ПРИМОРСКИЙ
КРАЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ в.
Территория Приморья, являющегося южной частью Дальневосточного региона
России (до революции обозначалась географами как Южно-Уссурийский край),
была включена в состав Российского государства на основе Айгуньского
(1858 г.) и Пекинского (1860 г.) договоров, юридически
оформивших границы между Россией и Китаем. В административном отношении
край стал частью Приморской области, образованной в 1856 г. (в нее включено
все дальневосточное прибрежье Сибири - Чукотка, Камчатка, Сахалин, Нижний
Амур, Охотский, Удский и Уссурийский края) и входившей в состав Восточно-Сибирского,
а с 1884 г. - Приамурского генерал-губернаторства. Как и другие дальневосточные
территории, Уссурийский край был очень слабо заселен: в 1861 г. в нем насчитывалось
менее 20 тыс. чел.
Администрация
генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева
(за заключение Айгуньского договора ему был
присвоен титул графа Амурского) активно поддерживала организацию изыскательских
работ (возглавленную Г.И.Невельским; сам Н.Н.Муравьев
стал руководителем экспедиции, которая в 1859 г. обследовала северо-западное
побережье Японского моря и определила, в частности, место для основания
Владивостока), создание военных постов
на пограничных землях и всячески поощряла переселение забайкальских крестьян
и казаков в низовья Амура и в Уссурийский край. В Приморье первые военные
посты возникли в 1859 г. - на берегу озера Ханки (Турий Рог)
и в бухте Св.Ольги. В 1865-1869 гг. построены первые казачьи поселки (на
р.Уссури) - Верхне-Михайловский, Графский, Ильинский, Княжеский и
др., основанные казаками Уссурийского пешего батальона Амурского казачьего
войска (позднее, в 1869 г., батальон преобразован в Уссурийскую казачью
сотню, в 1889 г. создано Уссурийское казачье войско, задачей которого,
как и Амурского, была организация охраны границ). В 1860 г. солдаты 3-го
линейного батальона образовали посты в бухте Новгородской, в районе современных
поселков Раздольное, Угловое и в других местах. 20 июня (2 июля по современному
стилю) 1860 г. на военном транспорте «Манджур» в бухту Золотой Рог были
доставлены солдаты 4-го линейного батальона во главе с прапорщиком
Н.В.Комаровым, они приступили к строительству поста Владивосток.
Так началась планомерная колонизация Южно-Уссурийского края.
В 1861
г. российское правительство встало на путь государственного поощрения переселения
в Амурскую и Приморскую области: согласно обнародованному 26 марта
закону эти территории были объявлены открытыми для заселения крестьянами,
не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться
за свой счет. Переселенцам отводился в бесплатное пользование участок земли
до 100 десятин (109 га) на каждое семейство, они навсегда освобождались
от подушной подати и на 10 лет - от рекрутской повинности; за плату
(3 руб. за дес.) поселенцы могли дополнительно приобретать землю в частную
собственность; в крае была введена беспошлинная торговля (режим порто-франко)
и т.д. Эти меры, а также отмена в 1861 г. крепостного права в России, усилившая
миграционную подвижность населения, способствовали притоку на дальневосточную
окраину крестьян, казаков, рабочих, предприимчивых людей всех сословий.
