Самым крупным историческим и культурным центром Приморья является город
Владивосток. В нем имеется более двухсот
памятников. В архитектурном облике города смешалось старое и новое. Здания
конца XIX - начала XX вв. соседствуют со зданиями, построенными в конце
XX в. Сохранились и жилые дома - памятники русского деревянного зодчества
конца XIX века. Несмотря на массированное градостроительство последних
десятилетий, город по-прежнему сохраняет и отдельные исторические здания,
и целые улицы.
Путешествие
по городу начинается с Вокзальной площади, центральным местом которой является
здание железнодорожного вокзала. Его архитектурный
и художественный образ оформлен в стиле старого русского зодчества и напоминает
дворцы-терема русских царей XVII в. Здание было построено в 1894 г. архитектором
А. Базилевским. В 1908 г. его расширил и частично реконструировал архитектор
Н.В. Коновалов.
От Вокзальной
площади начинается одна из старинных улиц города - Алеутская. Свое название
она получила в честь шхуны “Алеут”. В начале истории города, когда здесь
еще шумел первозданный лес, матросы шхуны прорубили первую просеку, которая
стала активно застраиваться. К настоящему времени на ней сохранилось здание
бывшего Гранд-отеля, в свое время самой фешенебельной
гостиницы города.
Неподалеку расположен
комплекс зданий, принадлежащий сейчас акционерному обществу Дальневосточное
морское пароходство. Одно из этих зданий было собственностью
крупного торговца Ю.И. Бриннера. В советское время семья Бриннеров эмигрировала
в Маньчжурию, а затем в США. Старшее поколение американцев хорошо знает
звезду Голливуда Юла Бриннера, но мало кто знает, что родился он во Владивостоке.
На этой же улице
сохранилось красивое здание бывшей гостиницы “Версаль”
и Русско-Азиатского банка. В настоящее время в
банке располагается Приморская краевая картинная галерея. Она обладает
уникальным собранием русской, советской и зарубежной живописи XVIII - XX
вв.
Улицу Алеутскую
пересекает Светланская, получившая свое название в 1873 г. в честь фрегата
“Светлана”. К тому времени Владивосток стал главной гаванью России на Тихом
океане. Светланская - самая большая и наиболее полно сохранившая старый
исторический облик улица города. Она тянется несколько километров, и почти
каждый дом здесь - памятник культуры ушедшей эпохи.
Внимание привлекает
дом Д.А. Старцева, известного общественного деятеля
города и предпринимателя, много сил отдавшего процветанию Приморья. Он
первым построил заводы по производству фарфора и силикатного кирпича, занимался
разработками каменного угля и производством цемента, разводил племенной
скот и вел крупное торговое дело.
Здание Универсального
магазина “Торгового дома Кунст и Альберс” - одно из красивых и оригинальных
зданий города, воплотило в себе высокое мастерство и полет фантазии архитектора
Г.Р. Юнгхенделя. Построено оно было в 1907 г. по заказу директоров компании.
Не менее привлекательно
и здание почтово-телеграфной конторы, построенной
в 1897 - 1899 г. по проекту архитектора А.А. Гвоздзиовского. Его функции
остались без изменений вплоть до настоящего времени.
На перекрестке
улиц Светланской и Петра Великого выделяется здание бывшего Штаба
Сибирской флотилии, построенное в 1911 г. по проекту военного инженера
И.А. Заборовского, ветерана русско-японской войны 1904 - 1905 гг.
В уютном сквере
на Светланской стоит памятник выдающемуся русскому
морскому офицеру, адмиралу Г.И. Невельскому. Имя этого человека широко
известно и очень почитаемо в России. Работы возглавляемой им Амурской экспедиции
сыграли решающую роль в становлении российской государственности в Приморье.
Памятник Г.И. Невельскому был открыт 26 октября 1897 г. Он изготовлен из
серого гранита, специально для этой цели доставленного с острова Русский.
Памятник отличает строгая красота и изящество формы. Его вершина увенчана
бронзовым орлом. Автором проекта является морской инженер А.Н. Антипов.
