The Banners System on F.E.G.I.
Приморье История

МОХЭ
Константиновская крепость
       Древние мохэ относились к тунгусо-маньчжурским народам. Первые упоминания о них относятся к IV - V векам нашей эры. В этот период они появились на территории Маньчжурии, Приморья и Приамурья. С севера мохэсцы соседствовали с древними палеоазиатскими народами, которые занимались охотой, оленеводством и рыболовством. На западе они жили рядом с лесными охотниками и полукочевниками шивэйцами (предками монголов), кочевниками киданями и тюрками. На юге граничили с древнекорейским государством Когурё.  
   Хозяйство мохэсцев было комплексным. Они занимались земледелием, используя для вспахивания земли лошадей, разводили свиней. Таежная охота и рыболовство также были важными отраслями их хозяйства. Для жилья мохэсцы строили землянки. Китайские летописцы сообщают, что вход в мохэские жилища устраивался сверху. Чтобы залезть в него нужна была лестница. Однако археологические исследования не подверждают это сообщение. Возможно, оно относится к обычным искажениям древних хроник. К числу таких же фантастических небылиц относится и описание брачных обычаев у мохэ.    “При браках женщина надевает холщевую юбку, мужчина одевается в шубу из свиной кожи, а на голову втыкает хвост леопарда.… В первый вечер брака жених приходит в дом невесты, берет невесту за груди и ревность прекращается. Если женщина блудно спознается с посторонним мужчиною, и скажут мужу об этом, то муж убивает жену, а потом, раскаиваясь, непременно убъет и сказавшего; посему у них прелюбодеяния никогда не открываются”.    Мохэсцы жили общинными поселениями. Группы поселений объединялись в племена. К VII веку насчитывалось несколько десятков мохэских племен. Летописи выделяют семь наиболее известных и влиятельных племенных объединений. Из них наиболее крупными и сыгравшими важную роль в истории были сумо мохэ, жившие на крайнем юго-западе мохэских земель, в верховьях реки Сунгари – главного притока Амура в Маньчжурии, и хэйшуй мохэ на северо-востоке, в долинах нижнего течения Сунгари, Уссури и Амура. На территории Приморья, наряду с хэйшуй мохэ, в его северной части было самое восточное из мохэских племен – хаоши мохэ.  
   Мохэское общество относится к эпохе непосредственно предшествовавшей возникновению государственности и цивилизации. У мохэсцев уже существовало разделение на знать (вожди и старейшины), простых общинников и неполноправные группы населения. Более знатные имели “по несколько сот голов свиней”, селились в более крупных жилищах, пользовались лучшими землями, обладали домашними рабами. Определенные доходы знать получала в виде престижных даров от простых мохэсцев, от торговли с другими племенами и народами, подарков от китайских императоров. Однако большую часть добычи верхушка мохэского общества получала от войн со своими соседями. Они “отважны, и между восточными иноземцами считаются сильнейшими” – говорится о мохэ в древней китайской летописи.  
   За свои привилегии вожди и старейшины выполняли важные для общества административные и судебные функции. Кроме того, как правило, мохэские вожди являлись военачальниками. Они защищали население своих племен от набегов врагов и организовывали такие же набеги на соседей.  
   От племен мохэ по всей территории их расселения сохранились археологические памятники: поселения, городища и могильники. Немалое их число расположено на территории Приморья. Одно из них – Новоселищенское городище в Ханкайском районе – находится на невысоком мысу выдающегося в долину горного отрога. Мыс у своего основания и окончания был пересечен земляными валами и рвами. Внутри городища рядами располагались квадратные западины – остатки землянок.  
   В процессе исследования археологических памятников мохэской культуры исследователи находят большое количество лепной глиняной посуды, железные орудия труда, многочисленные предметы вооружения (наконечники стрел и копий, мечи, пластины, нашиваемые  на кафтан воина), изысканные предметы украшения. Особенную гордость представлял пояс с нашитыми на него бронзовыми бляхами. Пояс сверкал на солнце как золотой и являлся своего рода знаком отличия, свидетельствовавшим о военном и социальном статусе его обладателя.  
   Начиная с V века мохэ играли заметную роль в политической истории Восточной Азии. Они воевали с древнекорейским государством Когурё, иногда попадая в зависимость от него. Тогда же установились дипломатические отношения отдельных мохэских племен с Китаем. В конце VI века восемь племен сумо мохэ, насчитывавшие несколько тысяч воинов, во главе с вождем Тудицзи, потерпев поражение в войне с Когуре, переселились в Северный Китай, где им были выделены земли для проживания. Тудицзи, а впоследствии и его сын прославились как выдающиеся полководцы в войнах Китая с Когурё, тюрками и тибетцами.  
   В 668 году после продолжительной войны Китаю удалось уничтожить государство Когурё. Выступавшие в качестве союзников Когурё мохэские племена в большом количестве были переселены в Северный Китай, многие известные ранее мохэские племенные объединения “рассеялись, ослабли и впоследствии о них ничего не было слышно”. В VI – VII веках ярко проявилась неравномерность развития мохэских племен. Бывшие в соседстве и непрерывных связях с цивилизациями Китая и Когурё сумо мохэ развивались особенно быстро. Именно у них зародилось первое государство тунгусо-маньчжурских народов -Бохай.

    КРАДИН  Николай Николаевич , кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
Рабочий телефон: (7-4232)228067, домашний телефон: (7-4232)321704
e-mail:medarch@fastmail.vladivostok.ru

Яндекс.Метрика