|
Освоение Приамурья и Приморья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами обживался в тяжелейших условиях..Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные приморские села.
Колонизация Приморья
определялась, с одной стороны, внутренними потребностями страны, с другой
- внешнеполитическими причинами, в том числе необходимостью защиты вновь
осваемой территории. Переселенческое движение осуществлялось двумя способами:
принудительным и добровольным. Принудительный способ подразумевал передвижение
воинских команд по приказу, отправку казаков по жребию, направление крестьян
в счет рекрутов, административное водворение государственных крестьян,
ссылку катаржан и т.д. Добровольный способ предусматривал переселение желающих
на новые земли. Именно так заселяли край крестьяне после 1861 г., казаки
из Европейской России, запасные солдаты, рабочие и др.
По социальному составу
можно выделить военную, казачью, крестьянскую, отходническую и иные формы
колонизации, а в зависимости от задач - земледельческую (переселение на
Дальний Восток крестьян и казаков) и неземледельческую (переселение ремесленников,
рабочих-отходников, демобилизованных нижних чинов армии и флота, каторжан
и ссыльных и т.д.) Во второй половине XIX в. в Приморье преобладала земледельческая
колонизация.
Первыми переселенцами
были военные и казаки. В начале 50-х годов XIX в. на Нижнем Амуре военными
моряками и солдатами были организованы военные посты: Николаевский и Мариинский;
в 1855 г. забайкальские казаки основали вблизи мариинского поста первую
казачью станицу - Сучи.
В Приморье военные
посты возникли в 1859 г. - на берегу озера Ханка (Турий Рог) и в бухте
Св. Ольги. В 1860 г. солдаты 3-го линейного батальона образовали посты
в бухте Новгородской, в районе современных поселков Раздольное, Угловое
и других местах. 20 июня 1860 г. на военном транспорте "Манджур" в бухту
Золотой Рог были лоставлены солдаты 4-го линейного батальона во главе
с прапорщиком Владимиром Комаровым. Они и основали военный пост Владивосток.
Особое место в заселении
края принадлежало казакам.
Перед ними ставились две важнейшие задачи: хозяйственное освоение новых
земель и их оборона. Первые казачьи поселки в Приморье возникли на реке
Уссури в 1859 г. - Верхне-Михайловский, Графский, Ильинский, княжеский
и др. Их основали казаки, зачисленные в Уссурийский
пеший батальон Амурского казачьего войска. К 1862 г. на Амуре и
Уссури обосновалось около 14 тыс. конных и пеших казаков-забайкальцев.
На реке Уссури было основано 29 казачьих станиц и поселков. В 1879 г. часть
казаков выехала в Южное Приморье, где в пограничной полосе южнее озера
Ханка возникло 10 новых поселков. Это позволило в 1889 г. создать самостоятельное
Уссурийское казачье войско.
В 1895 г. началось
переселение на Дальний Восток из казачьих войск Европейской России. Причиной
этого переселения стало строительство Уссурийского участка Сибирской железной
дороги (Транссиба) и необходимость его охраны. За 5 лет на Дальний Восток,
главным образом в Уссурийское
казачье войско , прибыло более 5 тыс. человек. Это переселение
продолжалось и в начале XX в.
Российское крестьянство
сыграло важную роль в дальнейшей колонизации дальневосточных окраин страны.
"Только то расширение территории русского государства, - по утверждению
царского чиновника главного переселенческого управления Г.Чиркина, - оказывалось
прочным, при котором за воином шел пахарь, за линией укреплений вырастала
линия русских деревень".
26 марта 1861 г.
Амурская и Приморская области Восточной Сибири объявляются правительством
открытыми для заселения "крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми
людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет".
По основным средствам
передвижения крестьян-переселенцев условно можно выделить три периода:
сухопутный (1861-1881 гг.), морской (1882-1901 гг.) и железнодорожный (1902-1917
гг.).