До 1881 г. основным было сухопутное
переселение крестьян главным образом из губерний и областей Европейской
и Азиатской России: Астраханской, Воронежской, Вятской, Калужской, Тамбовской,
Тобольской, Томской, Иркутской и др. С 1881 г. созданный на
народные пожертвования Добровольный флот стал осуществлять доставку
морем (что многократно сократило время пребывания в пути - с 2-3 лет до
2-3 мес.) переселенцев из малоземельных, трудоизбыточных губерний Украины
и южной России. Приток крестьян в Южно-Уссурийский край заметно возрос:
если за 1861-1881 гг. их прибыло 3,1 тыс., то за 1883-1899 гг. - около
50 тыс. Неземледельческая колонизация развивалась за счет активной миграции
рабочих, притока ссыльных и ссыльнопоселенцев, оставления в крае уволенных
в запас солдат и матросов («оседание» которых стимулировалось с помощью
предоставления различных льгот), большое значение имело прибытие мигрантов
(в основном рабочих-отходников) из-за рубежа, особенно из соседних Китая
и Кореи. В целом во второй половине Х1Х в. Приморье являлось одной из наиболее
активно заселяемых окраин: за 1863 - 1897 гг. неместные
уроженцы составляли здесь 61,4% к приросту населения, в Амурской
области - 54,3%, в Восточной Сибири - 36,9%, в Забайкалье - только
6,7%. Переписью 1897 г. в Южно-Уссурийском крае зарегистрировано 144,49
тыс. чел., т.е. численность населения по сравнению с 1861 г. выросла более
чем семикратно.
Важное
значение для ускорения заселения и хозяйственного освоения Дальнего Востока
(и Уссурийского края в частности) имело строительство Транссибирской железнодорожной
магистрали: в период сооружения восточного ее участка - Уссурийской
ж.д. (1891-1897 гг.) - резко возрос приток капиталов и рабочих.
В 1897-1903 гг., по договоренности с китайским правительством, часть магистрали
прокладывается через Маньчжурию (КВЖД), соединив Уссурийский край
с Россией сплошным рельсовым путем. В 1900 г. перевозка крестьян морем
была прекращена, однако приток переселенцев не только не уменьшился, но
продолжал нарастать: за 1900-1903 гг. в Приморье переселилось 37,6 тыс.
крестьян - больше, чем за предыдущее десятилетие. С началом проведения
правительством, возглавляемым П.А.Столыпиным, аграрной реформы (1906 г.)
переселенческое движение на окраины поощряется с помощью предоставления
переселенцам различных льгот, и приток крестьян на дальневосточную окраину
сильно возрастает: в 1907-1913 гг. темпы среднегодового переселения превышали
40 тыс. чел., а в целом за 1900-1916 гг. в Приморскую область
прибыло более 200 тыс. чел.. Одновременно резко увеличилось движение
на Дальний Восток российских рабочих-отходников, для проезда которых
введены низкие железнодорожные тарифы и другие льготы и т.д. В результате
численность населения в Приморье в начале ХХ в. продолжала расти
высокими темпами: к 1908 г. она составила 270 тыс., в 1913 г. достигла
480 тыс. Особенностью заселения Южно-Уссурийского края было активное формирование
городского населения, шедшее с конца Х1Х в. более высокими темпами, чем
сельского: в 1897 г. горожане составляли 20,1% жителей
Приморья, а в 1913 г. - 28% (в то время как в среднем по России соответственно
13,4% и 17,9%). Особенностью формирования населения на Дальнем Востоке
(как и на других колонизуемых окраинах) было неблагоприятное соотношение
полов: по данным переписи 1897 г. доля женщин составляла в Приморье всего
28,4%, хотя в ходе заселения она менялась и к 1914 г. возросла до 38,9%
. В начале ХХ в. были предприняты меры по снижению роли «желтой» миграции,
в результате удельный вес иностранцев (подавляющее большинство которых
составляли китайцы и корейцы) снизился с 26,4% (1897 г.) до 17% (1913
г.).
Хозяйственное
освоение Дальнего Востока и Приморья, в частности, происходило на основе
свободных рыночных отношений, хотя и имелись пережиточные крепостнические
черты, сковывавшие свободную хозяйственную деятельность. В первую очередь
это проявлялось в земельных отношениях: право собственности на землю было
ограничено. Крестьяне получали землю в общинное владение: община
имела право производить регулярные переделы участков, продавать землю другому
обществу (причем осуществление таких сделок строго контролировалось
властями) и т.д. Выкуп земли в частную собственность осуществлялся под
контролем генерал-губернатора (участки до 400 десятин - губернатора), по
его личному разрешению. Продажа земли иностранцам запрещалась. С 1892 г.
