за последние годы нашего столетия серьезных проблем, связанных
с национальными государственными интересами Российской Федерации на ее
дальневосточных рубежах. Если в прошедшие десятилетия в данном регионе
основной проблемой были военные вопросы противостояния, то в 90-е годы
к ним прибавился целый комплекс новых задач - экономических, экологических,
правовых, социальных и т.д. Связано это с тем, что после нормализации отношений
нашей страны с КНР стали стремительно развиваться хозяйственные связи приграничных
районов двух стран. Это породило ряд острых проблем в приграничном крае:
нелегальная эмиграция китайских граждан, транспортировка наркотиков из
горных районов Китая в страны Западной Европы и Японию, налаживание контактов
криминальных элементов и т.п. Для решения всех проблем необходимо принимать
кардинальные меры со стороны руководства великих государств. Дальнейшим
шагом к укреплению сотрудничества является Соглашение от 7 ноября 1997
г. исполнительной власти двух стран о принципах сотрудничества между администрациями
субъекта российского Дальнего Востока и местными правительствами КНР о
развитии алмазно-бриллиантовых комплексов двух стран, о руководящих
принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов на
пограничных реках и т.п. Проводится серьезная двухсторонняя работа по регулированию
стихийных торговых контактов населения в зоне границы. Одновременно обсуждаются
проекты создания особых экономических зон вдоль дальневосточных рубежей,
сооружение гидротехнических и других объектов.
Перспективы развития
дружественных отношений между приграничными районами обоих государств -
российским Приморским краем и Северо-Восточными провинциями КНР будут способствовать
дальнейшему развитию двух мировых держав России и Китая.
СУХАЧЕВА Г.
А., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник центра китаеведения,
ученый секретарь Института истории, археологии
и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН
Рабочий телефон: (7-4232)228033