Сухопутное переселение
было особенно трудным. Переселенцы добирались до новых мест жительства
за 2-3 года, часто останавливаясь из-за болезней, непогоды, в поисках заработка.
Один из современников
писал: "Испытания, которым подвергались наши первые переселенцы в своем
далеком горестном путешествии, были несправедливо жестокие...Невольно приходишь
в содрогание от тех невыносимых страданий, которые вынесли на своих плечах
наши пионеры Дальнег Востока".
В 1861 г. в Приморье
возникло первое поселение крестьян -Фудин (Ветка), в 1863 г. - деревня
Воронежская (ныне село Турий Рог), в 1864 г. - Владимиро-Александровское,
в 1866 г. - Астраханка, Никольское, Раздольное и др.
С 1883 г. по 1901
г. в Южно-Уссурийский край переселилось 56 тыс. человек, из них более 55
тыс. морским путем и около 900 чел. сухопутным, 77% переселенцев были выходцами
из Черниговской, Полтавской, Киевской и других украинских губерний.
Морские, а затем и железнодорожные перевозки сократили время пути до 2-3
месяцев. Но участь переселенцев по-прежнему была тяжелой: большая скученность
на судах и в вагонах, скудное питание, болезни, высокая смертность.
Для того, чтобы
привлечь переселенцев в край "Правилами от 26 марта 1861 г." правительство
предоставило им в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин на
каждое семейство - самый большой в Российской империи земельный надел.
Они навсегда освобождалсь от подушной подати и на 10 лет - от рекрутской
повинности. За плату ( 3 руб. за десятину) поселенцы могли дополнительно
приобретать землю в частную собственность. С небольшими изменениями эти
правила действовали до начала XX в. Именно в это сорокалетие, с 1861 по
1900 г., образовался значительный зажиточный слой сельского населения Дальнего
Востока -крестьяне-старожилы. Всего за это время переселилось в Приморье
69927 чел. Из них на долю крестьян приходилось 60263 чел. (8б,2%), казаков
- 7831 чел. (11,2 %), неземледельческого населения - 1832 (2, 6%). Обратное
движение переселенцев в крае в этот период не превышало 2% прямого движения.
Таким образом, сельское
население региона формировалось за счет двух основных групп переселенцев
- крестьян и казаков, давших 97,4% прибывшего населения (68095 чел.). Ими
было основано 43 казачьих станиц и поселков и 165 крестьянских селений.
22 июня 1900 г.
были утверждены новые "Временные правила для образования переселенческихучастков
в амурской и Приморской областях", по которым все крестьяне, водворившиеся
в Приамурье и Приморье после 1 января 1901 г. наделялись вместо 100-десятинного
надела 15 дес. удобной земли на душу мужского пола. Тем самым была проведена
грань между "старожилами-стодесятинниками" и переселенцами-"новоселами".
В начале заселения
края сюда прибывали в основном крестьяне из астраханской, Воронежской,
Вятской, Калужской, Тамбовской, Иркутской и других губерний. Роль украинских
и белорусских губерний в переселенческом движении была невелика. Благодаря
морским перевозкам, начиная с 1883 г. и до 1917 г., украинцы составляли
от 69 до 77 % от общего числа переселенцев, прибывших в край.
С 1861 г. по 1917
г. в Приморье прибыло 245476 крестьян, которыми было основано 342 селения.
Первые жители края расселялись в окрестностях бухты Святой Ольги, Сучанской
долине, на берегу озера Ханка, на необъятных просторах Уссурийской низменности
- самых плодородных землях Южно-Уссурийского края. Именно на этих землях
возникали и формировались комплексные фермерские крестьянские хозяйства:
братьев Бочарниковых (с.Астраханка), Худяковых (хутор Худяковых, близ с.
Раздольное), Кузнецовых (с.Никольское), имевших большие посевные площади
под злаковыми культурами, по несколько десятков лошадей и голов крупного
рогатого скота и прекрасные сады, в которых выращивались местные сорта
груш, винограда, крыжовника, смородины и малины.