условия продажи земли ужесточились: из торгового оборота изъяты земли,
находившиеся в полосе отчуждения Уссурийской ж. д. и проектируемой
Амурской ж. д., большая часть прибрежной зоны и т.д. К началу ХХ в. на
Дальнем Востоке запас легкодоступных свободных земель, пригодных для сельскохозяйственного
освоения, был исчерпан. Поэтому с 1 января 1901 г. введены новые Правила
наделения переселенцев землей: «на душу мужского пола не свыше 15
десятин удобной земли, включая лесные пространства». Эти Правила провели
грань между «старожилами»-стодесятинниками (составлявшими наиболее зажиточный
слой сельского населения) и переселенцами-«новоселами».
Обилие
свободных, плодородных земель, отсутствие феодальных латифундий давали
простор для быстрого развития аграрного производства. Ведущей отраслью
сельского хозяйства было земледелие. В целом Приморье отличалось разнообразием
возделываемых культур: здесь выращивались пшеница (озимая и
яровая), рожь, овес, гречиха, картофель, просовые, бобовые, подсолнечник,
кукуруза, сахарная свекла, конопля, лен, табак и пр, с конца
Х1Х в. развиваются огородничество, садоводство, бахчеводство. Быстрее
других росли посевы высокотоварных культур - пшеницы и овса: к 1916 г.
они занимали около 80% посевных площадей Приморской области. В конце Х1Х
в. появляются хозяйства, применявшие паровую систему земледелия,
с трех- и четырехпольным севооборотом; все более широкое распространение
получают плуги, жатки, молотилки, веялки, сенокосилки и другие с.-х. машины
и орудия, за счет активного притока мигрантов быстро формировался рынок
труда. Росли валовые сборы зерна и картофеля, однако Приморью не
удалось преодолеть хлебный дефицит, недостающее количество зерна ввозилось
из-за пределов края. Важное значение имело животноводство, разводили главным
образом крупный рогатый скот, лошадей, свиней, зарождается пантовое
оленеводство, развивались также птицеводство и пчеловодство. С 1909
г. берет начало маслоделие, которое растет довольно быстрыми темпами. С
1912 г. организуется агрономическая помощь селу, налаживается селекционная
работа, создаются первые опытные поля, показательные фермы, Никольск-Уссурийская
с.-х. школа, агрономические курсы и т.д. Формируются значительные, высокотоварные
хозяйства, складывается слой крупных сельских предпринимателей.
Промышленное
освоение Приморья осуществлялось в первую очередь за счет разработки
богатейших природных ресурсов, т.к. уже первое знакомство с Южно-Уссурийским
краем выявило присутствие самых разнообразных полезных ископаемых:
угля, золота, полиметаллических руд и пр. С 1860-х гг. началась добыча
угля в районе залива Посьета (кустарная добыча велась до 1878 г.),
с 1897 г. разрабатывается Подгородненское месторождение вблизи Владивостока,
вскоре стала развиваться промышленная добыча в районе богатейшего Сучанского
угольного бассейна. В 1867 г. найдено рудное золото на о. Аскольд, где
вскоре началась добыча. К концу Х1Х в. промышленное значение приобретает
добыча рыбы, морепродуктов (морской капусты, трепангов, крабов и пр.),
развивается лесодобывающая отрасль. Обрабатывающая промышленность развивалась
в основном за счет тех отраслей, которые не испытывали сильной конкуренции
со стороны фабрично-заводской промышленности центральных районов России
и зарубежных стран, обладали прочной сырьевой базой и давали большие прибыли.
В первую очередь это отрасли по переработке сельскохозяйственных и природных
продуктов: мукомольная, винокуренная, кожевенная, маслобойная и т.д. В
90-х гг. стала развиваться лесоперерабатывающая отрасль: построено 5 паровых
лесопилок, спичечный и фанерный заводы, возникло полиграфическое
производство, появились первые электростанции. Развивалось производство
стройматериалов, представленное кирпичными, известковыми и бетонными заводами.
