The Banners System on F.E.G.I.
Приморье История

ПОЧЕМУ   НУЖНО   БЫЛО ЕЩЕ   РАЗ   ОТКРЫВАТЬ   ПРОЛИВ ?

    Как писал в свое время известный исследователь Сибири С.П. Бахрушин, «Амур – четвертая из «больших и славных рек» Сибири. Первая – Обь, вторая – Енисей, третья – Лена, а четвертая и последняя Амур». Именно поэтому он считал, что проникновение русских в XVII веке на Амур, в Даурию, составляет эру в истории не только завоевания Сибири, но и в мировой географии открытий.
     Длина Амура вместе с Шилкой и Ононом – 4 354 км (восьмое место в мире по протяженности), площадь бассейна 1843 тыс. кв. км (десятое место среди речных бассейнов мира). В систему Амура входит до 200 притоков. Он несет свои воды в лиман, образованный устьем реки и о. Сахалин, который стал перед ним непреодолимой преградой. И впадает Амур сразу в два моря – в Охотское (через Сахалинский залив) и в Японское (через Татарский пролив).
     Первые сведения об Амуре связаны с экспедицией Копылова-Москвитина, отправленной в 1636 г. из Томска на Лену. Походом Ивана Москвитина началась целая эпоха великих русских географических открытий на Тихом океане в XVII в. Экспедиция Василия Даниловича Пояркова (1643 – 1646 гг.), совершившая труднейшее плавание по Амуру, ознаменовала собой непосредственное открытие русскими Приамурья. По возвращении Поярков составил первое, основанное на собственных наблюдениях, описание Амура, населявших его народностях, их хозяйства, экономики края. На устье Амура экспедиция провела зимовку (1644 – 45 гг.). Из устья же они отправились назад в Якутск.
     Но добытые в свое время казаками-землепроходцами сведения относительно островного характера Сахалина со временем затерялись в архивах. И к середине XIX в. в западноевропейской, а потом и русской картографии стойко удерживалось мнение о полуостровном характере Сахалина, что в значительной степени зависело от результатов трех знаменитых экспедиций: Ж.-Ф. Лаперуза в 1785 – 1788 гг., У.Р. Броутона в 1793 – 1796 гг. и И.Ф. Крузенштерна – в 1803 – 1805 гг.
    В 1787 г. выдающийся французский мореплаватель Ж.-Ф. Лаперуз нанес на карту хотя и неточно, побережье Сахалина и материковой части Татарского пролива, открыл пролив между Сахалином и Хоккайдо, названный впоследствии его именем. Промеры постоянно уменьшающихся водных глубин между Сахалином и материком навели Лаперуза и членов его экспедиции на мысль о том, что между Сахалином и материком существует перешеек и, что по этой причине в устье Амура не могут входить морские суда.
     В 1793 – 1796 гг. англичанин У.Р. Броутон повторил попытку описать устье Амура. Хотя английский путешественник, следуя Татарским проливом с юга на север прошел дальше Лаперуза, а его офицер Чапмэн на гребном судне обследовал новый участок морского пространства между материком и Сахалином, английская экспедиция лишь подтвердила выводы французской.
    В 1805 г. корабль «Надежда» под командой И.Ф. Крузенштерна, совершавшей кругосветное путешествие, побывал в лимане Амура со стороны Охотского моря, и участники экспедиции осмотрели почти весь Сахалин напротив лимана. Но Крузенштерн не обнаружил фарватеров, ведущих в устье Амура. Ему не удалось полностью выполнить программу исследований, и он говорил о необходимости произвести повторные наблюдения, хотя лично был уверен в полуостровном положении Сахалина. Выводы столь авторитетных исследователей невольно подводили к мысли, что река Амур не имеет выхода в океан, что она теряется в песках лимана и, следовательно, не судоходна, по крайней мере, в своем устье. И поэтому фактически бесполезна.
   Интенсивное проникновение иностранного торгового капитала в Китай в середине XIX в. не могло не беспокоить русское правительство и укрепление позиций западных держав в Китае не могло не оказать влияния на внешнюю политику русского правительства.  И русским потребовалось снова «открывать» Амур, который когда-то уже был обжит их предками.
 

ПЛАВАНИЕ   Г.И. НЕВЕЛЬСКОГО   НА   ТРАНСПОРТНОМ   СУДНЕ
«БАЙКАЛ» в 1848 – 1849 гг.