Крестьянская
колонизация принесла в Приморье более передовые способы ведения хозяйства:
обработку земли железным плугом и бороной, трехпольную систему земледелия.
Российские посленцы строили водяные мельницы, научили местных жителей печь
хлеб, ловить рыбу неводом и пользоваться для охоты ружьем, плавить и ковать
железо. В свою очередь местное население учило русских местным промыслам,
совершенным приемам охоты, рыболовству, помогало раскрывать "секреты" тайги.
В 1917 г. в Приморье
насчитывалось 53078 хозяйств, в которых проживало 307332 чел. В них имелось
102462 лошади, 185210 голов рогатого скота и 181865 свиней; под посевом
было 294255 дес. В том числе в составе Уссурийского
казачьего войска находилось 6957 хозяйств с общим числом
жителей - 42033 чел. У них было 16706 лошадей, 21576 голов крупного рогатого
скота, 25346 свиней. Посевная площадь составляла 41487 дес.
Ведущую роль в этот
период здесь также играло крестьянство: количество их дворов - 35728 составляло
67,3% от общего числа, лошадей - 91877 (89,7%), крупного рогатого скота
- 167542 головы (90,5%), свиней - 152490 (83,8%). Под посевами у них находилось
235912 дес. или 83,7% всей посевной площади региона. Крестьянами были построены
162 водяных, 190 ветряных и 76 паровых мельниц. Так заселялось и осваивалось
Приморье во второй половине XIX-начале XX в.
На
раннем этапе освоения Приморья его промышленность развивалась преимущественно
за счет разработки богатейших природных ресурсов. В 1860 - 1880 гг. наибольшее
значение имели промыслы: лесные (заготовка дров, строевого леса, а также
древесных грибов, женьшеня, целебных трав и других дикоросов, пантов
и т.д.), морские (добыча морской капусты, трепангов, крабов и т.д.),
лов рыбы. Владивостокские предприниматели развивали китобойный промысел:
в 1870-1890-е гг. добычу китов вел О.В.Линдгольм, затем шкипер Ф.Гек,
в 1889-1890 гг. — А.Г.Дыдымов (который погиб вместе со своим экипажем
в 1891 г.).
Уже первое знакомство с Южно-Уссурийским
краем выявило присутствие самых разнообразных полезных ископаемых: угля,
железных и серебро-свинцовых руд и т.д. В 1867 г. найдено рудное золото
на о.Аскольд (здесь возник прииск Основательный, он разрабатывался с перерывами
до 1912 г.). в конце века — на материке, в районе Находки, где добыча велась
в небольших размерах и носила неустойчивый характер. С 1859 по 1878 г.
примитивным, кустарным способом силами военной команды
добывался уголь в окрестностях залива Посьета, в 1881-1890-е гг.
— близ Амурского залива владивостокским купцом Федоровым (добывалось от
30 до 70 тыс. пуд. в год). Зарождавшаяся обрабатывающая промышленность
была направлена на удовлетворение самых насущных потребностей населения
и развивалась главным образом за счет роста мельниц, кузниц, кирпичных
заведений. Первые крупные предприятия строятся казенными ведомствами:
судоремонтные мастерские во Владивостоке (1864 г., впоследствии — крупнейшее
судоремонтное и судостроительное предприятие - Дальзавод),
различные мастерские, паровые мельницы, лесопильни и пр. В 1870-1880-е
гг. возникают первые частные предприятия фабрично-заводского типа. К 1890
г. обрабатывающая промышленность Приморья насчитывала 212 предприятий (без
учета казенных), концентрировавшихся во Владивостоке и Южно-Уссурийском
округе, с общей суммой производства 314 тыс. руб., из них: 109 мельниц,
52 кузницы, 19 солеварен, 10 кирпичных, 10 кожевенных, 5 лесопильных, 3
литейно-механических и 3 пивоваренных. Кроме того, во Владивостоке функционировало
более 30 различных мастерских (портняжные, столярные, сапожные, часовые
и пр.).