Заметную роль приобрела металлообработка, на фоне мелких частных предприятий
особенно выделялся Владивостокский казенный судоремонтный завод, возникший
на базе судоремонтных мастерских, построенных в 1864 г.; после перевода
из Николаевска-на-Амуре во Владивосток
в 1872 г. главного тихоокеанского порта России и передачи технического
оборудования, они были расширены (впоследствии перестроены) и преобразованы
в судоремонтный завод (ныне Дальзавод): в 1900 г. на нем уже
работало более 800 чел. В начале ХХ в. более динамично развивалась
обрабатывающая промышленность: ежегодный прирост ее валовой продукции
в 1909-1913 гг. составлял 32%, в этой сфере производства активно
использовались двигатели, механизмы, различная техника (совокупная мощность
двигателей за 1901-1913 гг. увеличилась в 21 раз). Прогрессировала
горнодобывающая промышленность, особенно угледобыча; началась промышленная
эксплуатация полиметаллического месторождения в Тетюхе (ныне Дальнегорск);
успешно развивалась лесодобывающая отрасль, рос экспорт леса.
Развитие
торговли особенно активизируется с 1890-х гг.; за 1902-1914 гг. общий товарооборот
более чем утроился. Однако торговый баланс был пассивным: 70% принадлежало
ввозу, 30% - вывозу. В развитии торговли быстро возрастала роль городов
как емких товарных рынков и товарораспределительных центров. С 90-х
гг. Х1Х в. происходит формирование банковско-кредитной системы. Выдающуюся
торгово-транспортную роль стал играть Владивосток,
вошедший к 1914 г. в пятерку крупнейших портов России: грузооборот
Владивостокского порта, который ежегодно принимал сотни торговых судов,
превышал грузооборот всего Амурского бассейна. Усилилось международное
значение Владивостока: в городе действовало
более десятка консульств, большое количество иностранных торговых представительств.
На процесс
заселения Приморья, на его экономическое и социально-политическое
развитие существенное влияние оказывали политика российского правительства
и международная ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В конце Х1Х
в. интересы российской дальневосточной политики все более сосредоточивались
на разделе Китая, следствием этого стало строительство КВЖД,
передача России в аренду южной части Ляодунского полуострова и Порт-Артура,
что привело к ухудшению отношений между Россией и Японией и к другим серьезным
последствиям: десятки миллионов рублей потекли на строительство Дальнего
и Порт-Артура, куда из Владивостока
перебазирована Тихоокеанская эскадра, в Южно-Уссурийском крае приостановлены
оборонительные работы и т.д.
Нападение
японского флота на русскую эскадру на внешнем
рейде Порт-Артура 27 января 1904 г. положило начало русско-японской
войне, которая застала обороноспособность дальневосточных рубежей
России чрезвычайно ослабленной. Военные действия развивались как
на море, так и на суше неблагоприятно для российской стороны. Внезапное
нападение японцев привело Тихоокеанскую эскадру к большим потерям,
несмотря на героическое сопротивление погибли крейсер «Варяг» и канонерская
лодка «Кореец». 12 февраля японские крейсера прорвались к Владивостоку
и обстреляли город, выпустив около 200 снарядов (не причинив, правда, большего
ущерба), в тот же день Владивосток был
объявлен на осадном положении. 28 июля японцами была разбита
портартурская эскадра, а 1 августа - отряд владивостокских
крейсеров (в составе крейсеров «Россия», «Рюрик» и «Громобой»). Много
месяцев длилась осада Порт-Артура, у стен которого была сосредоточена 100-тысячная
армия японцев. Несмотря на героическое сопротивление гарнизона,
Порт-Артур 20 декабря 1904 г. капитулировал. 14 мая
в Корейском проливе потерпела поражение 2-я Тихоокеанская эскадра,
шедшая с Балтики на подмогу русским войскам. Военные поражения и
начавшаяся в стране революция вынудили правительство России искать мирный
путь решения конфликта с Японией, которая также устала от войны. 23 августа
1905 г. в городе Портсмут (США) состоялось подписание мирного договора,
согласно которому Россия уступила Японии южную часть острова Сахалина и
отказалась в пользу Японии от аренды Ляодунского полуострова с Порт-Артуром
и портом Дальним.