     В 1843 г. русское правительство учредило так называемый Особый комитет для обсуждения и выработки мер по укреплению своих позиций на Дальнем Востоке в связи с изменившейся там обстановкой. Для перехода к практическим мерам, связанным с обеспечением безопасности русских владений на Дальнем Востоке, необходимо было предварительно решить вопрос о судоходности устья Амура. В декабре 1844 г. было решено осуществить это силами и средствами Российско-Американской компании. За подготовкой экспедиции на Амур внимательно следила местная сибирская администрация, которая особенно отчетливо представляла важное значение этой водной магистрали для развития края.
    5 мая 1846 г. из Ново-Архангельска в район Амура вышел бриг «Константин» под командованием поручика корпуса флотских штурманов А.М. Гаврилова. Как явствует из рассказа Гаврилова и некоторых других данных, из-за ограниченности во времени работы по исследованию Амура фактически не были завершены. Об этом свидетельствовала и карта, приложенная к журналу плавания. Сам руководитель экспедиции испытывал чувство неудовлетворенности. Тем не менее, Ф.П. Врангель, опытнейший географ и моряк, которому были переданы на отзыв материалы плавания А.М. Гаврилова, сделал вывод о несудоходности Амура.
    Не прошло и года, как перед русским правительством был вновь поставлен вопрос о необходимости повторного исследования устья Амура. Инициатором посылки новой экспедиции в этот район выступил талантливый морской офицер Геннадий Иванович Невельской.
    Г.И. Невельской родился 23 ноября 1813 г. в семье потомственного морского офицера. Одиннадцати лет он лишился отца, а в 15 лет был определен в морской корпус, который и окончил с отличием. С 1829 по 1847 гг. плавал на разных судах в Балтийском, Северном и Средиземноморском морях и в совершенстве изучил морское дело. Еще в кадетском корпусе, которым руководил знаменитый И.Ф. Крузенштерн, Невельской познакомился с литературой по амурскому вопросу, тщательно изучил ее и пришел к мысли, что такая полноводная и могучая река не может теряться в наносных песках, а должна иметь выход в океан. С годами Невельской все более задумывался об организации специальной экспедиции для исследования бассейна Амура и других районов Дальнего Востока.
    В реализации планов ему помог знаменитый русский мореплаватель Ф.П. Литке. Когда в 1847 г. Невельской возвратился в Петербург из очередного плавания по Балтийскому морю, он узнал о своем назначении командиром транспортного судна «Байкал», которое должно было отправиться на Дальний Восток. Начальник главного морского штаба А.С. Меншиков рекомендовал Невельскому обратиться к Н.Н. Муравьеву, который в то время находился в Петербурге. Идея нового исследования Амура, изложенная Невельским, заинтересовала молодого генерал-губернатора, который обещал свою поддержку. Невельскому было тогда 33 года, а Муравьеву – 38 лет.
     Для Невельского наступила горячая пора. Тем временем транспорт «Байкал» был подготовлен к плаванию. 21 августа 1848 г. судно снялось с якоря на кронштадском рейде и вышло в далекий путь. Это был небольшой корабль водоизмещением 250 тонн, длиной 94 фута, шириной 27 футов 7 дюймов и с полной осадкой в 12 футов 9 дюймов. Несмотря на небольшие размеры, судно обладало хорошими мореходными качествами. 12 мая транспорт вошел в Петропавловский порт, путь от Кронштадта до Петропавловска «Байкал» проделал за 8 месяцев и 23 дня.
     22 июля 1849 г. Г.И. Невельской совместно со своими офицерами и матросами открыл проход из Татарского пролива в Амурский лиман. Это выдающееся событие он описал много лет спустя таким образом: «22-го мая 1849 года достигли того места, где этот матерой берег сближается с противоположным ему сахалинским. Здесь-то, между скалистыми мысами на материке, названными мною Лазарева и Муравьева, и низменным мысом Погоби на Сахалине, вместо найденного Крузенштерном, Лаперузом, Броутоном и в 1846 году Гавриловым низменного перешейка, мы открыли пролив шириною в 4 мили и с наименьшею глубиною 5 саженей (морская сажень – 1.83 м). Продолжая путь свой далее к югу и достигнув 24 июля широты 51естґ, т.е. той, до которой доходили Лаперуз и Броутон, мы возвратились обратно и, проследовав открытым нами Южным проливом, не теряя нити глубин, выведших нас из Татарского залива (пролива) в лиман, направились вдоль западного берега Сахалина».
    Теперь тот факт, что Сахалин – остров, а устье Амура судоходно и имеет два выхода – на север в Охотское море и на юг – в Татарский пролив, не вызывал сомнений. Программа исследований экспедиции была успешно завершена. Плавание «Байкала» положило начало систематическим гидрографическим съемкам. Со всей очевидностью встал вопрос о необходимости посылки в этот район научной экспедиции для планомерного осуществления гидрографических и географических исследований.
 