Важным фактором, ускорившим
промышленное освоение Приморья, стало сооружение Уссурийской ж.д.(1891-1897
гг): предпринято геологическое изучение края, усилилась частнопредпринимательская
активность, возрос приток капиталов, переселенцев, рабочих, активизировались
морское и речное судоходство, торговля. Был дан толчок развитию
промышленной угледобычи: в 1900 г. в Южно-Уссурийском крае действовало
5 угледобывающих предприятий ( с объемом добычи 1243,9 тыс. пуд.), 3 прииска
(с добычей около 5 пуд.), 2 каменоломни; заметно возросли масштабы промыслов,
особенно лесозаготовок, расширилось китобойное дело, которым стал
заниматься Г.Г.Кейзерлинг, а с 1899 г. — Я.Л.Семенов и Г.Ф.Демби,
Но наиболее высокими темпами
развивалась обрабатывающая промышленность: в 1901 г. в Уссурийском
крае действовало уже 946 частных предприятий с общей суммой производства
5,1 млн. руб., т.е. за 12 лет количество предприятий увеличилось в 4,4
раза, а объем производимой продукции — почти в 10 раз. Структура обрабатывающей
промышленности усложнилась за счет роста предприятий различной специализации:
появились стекольное, фарфоровое, винокуренное, соевое, кондитерское, канатное,
бетонное предприятия, пивобезалкогольные, маслобойные, мыловаренные,
колбасные, свечные заводы. Начался рост механизации производства:
к 1901 г. насчитывалось примерно 38 фабрично-заводских предприятий (общей
энерговооруженностью1300 л.с., суммой производства 2,5 млн. руб., 2,8 тыс.
рабочих), удельный вес которых в общем объеме вырабатываемой отраслью продукции
составлял около 50%. В 1890-е гг. в Приморье появляются первые электростанции,
в 1901 г. их насчитывалось уже несколько (фирмы «Кунст и Альберс», Циммермана,
Скидельского, Пташникова и Китайского банка), большинство из которых давали
электроэнергию исключительно для освещения зданий.
Начало ХХ в. было отмечено
кризисом перепроизводства, поразившим развитые страны, в том числе и Россию,
где кризис был усугублен политическими событиями (русско-японская война,
революция). В Приморье, в частности, в 1906 г. количество действовавших
предприятий оставалось на уровне 1901 г.; а сумма производства сократилась
на 38%. Лишь с 1908 г. начинается новый подъем экономики, чему способствовал
рост государственных инвестиций в строительство железных дорог, военных
и др. объектов, приток переселенцев и т.д. В 1913-1914 гг. обрабатывающая
промышленность Приморья насчитывала примерно 1135 предприятий (без учета
казенных), производивших продукции на сумму 13,6 млн. руб. Хотя по-прежнему
количественно преобладали мельницы, кузницы, кирпично-известковые предприятия,
заметно возросла роль фабрично-заводского сектора. В целом, по данным фабричной
инспекции, в Приморской области (в дореволюционных границах) в 1914 г.
действовало 191 частное предприятие фабрично-заводского типа с общей суммой
производства 25 млн. руб., общей мощностью двигателей 15833 л.с., числом
рабочих 7,1 тыс., 85% из них концентрировалось во Владивостоке и Южно-Уссурийском
уезде. По сумме производства отрасли обрабатывающей промышленности распределялись
следующим образом: обработка питательных веществ — 16 млн. руб., обработка
дерева — 3,5 млн. руб., металлообработка — 1,2 млн. руб., обработка минеральных
веществ— 1,2 млн. руб., полиграфия — 0,8, электростанции и рефрижераторы
— 0,6, обработка кожи, производство мыла — 0,6 млн. руб. Функционировал
ряд казенных предприятий, крупнейшее из которых — Владивостокский судоремонтный
завод (Дальзавод) имел сумму производства 3 млн. руб., энерговооруженность
2,5 тыс. л.с., занимал около 3 тыс. рабочих.
