Заселение и
освоение Приморья сопровождалось формированием системы народного просвещения.
До 1917 г. здесь действовали школы трех ведомств: Святейшего Синода (церковно-приходские
и миссионерские), Министерства народного просвещения (министерские), Уссурийского
казачьего войска (войсковые).
Первая
школа во Владивостоке была открыта
в 1873 г. Это было переведенное из Николаевска-на-Амуре женское училище,
реорганизованное сначала в прогимназию (соответствует школе с шестилетним
обучением), а затем в гимназию. В 1878 г. во Владивостоке
были 3 одноклассные начальные школы и женская прогимназия. Позже на базе
переведенной из Николаевска мужской прогимназии была организована мужская
гимназия.
Первые
церковно-приходские школы открылись в 1883 г. в с.Никольском, через пять
лет - в селах Владимировке и Ивановке. К началу 90-х годов в селах Никольском,
Черниговке, Осиновке, Михайловке, Камень-Рыболове были созданы министерские
школы. Однако обучалось в них всего 97 детей школьного возраста.
Большую
роль в развитии школьного дела в Приморье сыграли приамурские генерал-губернаторы
А. Н. Корф, С. М. Духовской, Н. И. Гродеков, Д. И. Субботич, П. Ф. Унтербергер.
Они заботились об открытии начальных школ - для обучения грамоте сельского
населения; средних и высших учебных заведений - для создания местной интеллигенции,
которая “и по рождению, и по воспитанию будет всецело принадлежать краю”.
Благодаря их стараниям к 1913 г. в Приморье работало почти в 10 раз больше
школ, чем в 1897 г.; количество учеников в них увеличилось почти в 12 раз
и достигло более чем 32 тыс.
Просвещением
населения занимались учителя - подвижники и патриоты России: В. П. Маргаритов
- учитель и директор мужской прогимназии; М. Я. Сибирцев и М. В. Сибирцева,
построившие на личные сбережения и пожертвования горожан прогимназию для
неимущих детей; Н. А. Вознесенский, П. П. Герасимовский, А. Г. Кедроливанский,
Е. И. Луценко, Т. П. Гордеев, В. А. Грачев, А. З. Федоров, П. Н. Рябинин
и др.
В годы
гражданской войны и интервенции в Приморье многие школы были приведены
в негодность, разграблены, сожжены.
В июле
1918 г. 153 приморских учителя (Т. Г. Залуцкий из Комаровки, М. И. Тайшин
из Ружино, Н. К. Ильюхов из Хмельницкого, И. В. Слинкин из Венедиктовки
и др.) откликнулись на обращение Дальсовнаркома - выступить на защиту советской
власти. Они ушли в партизанские отряды, были в них командирами и рядовыми
бойцами. Многие из них погибли. Потеря лучшей части сельской интеллигенции
- народного учительства - осложнила арботу приморской школы в годы становления
советской власти.
27 октября
1922 г., уже чере два дня после освобождения Приморья от интервентов и
белогвардейцев, был создан губернский отдел народного образования, который
реорганизовал образовательные учреждения всех типов в школы I и II ступени
с 4-х и 5-летними сроками обучения.
В 1923
г. в 603 школах работали 1600 учителей, за парты сели 47 тысяч учеников.
В 1924 г. были открыты школы для детей корейцев, поляков, татар, гольдов;
созданы школы крестьянской молодежи. В 1925 г. было организовано общество
“Долой неграмотность”: каждый грамотный должен был обучить одного неграмотного.
Началась ликвидация неграмотности взрослого населения.
В 30-е
годы школы Приморья осуществляли всеобщее начальное обучение детей и стали
переходить к всеобщему семилетнему образованию в сельской местности и к
среднему - в городах. Выполнению эой задачи помешала Отечественная война.
В 1941-1945 гг. сократилось число средних школ; уменьшилось количество
учащихся: они уходили на фронт, в военные училища, на предприятия, в колхозы;
5 тысяч подростков получили рабочие специальности в школах ФЗО и ремесленных
училищах.
На фронтах
сражались 1746 приморских учителей и тысячи учеников. Четыре учителя -
А. П. Мин, Н. П. Пустынцев, Б. С. Сидоренко, Н. К. Якимович и 44 бывших
учащихся довоенных и военных лет из городов и сел края удостоены звания
Героя Советского Союза. Половине из них не довелось узнать об этом - награждены
посмертно. Гордятся своими Героями Г. Дмитрюком, М. Бадюком, В. Ерышевым,
А. Кобисским, И. Коробкиным средние школы N28 Владивостока,
чугуевская N1, Камень-Рыболовская, Михайловская, черниговская N1. Имена
своих учителей и учеников, Героев Советского Союза, носят школы Николаевская
средняя имени Б. С. Сидоренко, 7-я средняя владивостокская имени Л. Кудаковского,
Сиваковская неполная средняя имени И. Юркова.
В годы Отечественной войны учетилями
было передано в Фонд обороны 13 млн руб.; собраны 100 тонн лекарственных
трав, 70 тыс. тонн металлолома; отправлено на фронт 34 тыс. подарков. Тысячи
шольников трудились на колхозных полях. Заработанные деньги вносили на
строительство танковой колонны “Приморский комсомолец”, эскадрильи бомбандировщиков
“Советское Приморье”. Ученики средней школы N75 города Владивостока,
Кневичанской семилетней школы, собравшие в 1943 г. по 100 тыс. руб. в помощь
освобожденным от фашистской оккупации районам, получили благодарность Верховного
Главнокомандующего И. В. Сталина.
В 1946
г. 2325 работников просвещения и 32 ученика были награждены медалями
“За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”
В послевоенный
период в крае открывались вечерние и заочные школы для молодежи с обучением
без отрыва от производства; детские дома и школы-интернаты - для детей,
потерявших в войну родителей. Велось строительство новых школ, особенно
активно - в 70-80-е годы.
За 137
лет истории приморской школы в ней трудились четыре поколения учителей.
Золотой фонд - учительские династии. Около 500 лет общего стажа у 17 членов
самой многочисленной династии Василюков из Артема; более 250 лет - у 15
учителей Шенвальдов из Шкотовского района. С 1911 г. переходит от родителей
к детям и внукам учительская эстафета Ляховых в Дальнереченском районе.
Учителями учителей были 5 педагогов из династии Размахниных, работавших
в Спасском педучилище. Широко известны в крае В. М. Пучкова - директор
Хорольской средней школы, Герой Социалистического Труда; Народные учителя
СССР, кавалеры орденов Ленина Н. Н. Дубинин и Т. М. Тихий.
О значимости
вклада приморских педагогов в развитие экономики свидетельствуют следующие
факты. В 1870 г. решение об избрании первым старостой Владивостока
Я. Л. Семенова подписали 10 иностранцев, 7 безграмотных русских, 1 крещеный
китаец. В 1910 г. число учащихся на 1000 жителей составляло 39 человек.
По данным всесоюзной переписи 1989 г. в крае из каждой 1000 работающего
населения 946 человек в городе и 891 в селе имели высшее, незаконченное
высшее, среднее и неполное среднее образование. Эти достижения - результат
последовательной организаторской деятельности приамурских генерал-губернаторов,
советского государства, подвижнеческого труда учителей.