Для Китая Приморье
- это территория, прикрывающая кратчайший доступ к незамерзающему Японскому
морю, что жизненно важно для провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, заинтересованных
в расширении связей с Японией. Для Японии (особенно ее западных префектур)
Приморье - это начало удобной транспортной артерии к богатым ресурсами
Сибири и Дальнему Востоку и северной части Евразийского материка. Для Южной
Кореи Приморье - возможная сфера приложения капиталов.
Учитывая характер
российский реформ и глобальные изменения в мире, можно прогнозировать ту
роль, которую Приморский край будет играть в мировой экономике и политике
- не только как форпост России на Дальнем Востоке и главные ворота в Сибирь,
но и как крупный международный торгово-финансовый центр, ориентированный
на Восточную Азию и страны Тихоокеанского бассейна.
Удаленность
от промышленно развитых регионов страны, ограниченные возможности самообеспечения,
узкая хозяйственная специализация - все эти факторы делают Приморье зависимым
от внешней политики и внешнеэкономической стратегии России, экономических
и политических интересов соседних государств. Уникальное географическое
положение предопределяет особую роль края в реализации стратегических и
экономических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
СВЯЗИ И ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. Политика открытости,
одним из ярких проявлений которой стало объявление с 1 января 1992 г. Владивостока
открытым городом, изменила статус Приморского края, превратив его в активного
участника международных отношений. Если к 1991 г. в крае (в г.
Находке) находилось 3 иностранных консульства (Вьетнама, КНДР и Японии),
то после открытия Владивостока к ним прибавились также генеральные консульства
Австралии, Индии, Республики Корея, США, Филиппин.
Приморский
край подписал соглашения о дружбе и сотрудничестве с японскими префектурами
Осака и Тояма, китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь, с южнокорейскими
провинциями Кангвон и Южный Кенсан.
В 1997
г. во Владивостоке, Находке
и Уссурийске было аккредитировано более
76 представительств иностранных фирм, компаний и объеденений, в том числе
таких известных, как “Мицубиси”, “Марубени”, “Сони” (Япония), “Хендэ”,
“Самсунг” (Республика Корея), “Рэнк Ксерокс” (Великобритания) и др.
Прямые
авиалинии связали Владивосток с Ниигатой,
Тоямой (Япония), Сеулом (Республика Корея), Сиетлом (США), Харбином (КНР).
На границе с Китаем были открыты автопереходы.
Продолжала
развиваться народная дипломатия. Приморский край стал побратимом префектуры
Тояма (Япония), Владивосток заключил
аналогичные соглашения с городами Ниигата, Акита, Хакодате (Япония), Сан-Диего
и Такома (США), Далянь (КНР), Пусан (Республика Корея), Хайфон (Вьетнам).
Находка установила побратимские связи
с городами Окленд и Биллингхем (США), Уссурийск
- с Муданьцзянем (КНР).
Значительно
увеличился приток иностранных граждан в край: в 1989 г. - около 3,2 тыс.
чел., в 1993-1996 гг. - около 250 тыс. чел. С официальными и неофициальными
визитами Приморский край посещали президент Республики Корея Кин Ен Сам,
госсекретарь США У. Кристофер, губернаторы японских префектур Ниигата,
Тояма, Симанэ, Тоттори, мэры городов Акита, Хакодате, Сихаиминато, высокопоставленные
политики, дипломаты и общественные деятели многих стран. Делегации бизнесменов,
журналистов, ученых, преподавателей знакомились с Приморьем, участвовали
в семинарах, симпозиумах, конференциях.
1 января
1992 г. в порт Владивосток зашло первое
за многие годы судно под иностранным флагом. С официальными визитами порт
Владивосток начали систематически посещать
отряды боевых кораблей ВМС Канады, США, Франции, КНР, Республики Корея,
Великобритании, Японии, КНДР.
Интенсивно
развивались внешние связи края в сфере науки, культуры, образования. Кроме
обмена делегациями ученых, деятелей культуры, студентов и школьников стали
реализовываться сложные и долговременные проекты, совместные научные исследования,
образовательные программы.
Но открытие
границ и расширение международных связей края породили и ряд проблем. Введение
безвизового обмена с Китаем в 1992 г. вызвало наплыв в край китайского
населения, в основном мелких торговцев, а также строительных и сельскохозяйственных
рабочих, значительная часть которых стремилась остаться здесь на длительное
время без законных оснований. Власти вынуждены были проводить специальные
мероприятия для выявления нарушителей визового режима и депортации их.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ
СВЯЗИ И ИХ СТРУКТУРА. Всплеск внешнеэкономической деятельности
в крае начался с 1988 г., когда предприятия получили право самостоятельно
устанавливать связи с зарубежными партнерами. Особенно высокими темпами
рос товарооборот с Китаем.
Максимальный
подъем внешнеэкономических связей края пришелся на начало 1992 г. Этому
способствовали решения правительства о либерализации внешней торговли России,
а также вынужденная переориентация экономики края на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского
региона, вызванная возросшими тарифами на железнодорожные и авиаперевозки
внутри страны. Количество внешнеторговых партнеров края увеличилось с 17
в 1990 г. до 84 в 1996 г. Активно развивалась бартерная и “челночная” торговля.
Край занимал первое место на Дальнем Востоке по объему внешней торговли.
В 1993 г. около 3000 предприятий и организаций вели внешнеэкономическую
деятельность (в 1991 г. - менее 350).
Начали
внедряться новые формы экономического сотрудничества: производственная
кооперация, совместные предприятия. На 1 марта 1994 г. в крае было зарегистрировано
647 предприятий с иностраннми инвестициями. Наибольшее число таких предприятий
было создано с Китаем (271), Японией (52) и США (39). Основная часть их
была связана с торговлей и сферой услуг.
В 1996
г. предприятия с иностранными инвестициями призвели продукции и услуг на
сумму более 1 трлн руб. и создали свыше 10 тыс. рабочих мест. Внешнеэкономические
связи Приморья развивались неравномерно. Это было связано с дальнейшим
углублением экономического и финансового кризиса, существующей таможенной
политикой.
Структура
внешней торговли Приморья полностью отражала сырьевую направленность его
экономики и ее зависимость от поставок извне. В “дореформенной” период
70-75% необходимых краю продуктов поступало из-за Байкала, в основном из
европейской части России и Средней Азии. Со снижением объема поставок
из этих районов усиливалась зависимость края от импорта из соседних стран.
В 1994 г. среди ввезенных в край товаров народного потребления товары из
других регионов России составили 43,1%, из государств СНГ - 1,4%, в то
время как из зарубежья - 55,5%.
Наиболее
активно в первой половине 90-х годов развивались экономические, политические
и гуманитарные связи с ближайшими соседями: Китаем, Японией, Республикой
Корея, а также с США, Австралией и странами Юго-Восточной Азии.
Однако
нестабильная экономическая и политическая обстановка в стране и отсутствие
гарантий для инвестиций удерживают иностранных предпринимателей от развертывания
бизнеса с Россией.
В экспорте
края по-прежнему более 1/3 объема составляло сырье. Вывозились за рубеж
рыба и рыбопродукция, лесоматериалы, черные и цветные металлы, удобрения
и пр. В импорте преобладали товары народного потребления и продукты питания
(около 50%), машины, оборудование, транспортные средства и вычислительная
техника.