Из добывающих отраслей
промышленности наиболее заметный прогресс наблюдался в угледобыче: к 1905
г. количество предприятий возросло до 8, угледобыча составила 7,8 млн.
пуд. С учетом Сучанского рудника (который с 1901 г. поступил в казенную
разработку) в Южно-Уссурийском крае добывалось: в 1910 г. — 24,4 млн.,
в 1914 г.— 24,8, в 1916 — 36,3 млн. пуд. угля. Одновременно шел процесс
механизации: с 1905-1914 гг. общая энерговооруженность возросла в 3,7 раза.
За 1900-1914 гг. угледобыча в крае увеличилась в 20 раз. Золотодобывающая
промышленность не получила заметного развития несмотря на активный поиск
месторождений: в 1906-1913 гг. постоянная добыча велась только на прииске
Аскольдском, общая добыча колебалась от 14 фунтов до 3 пуд.16 фунтов. С
начала ХХ в. активные усилия предпринимателей направлялись на разработку
металлорудных месторождений, однако большинство вынуждено было ограничиваться
лишь обязательным минимумом добычи из-за недостатка капиталов. Наладить
промышленную эксплуатацию свинцово-цинковых месторождений удалось только
Ю.И.Бринеру, организовавшему акционерное общество «Тетюхе» с привлечением
германских капиталов. С 1908 по 1915 гг. добыча руд свинцово-цинковых и
серебро-свинцовых выросла с 0,566 млн. 3,5 млн. пуд., добыча железных составляла
обязательный минимум в 60 - 100 тыс. пуд. После русско-японской войны важное
значение приобрела добыча стройматериалов: в 1911-1913 гг. действовало
5-6 таких предприятий, выпускавших продукции на 70-80 тыс. руб.
Значительный удельный
вес в экономике Приморья в начале ХХ в. приобретает лесная промышленность,
возникают крупные лесозаготовительные предприятия, формируется экспорт
уссурийского леса за границу: в 1907 г. вывезено 70 тыс. куб. футов, в
1913 г. - более 1 млн. Развитию морских промыслов и рыбодобывающей промышленности
нанесла урон русско-японская война (в частности, произведенная японцами
конфискация китобойных судов привела к гибели этого промысла), повлекшая
заключение рыболовной конвенции, поставившей русских промышленников в тяжелые
конкурентные условия. Тем не менее шел процесс усиления отечественного
предпринимательства, носившего в основном мелкотоварный характер.
Наибольшее промышленное значение имели: лов сельди, добыча морской капусты,
трепангов, крабов, креветок и т.д.
Таким образом, промышленное
освоение Приморья шло ускоряющимися темпами: возникали все новые отрасли
производства, быстро рос общий объем выпускаемой промышленной продукции,
в том числе и за счет процесса механизации трудоемких работ. Накануне Октября
в Приморье производилось промышленной продукции на 35 - 36 млн. руб. (обрабатывающая
отрасль на 24 - 25 млн., добывающая — на 10 - 11 млн. руб.), и в
целом край имел довольно высокий и сбалансированный промышленный потенциал
сравнительно с соседними регионами Дальнего Востока.
Казаки-уссурийцы
На казачьей заимке в 90-х годах XIX в.Новоселье с первым урожаем
Семья крестьянина -бедняка с первым урожаем в
приморской деревне в конце XIX векаСлева направо в первом ряду сидит известный врач и краевед Николай Васильевич Кирилов
ОСИПОВ Ю.Н., кандидат
исторических наук, старший научный сотрудник сектора проблем дальневосточной
истории дооктябрьского периода Института
истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
Рабочий телефон: (7-4232)220337, домашний телефон: (7-4232)293934.
ГАЛЛЯМОВА Людмила Ивановна,
доктор исторических наук, старший научный сотрудник, зав. сектором проблем
дальневсточной истории дооктябрьского периода Института
истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
Рабочий телефон: (7-4232)220337, домашний телефон: (7-4232)465609.