Вспыхнувшая
в России под влиянием русско-японской войны, значительно ухудшившей положение
народных масс, революция быстро распространялась по всей стране.
Жители Приморья, являвшегося прифронтовой зоной, в полной мере
испытывали все тяготы войны: рост дороговизны, нехватку продовольствия
и товаров первой необходимости и т.д. Моральное состояние населения
и особенно армии было подавленным из-за позорного военного поражения.
Увольнение в запас нижних чинов армии и флота, чья численность в
годы войны возросла в несколько раз, их отправка на родину шли крайне
медленно - железнодорожный и морской транспорт не справлялись с потоком
пассажиров и военных грузов. Солдаты и матросы питались плохо, жили в переполненных
казармах и даже в палатках, за работу на крепостных сооружениях им платили
гроши, офицеры использовали грубое обращение, прибегали к рукоприкладству.
Госпитали и наскоро устроенные лазареты были забиты ранеными и больными.
Все эти факторы создали почву для роста недовольства и возмущения почти
во всех слоях населения.
17 октября
1905 г. в России был объявлен утвержденный Николаем П Манифест, предоставлявший
законодательные права Государственной Думе и обещавший предоставление избирательных
прав для граждан. Однако обещание гражданских свобод не смогло остановить
революцию, все шире распространявшейся по стране. Приморскими газетами
Манифест был опубликован 21 октября, и в тот же день во Владивостоке
состоялся первый митинг. 26 октября в митинге, устроенном Обществом
народных чтений, участвовало уже около 3 тыс. чел., в том числе солдаты
и матросы. Нараставшее в армии недовольство привело к крупным беспорядкам.
ЗО-З1 октября солдатские волнения во Владивостоке
завершились массовыми погромами и пожарами, в ходе которых ранено и
убито более 180 чел., убытки составили 8-10 млн. руб. 12 ноября во
Владивостоке вспыхнуло восстание порт-артурцев
(вернувшихся из японского плена участников обороны Порт-Артура),
разгромивших офицерское собрание и избивших несколько офицеров. В начале
декабря произошли волнения солдат Новокиевского гарнизона, при разгоне
которых было пущено в ход оружие и ранено 10 чел.
Активизировались
и другие слои населения, 15 ноября владивостокские почтово-телеграфные
служащие присоединились всероссийской стачке; в конце ноября во всероссийскую
забастовку включились уссурийские железнодорожники. Создаются первые
профсоюзы - на Уссурийской ж. д., во Владивостокском порту и пр. Солдаты
и матросы на многолюдных собраниях во Владивостоке
избрали Комитет нижних чинов из 12 чел. и разработали список выдвигаемых
требований. Росла активность крестьян. В декабре 1905 г. в Никольске-Уссурийском
состоялся крестьянский съезд, на котором принят устав крестьянского союза
Южно-Уссурийского края. Сходки и собрания происходили и в казачьих станицах.
В память
«кровавого» воскресенья 10 января 1906 г. во Владивостоке
состоялся многолюдный митинг, завершившийся демонстрацией. По приказу коменданта
города А.Н.Селиванова демонстранты встречены пулеметным огнем и рассеяны
казаками, около 80 чел. было убито и ранено. В ответ на это восстали артиллеристы,
захватившие Иннокентьевскую батарею, власть в городе оказалась парализованной.
16 января при громадном стечении народа состоялись похороны жертв,
сопровождавшиеся артиллерийским салютом с Тигровой сопки. В ночь на 23
января во Владивосток вошли казачьи
части генерала Мищенко, началось разоружение неблагонадежных частей и вывод
их из города.
