|
С установлением в Приморье советской власти в традиционном обществе коренных
народов наступила полоса глубоких преобразований во всех сферах. Количество
традиционных стойбищ резко сократилось из-за кооперации хозяйства и перехода
на оседлый образ жизни. Шаманы были уничтожены полностью как враждебный
класс. В период массовых репрессий советской власти пострадали многие невинные
люди причисленные к агентам японской разведки. Дети насильно забирались
для обучения в интернатах исключительно на русском языке, что впоследствии
привело к почти полному забвению родного языка. В процессе создания колхозов
вместо нескольких десятков стойбищ появились только несколько поселков:
Санчихеза (Островной), Олон, Сяин, Агзу. С процессом кооперирования и создания
колхозов связывается исчезновение приморской группы удэгейцев, которые
расселялись по рекам, впадающим в Японское моря. Эта группа частично влилась
в самаргинскую группу, частично в другие территориальные группы удэгейцев.
В 1930-е годы из Хабаровского края в Приморье переселилась родовая группа
орочей Симанчуков.
Иманская группа удэгейцев
в прошлом была расселена в стойбищах Вахумбе, Има-Доони, Картун, Мяолин,
Правози, Сидатун, Хозенгоу, Лаулю, Туда-Ваку, Паути, Сита обосновались
в селе Санчихеза. В конце 1970 гг. с. Санчихеза (Островной) перестало существовать
и его жители расселились по всему краю.
Бикинские удэгейцы
и отдельные представители нанайцев из стойбищ Бынга, Давасцы, Лаухе, Метахеза,
Картун, Нотовасигчи, Байлаза, Кандагоу, Хабагоу, Танцанза, Сидунгоу, Кате-Датани,
Тугулу, Цамо-Дынза, Сигоу, Олон, Сяин, Тохоло, Валикан, Улунга, Янмутьхауз
съехались в поселки Сяин и Олон. Впоследствии в 1960-х гг. удэгейцы, орочи
и нанайцы переехали в ново отстроенный на левом берегу реки Бикин поселок
Красный Яр. Дома в нем были построены по русскому образцу. В поселке была
создана вся необходимая инфраструктура. Электричество в Дальнем Куте, Санчихезе,
Агзу и Красном Яре вырабатывается местными энергоустановками.
В 1938 г. из села Михайловки
Ольгинского района были выселены корейцы и туда стали переселяться тазы
из разных районов Приморья. В 1950-х гг. в Михайловку переселились некоторые
семьи нанайцев из Чугуевки, Сыдагоу, Сандагоу, Павловки.
Сегодня в каждом населенном
пункте, где проживают удэгейцы, нанайцы, орочи и тазы, имеются клуб, библиотека,
магазины и пекарни, медпункты и больницы, школы и промышленные предприятия.
Все поселки коренных жителей (кроме села Агзу) связаны с районными центрами
шоссейными дорогами и некоторые воздушными линиями. Однако, в каждом селе
имеется огромное количество проблем. Главными из которых являются безработица,
болезни и социальная апатия коренного населения.
В
целом коренные народы Приморского края - удэгейцы, нанайцы, орочи и тазы,
проживая в сложных географических условиях и нередко находясь под сильным
давлением соседних мощных иноэтнических цивилизаций, сумели не только выжить,
но и частично сохранили свою культуру. Причем во многих аспектах их культура
является уникальным компонентом нижнеамурского комплекса общемировой культуры.
Некоторые способы промыслов, сбора лекарственных дикоросов, блюда национальной
кухни, элементы орнамента и фольклора, древних верований и обрядов наблюдаются
лишь в этом регионе мира. Все вышесказанное обязывает очень бережно относиться
к носителям этой своеобразной, хрупкой и ранимой культуры.
БЕРЕЗНИЦКИЙ
С.В., Институт истории, археологии и этнографии
народов Дальнего Востока России ДВО РАН