АМУРСКАЯ   ЭКСПЕДИЦИЯ   В  1851 – 1855 гг.

     28 января 1850 г. Г.И. Невельской прибыл в Петербург и лично доставил А.С. Меншикову доклад Н.Н. Муравьева. По результатам исследований Г.И. Невельского 3 февраля 1850 г. состоялось решение правительства об организации торговли с гиляками в низовьях Амура и о создании русского зимовья на берегу открытого им залива Счастья. 29 июня Невельской прибыл на транспорте «Байкал» в залив Счастья, и основал на его берегу зимовье Перовское. 1-го же августа в устье Амура основан Николаевский пост (по некоторым данным – 6 августа).
     12 февраля 1857 г. по докладу Г.И. Невельского состоялось решение правительства об организации Амурской экспедиции, начальником которой был назначен произведенный в капитаны 1 ранга Г.И. Невельской. Он распоряжался энергично, не боясь ответственности. Невельской постепенно расширял район исследований.
    Его призывы к Н.Н. Муравьеву были поддержаны и причиной тому стала Крымская, или, как ее называли на Дальнем Востоке, Восточная война. В освоении Приамурья наступал новый период, период хозяйственного использования исследованных земель. Этим сложным процессом стала руководить администрация во главе с Н.Н. Муравьевым.
     В ходе исследований Амурской экспедиции, было установлено, что Амур судоходен на всем протяжении, что вход в него возможен для морских судов, как с севера, так и с юга, что в лимане Амура существуют фарватеры (Невельского, Южный и Сахалинский), по которым при надлежащем навигационном ограждении могут плавать морские суда. Благодаря деятельности Амурской экспедиции был детально исследован бассейн нижнего Амура, произведена топографическая съемка этой местности, составлена карта Амура. Были собраны ценные сведения о населении, флоре и фауне Приамурья и Приморья, об их внутренних водных путях и сухопутных маршрутах. Важными оказались и данные о гидрологическом режиме реки и лимана Амура. Были обнаружены неточности на картах, составленных предшественниками-мореплавателями.
     Участники экспедиции впервые правильно нанесли на карты материковый берег Татарского пролива. В ходе исследований на Сахалине были открыты месторождения каменного угля, описано побережье острова, составлена карта южной и средней его частей, произведена перепись населения острова, исследованы его водные и сухопутные пути и проведены первые метеорологические наблюдения.
     Своими действиями Амурская экспедиция создала предпосылки для развертывания дальнейших научных исследований в Приамурье, Приморье и на Сахалине. В результате этих исследований была составлена подробная карта региона.
     Многое в исследовательских работах экспедиции зависело от личности Г.И. Невельского, от его энергии, настойчивости, таланта, от его умения ладить с самыми разными по характеру людьми. Но историческое, научное и политическое значение Амурской экспедиции вряд ли оказалось бы так велико, если бы не самоотверженный труд замечательных сподвижников Невельского. Их имена известны истории: А.И. Воронин, Н.К. Бошняк, О.И. Орлов, Н.М. Чихачев, А.П. Березин, А.П. Петров, Г.Д. Разградский, В.А. Римский-Корсаков, Н.В. Рудановский, П.Ф. Гаврилов, А.А. Халезов, А.П. Семенов, Л.А. Попов и другие.
    Книга Г.И. Невельского «Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России 1849 – 1855 гг. При-Амурский и При-Уссурийский край» в 1878 г., через два года после его смерти, была издана его женой и активной помощницей Екатериной Ивановной Невельской.

ЧЕРНАВСКАЯ  Валентина Николаевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора проблем дальневосточной истории дооктябрьского периода Института истории, археологии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
Рабочий телефон: (7 - 4232)220337. 

Яндекс.Метрика