Вопрос о происхождении удэгейцев, как и других коренных народов Приморского
края, окончательно не решен. До сих пор существует две точки зрения. Согласно
одной из них - южной - удэгейцы происходят из южной Маньчжурии. Впоследствии
на их культуру напластовалось много элементов культуры палеоазиатов. Некоторые
ученые считают, что по ряду элементов материальной и духовной культуры,
удэгейцы, а также орочи - это народы северного происхождения. Благодаря
археологическим исследованиям в настоящее время установлено, что в конце
второго тысячелетия до нашей эры в район Нижнего Амура и северного Приморья
пришли тунгусские племена из Сибири. Культура пришельцев смешалась с культурой
аборигенного населения и постепенно создалась новая культурно-этническая
общность. По мнению ряда ученых предки современных удэгейцев и нанайцев
Приморья генетически и культурно связаны с народами средневековых государств
региона. Важную роль в этнической истории предков удэгейцев сыграли монголы,
которые своими действиями привели к массовому переселению и смещению между
собой ряда народов региона. Считается, что эти этнические процессы стали
основанием для образования маньчжуров, удэгейцев, орочей и нанайцев.
Особняком стоит проблема
происхождения тазов. Долгое время, из-за политических и идеологических
причин, эта тема была закрыта для исследователей. В научной литературе
название тазы встречается в разных вариантах: таза, тацзе, тадзы, дацзы,
дадзы, дачже. Дацзами в просторечии называли монголов да-да или дадань.
Тадзами стали называть коренных жителей Уссурийского края китайские отходники
переселявшиеся в середине XIX века. По мнению ряда ученых термин
тазы - это фонетический вариант китайского названия тацзы - инородцы, юпитацзы
- инородцы в рыбьих шкурах, дикари. Это название является одним из наиболее
ранних этнонимов аборигенов Приморья в китайских династийных хрониках,
летописях и географических описаниях.
Считается, что тазы
образовались в результате смешанных браков китайцев с аборигенками - удэгейками
и нанайками. В своей основе это были беглые ссыльные, политические заключенные,
уголовники и разбойники. Самостоятельно выжить в дикой тайге они не могли,
поэтому и пристраивались в стойбищах коренных народов. Немаловажную роль
в процессе этногенеза тазов сыграли и многочисленные китайские купцы. Изощренными
способами и хитростью они ставили удэгейских и нанайских охотников в долговую
зависимость и за долги забирали себе их жен и дочерей. Иногда купцы продавали
в рабство своим соплеменникам целые семьи аборигенов. Способствовал межэтническому
смешению и характер занятий удэгейских и нанайских мужчин, которые большую
часть года находились на промысле в тайге, оставляя своих женщин с их хозяином-китайцом.
Нарождающиеся дети постепенно перенимали китайскую культуру: язык, мировоззрение,
одежду, привычки. Однако, лишь в 1930-х гг. сложились необходимые условия
для консолидации тазов в отдельный этнос. Совместное проживание тазов и
нанайцев способствовало дальнейшему процессу консолидации и ассимиляции,
увеличению числа смешанных браков, стиранию этнических различий. В разные
периоды своего существования количество тазов значительно варьировало.
Так, в 1872 г. их насчитывалось в Уссурийском крае 638 человек, в 1902
г. - 782, в 1915 г. - 183, в 1955 г. - 156, 1971 г. - 172, в 1990-х гг.
- 204.