Народные знания удэгейцев, нанайцев, орочей и тазов о природе, человеке
и обществе были важным следствием познания окружающего мира, отражали духовный
облик охотников и рыболовов, влияли на совершенствование практических навыков,
вырабатывали способы воспитания подрастающего поколения и приспособления
его к суровой таежной жизни. Силы природы воспринимались аборигенами края
как конкретные живые существа. Коренные жители издавна владели полезными
навыками, которые имели первостепенное значение для промысловой практики.
При сооружении стоянок аборигены учитывали рельеф окружающей местности,
богатые промысловые угодья, наличие хорошей рыбалки, позднее - удобных
земель для огородничества. Летние жилища сооружались по линии господствующих
ветров. Охотники прекрасно пользовались природными ориентирами в пространстве
- течением рек, побережьем моря, направлением ветров, положением небесных
светил - солнца, луны, созвездий. Охотники никогда не забывали, что вода
стекает под уклон, что с северной стороны кора у деревьев более толстая,
что изюбриные тропы в марте проложены с южной стороны сопок. Для аборигенов
Приморского края тайга была своеобразной книгой, знаки которой, незаметные
для постороннего человека, свободно читали охотники и рыболовы. Существенную
роль в освоении территории края играли народная метрология, метеорология,
астрономия, математика. Вычисления производились при помощи размеров человеческого
тела, расстояния полета стрелы, времени однодневного перехода.
Уникальную информацию
собрала народная мудрость аборигенов края в области животного и растительного
мира. Охотники и рыболовы знали огромное множество съедобных, лечебных,
ядовитых, красящих растений, прекрасно разбирались в анатомии и безотходной
утилизации всех таежных, морских животных, птиц и рыб. Дикорастущие растения
и части тела животных широко использовались в жизненной практике и давали
людям пищу, лекарства, материал для изготовления одежды, средств передвижения,
построек, утвари и орудий труда.
Традиционный опыт воспитания молодого поколения у нанайцев, удэгейцев,
орочей и тазов был связан с неписаными законами и обычаями направленными
на гуманное отношение людей друг к другу, обществу и природе. Основой воспитания
был коллективный труд и личный пример. Девочек учили тому, что нужно было
знать женщине и матери, мальчиков - тому, что должен был знать охотник,
добытчик пропитания для своей семьи. Причем опыт выживания в условиях тайги
передавался в бесписьменном обществе коренных народов Приморского края
устной традицией. Знание преданий, мифов, сказок, загадок, пословиц, поговорок
и песен имело огромное значение и рассказчики пользовались большим уважением
сородичей. Наиболее распространенными мифами аборигенов края являются известные
и другим народам Нижнего Амура и Сахалина, а также Китая и Маньчжурии,
сюжеты о потопе, жарком периоде на земле, когда кипели даже камни, о трех
и более солнцах, об охотнике - преобразователе окружающего мира, убившем
лишние светила. Народные певцы и музыканты совершенствовали песенное и
инструментальное творчество. В богатый и разнообразный инструментарий коренных
народов Приморского края входили аэрофоны (духовые) инструменты, хордофоны
(струнные), мембранофоны, и идиофоны или самозвучащие инструменты. Наиболее
древними из народных инструментов являются свистящие духовые инструменты.
Многие из них произошли из охотничьих манков. Широко известен однострунный
щипковый инструмент варган. У удэгейцев он называется кункай. Самый распространенный
музыкальный инструмент коренных народов Приморского края - бубен. Он применялся
для озвучивания народных праздников и как специальный ритуальный инструмент
шамана.