В 1906-1907
гг. активную антиправительственную агитацию вели в крае левые партии:
социал-демократы, эсеры, анархисты, ряды которых множились за счет притока
революционеров из других регионов России. Весной 1907 г. в крае впервые
прошли выборы в Государственную Думу, на которых основное соперничество
развернулось между эсерами и социал-демократами, последним удалось даже
провести своего кандидата от Приморской области. Большие усилия революционеры
направляли на подготовку вооруженного восстания во Владивостоке,
планируя захватить власть и создать Дальневосточную республику. Восстание
вспыхнуло 16-17 октября, оно было быстро подавлено, сопровождалось
большими жертвами, около 300 участников арестованы и жестоко наказаны.
После подавления
революции политический режим в крае ужесточается: усилена цензура,
распущены некоторые профсоюзы, запрещен ряд партий и организаций и т.д.
Однако в общественно-политической жизни наблюдались и позитивные
изменения: кампании по выборам в Государственную Думу усиливали интерес
населения к политическим проблемам, в их ходе происходили встречи
избирателей с кандидатами в депутаты и с депутатами, способствуя
гражданскому воспитанию населения. На выборах в Ш Государственную Думу
в конце 1907 г. депутатом от Приморской области был избран беспартийный
кандидат А.И.Шило. Центрами общественной жизни стали Народные дома, редакции
газет, культурно-просветительные организации. Развивалось кооперативное
движение, создавались профсоюзы и т.д. Для либерально-буржуазных слоев
политическая активность была тесно связана с решением экономических
вопросов; для их обсуждения регулярно проводились собрания Владивостокского
биржевого комитета и съезды местных предпринимателей: лесопромышленников,
рыбопромышленников, сельских хозяев и т.д.
Начавшаяся
летом 1914 г. первая мировая война потребовала от России огромных
жертв, привела ее к тяжелейшему экономическому и политическому кризису.
Но на объявление Германией войны России российское общество
ответило взрывом патриотизма. Манифестации и собрания под верноподданническими
лозунгами, с портретами Николая П, императрицы и цесаревича, с пением гимна
состоялись во Владивостоке, в Никольске-Уссурийском.
В церквях служили молебны о даровании победы русскому оружию. Началась
мобилизация, появились добровольцы. От населения края потекли пожертвования
в пользу Красного Креста. Благотворительные общества и комитеты занимались
сбором средств, организацией помощи раненым и больным воинам и их семьям,
отправкой вещей на фронт и т.д. В связи с блокадой западных портов
России значение Владивостокского порта существенно выросло, усилился поток
грузов, проходивших через него: за 1914-1916 гг. грузооборот порта удвоился.
Возросла нагрузка на железнодорожный транспорт, главной задачей
которого стало удовлетворение потребностей армии. Однако объем коммерческих
перевозок сократился. Снизились и морские грузоперевозки, т.к. часть базировавшихся
во Владивостоке судов была передана
военному флоту, а часть интернирована в иностранных портах. Все это привело
к ухудшению товарного снабжения края. Большие трудности переживала деревня:
мобилизация в армию сильных, трудоспособных мужчин ослабила крестьянские
и казачьи хозяйства. Постоянно проводились реквизиции скота, особенно лошадей.
Все это подрывало производительные силы деревни. Темпы роста аграрного
производства снизились.
На экономические
трудности в Приморье сразу отреагировал потребительский рынок, за
годы войны в 2-3 раза выросли цены на соль, сахар, муку, рыбу, крупы и
т.д. Резко подорожали спички, керосин, ткани и другие товары первой необходимости.
К началу 1917 г. рубль обесценился до 60 коп., к концу 1917 г. - до 31
коп. Заработная плата значительно отставала от роста цен на продовольствие
и товары.
В 1916
г. стала проявляться усталость от войны. Росло недовольство в рабочей среде,
в крестьянских массах. В крае стало усиливаться забастовочное движение:
в 1916 г. в стачках приняли участие более 1500 чел. Оживилось революционное
движение: возникают подпольные группы Д.Позднякова и К.Суханова.
Все это свидельствовало о накоплении в крае «горючего» социального материала,
который сразу же вспыхнул, как только вести о Февральской
революции и о свержении самодержавия
достигли Приморья и стали достоянием гласности.