Скульптурная часть памятника выполнена известным
русским ваятелем Р.Р. Бахом. Отливалась она из бронзы на предприятии фирмы
Верфель в Санкт-Петербурге.
Еще один памятник
знаменитому русскому моряку находится на площади Луговой. Авторами его
являются скульптор А.И. Тенета и архитектор А.А. Усачев. Установлен он
был уже в советское время. Это памятник выдающемуся
русскому флотоводцу адмиралу С.О. Макарову, который был не только талантливым
практиком военного дела, но и крупным теоретиком кораблестроения.
Всю свою жизнь, с юных лет и до гибели 31 марта 1904 г. в Порт-Артуре при
взрыве на японской мине броненосца “Петропавловск”, С.О. Макаров посвятил
служению русскому флоту.
Интересные памятники
сохранились и на тихой улочке Пушкинской. Здесь расположено здание
самого первого на Дальнем Востоке высшего учебного заведения - Восточного
Института (ныне это Дальневосточный государственный Технический Университет).
Институт был построен в 1896 - 1899 гг. архитектором А.А. Гвоздзиовским.
Здание выделяется не только темно-красным цветом старинного кирпича, но
и оригинальными каменными статуями львов, сидящих перед центральным входом
в Университет. Львы были подарены Восточному Институту представителем китайского
правительства при Приамурском генерал-губернаторе.
Здесь же, на
Пушкинской, стоит очень красивое здание художественного
училища, построенного в 1947 г. Его автор, знаменитый дальневосточный
архитектор А.И. Порецков, создал в монументальной форме, характерной для
советской архитектуры 30 - 40 -х годов. В этом же стиле построено
и здание музея пограничных войск России (архитектор
Л.Б. Бутко).
Здания старинной
архитектуры сохранились и на Корабельной набережной, и по улицам Суханова,
прапорщика Комарова, Океанскому проспекту и многим другим.
Владивосток сохранил
и такой редкий памятник как комплекс фортификационных
сооружений владивостокской крепости. Она уникальная как памятник военно-оборонительного
зодчества. Владивостокская крепость является одной из двух морских крепостей
России, построенных в конце XIX - начале XX вв. в соответствии с новыми
для тех лет концепциями фортификации, сложившимися после франко-прусской
войны 1870 г. Строилась она для защиты владивостокского порта, как главной
базы Сибирской флотилии. Структура Владивостокской крепости уникальна тем,
что стоит из двух независимых комплексов оборонительных сооружений. Один
из них представляет внутреннюю линию, построенную в 1896 - 1894 гг. под
руководством известных русских военных инженеров К.И. Величко и К.С. Чернокнижникова.
Внутренняя линия является аналогом укреплений Порт-Артура. Внешняя линия
обороны создана в 1910 - 1914 гг. под руководством выдающегося мастера
фортификации А.П. Шошина, который при строительстве учел опыт русско-японской
войны 1904 - 1905 гг. Фортификационные сооружения представлены береговыми
и горными батареями, защищавшими город и с суши, и с моря.
Среди них наибольшую ценность
как часть исторического и культурного наследия представляют:
Безымянная батарея № 11 на Безымянной
сопке - старейшая береговая батарея, защищавшая город со стороны Амурского
залива, модернизированная в 1900 г.;
Токаревская верхняя батарея на п-ве
Шкота постройки 1901 г.;
Укрепление № 1 в районе улицы Днепровской,
постройки 1902 г., хорошо сохранившийся аналог укреплений крепости Порт-Артур;
Саперный редут № 4 между улицами Лумумбы
и нейбута постройки 1903 г., мощный узел сопротивления, состоявший из собственно
редута и двух батарей;
Укрепление № 4, известное под названием
“форт Поспелова” на острове Русский, сооруженное в 1904 г. и бывшее мощным
узлом сопротивления, защищавшим вход в пролив Босфор Восточный.
Часть фортов внешней
линии обороны были фортами новейшего типа, предвосхитившими своими решениями
фортификационные сооружения времен Второй мировой войны.
В коротком путешествии
невозможно охватить все памятники Приморья. Наш рассказ - лишь небольшой
экскурс по наиболее известным и значительным из них.