Древние
мохэ относились к тунгусо-маньчжурским народам. Первые упоминания о них
относятся к IV - V векам нашей эры. В этот период они появились на территории
Маньчжурии, Приморья и Приамурья. С севера мохэсцы соседствовали с древними
палеоазиатскими народами, которые занимались охотой, оленеводством и рыболовством.
На западе они жили рядом с лесными охотниками и полукочевниками шивэйцами
(предками монголов), кочевниками киданями и тюрками. На юге граничили с
древнекорейским государством Когурё.
Хозяйство мохэсцев
было комплексным. Они занимались земледелием, используя для вспахивания
земли лошадей, разводили свиней. Таежная охота и рыболовство также были
важными отраслями их хозяйства. Для жилья мохэсцы строили землянки. Китайские
летописцы сообщают, что вход в мохэские жилища устраивался сверху. Чтобы
залезть в него нужна была лестница. Однако археологические исследования
не подверждают это сообщение. Возможно, оно относится к обычным искажениям
древних хроник. К числу таких же фантастических небылиц относится иописание брачных обычаев у мохэ.
“При браках женщина надевает
холщевую юбку, мужчина одевается в шубу из свиной кожи, а на голову втыкает
хвост леопарда.… В первый вечер брака жених приходит в дом невесты, берет
невесту за груди и ревность прекращается. Если женщина блудно спознается
с посторонним мужчиною, и скажут мужу об этом, то муж убивает жену, а потом,
раскаиваясь, непременно убъет и сказавшего; посему у них прелюбодеяния
никогда не открываются”.
Мохэсцы жили общинными
поселениями. Группы поселений объединялись в племена. К VII веку насчитывалось
несколько десятков мохэских племен. Летописи выделяют семь наиболее известных
и влиятельных племенных объединений. Из них наиболее крупными и сыгравшими
важную роль в истории были сумо мохэ, жившие на крайнем юго-западе мохэских
земель, в верховьях реки Сунгари – главного притока Амура в Маньчжурии,
и хэйшуй мохэ на северо-востоке, в долинах нижнего течения Сунгари, Уссури
и Амура. На территории Приморья, наряду с хэйшуй мохэ, в его северной части
было самое восточное из мохэских племен – хаоши мохэ.
Мохэское общество относится
к эпохе непосредственно предшествовавшей возникновению государственности
и цивилизации. У мохэсцев уже существовало разделение на знать (вожди и
старейшины), простых общинников и неполноправные группы населения. Более
знатные имели “по несколько сот голов свиней”, селились в более крупных
жилищах, пользовались лучшими землями, обладали домашними рабами. Определенные
доходы знать получала в виде престижных даров от простых мохэсцев, от торговли
с другими племенами и народами, подарков от китайских императоров. Однако
большую часть добычи верхушка мохэского общества получала от войн со своими
соседями. Они “отважны, и между восточными иноземцами считаются сильнейшими”
– говорится о мохэ в древней китайской летописи.
За свои привилегии
вожди и старейшины выполняли важные для общества административные и судебные
функции. Кроме того, как правило, мохэские вожди являлись военачальниками.
Они защищали население своих племен от набегов врагов и организовывали
такие же набеги на соседей.
От племен мохэ по всей
территории их расселения сохранились археологические памятники: поселения,
городища и могильники. Немалое их число расположено
на территории Приморья. Одно из них – Новоселищенское городище в Ханкайском
районе – находится на невысоком мысу выдающегося в долину горного отрога.
Мыс у своего основания и окончания был пересечен земляными валами и рвами.
Внутри городища рядами располагались квадратные западины – остатки землянок.
В процессе исследования
археологических памятников мохэской культуры исследователи находят большое
количество лепной глиняной посуды, железные орудия труда, многочисленные
предметы вооружения (наконечники стрел и копий, мечи, пластины, нашиваемые
на кафтан воина), изысканные предметы украшения. Особенную гордость представлял
пояс с нашитыми на него бронзовыми бляхами. Пояс сверкал на солнце как
золотой и являлся своего рода знаком отличия, свидетельствовавшим о военном
и социальном статусе его обладателя.
Начиная с V века мохэ
играли заметную роль в политической истории Восточной Азии.Они
воевали с древнекорейским государством Когурё, иногда попадая в зависимость
от него. Тогда же установились дипломатические отношения отдельных мохэских
племен с Китаем. В конце VI века восемь племен сумо мохэ, насчитывавшие
несколько тысяч воинов, во главе с вождем Тудицзи, потерпев поражение в
войне с Когуре, переселились в Северный Китай, где им были выделены земли
для проживания. Тудицзи, а впоследствии и его сын прославились как выдающиеся
полководцы в войнах Китая с Когурё, тюрками и тибетцами.
В 668 году после продолжительной
войны Китаю удалось уничтожить государство Когурё. Выступавшие в качестве
союзников Когурё мохэские племена в большом количестве были переселены
в Северный Китай, многие известные ранее мохэские племенные объединения
“рассеялись, ослабли и впоследствии о них ничего не было слышно”. В VI
– VII веках ярко проявилась неравномерность развития мохэских племен. Бывшие
в соседстве и непрерывных связях с цивилизациями Китая и Когурё сумо мохэ
развивались особенно быстро. Именно у них зародилось первое государство
тунгусо-маньчжурских народов -Бохай.