The Banners System on F.E.G.I.
Приморье История

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЕ  НАСЕЛЕНИЕ  ПРИМОРЬЯ

    Приморье является территорией позднего освоения. В наши дни основную часть населения составляют русские. Однако они оказались наименее изученными в этнокультурном отношении по сравнению с другими народами региона. Единственным обобщающим исследованием в этой области до сих пор остается серия трудов профессора Дальневосточного университета А.П.Георгиевского "Русские на Дальнем Востоке", опубликованная в 1926-1929 гг.
    Лишь в 1991 г. в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН было организовано подразделение для изучения региональных групп восточных славян - русских, украинцев, белорусов. Анализ нормирования населения показал, что увеличение доли русских происходит за счет вторичной консолидации восточных славян, а также ассимиляции неславянских народов.
    Согласно переписи 1989 г.из 4431481 чел., проживающих в Приморье, 2256072 чел. назвали себя русскими. Приведенные цифры отражают современное самосознание, но приходят в противоречие с историей края. Известно, что в крестьянской среде был очень высок удельный вес переселенцев-украинцев: на отдельных этапах он достигал 80 процентов. Об этом до сих пор напоминают не только официальные документы и рассказы старожилов, но и распространенные фамилии - Иващенко, Коваленко, Панченко и пр. К этому следует добавить особенности  бытового просторечья и такой важный компонент исторической памяти, как фольклорное наследие.
    Весьма значимыми с точки зрения современности являются исследования, рассматривающие культурное наследие как существенный адаптационный фактор в судьбах первопоселенцев.
    Начальный этап освоения края был связан с казачьей колонизацией. Первые казачьи станицы располагались вдоль границ по реке Уссури. Вслед за казаками край стали обживать крестьяне. Вначале появились переселенцы с Нижнего Амура, куда они незадолго до  этого прибыли из Сибири, а также из Пермской, Воронежской, Астраханской губерний европейской России. Многие селения были основаны старообрядцами, стремившимися избежать преследований за веру.
    После отмены крепостного права крестьянское движение на свободные восточные земли еще более активизировалось, причем значительная часть мигрантов по-прежнему прибывала из Сибири.
    С открытием в 1883 г. морского сообщения Одесса - Владивосток началась массовая миграция из южных губерний европейской части страны: собственно России, Украины, частично - Белоруссии.
    К началу IX в. на этнической карте края наметилось два крупных пласта, представляющих северный и южный типы восточнославянской культуры.
    Северорусские традиции с "сибирской окраской"  прослеживались у потомков забайкальских казаков, первооснователей крестьянских селений вблизи поста Святой Ольги, а также старообрядцев, отступавших в глубь тайги по мере увеличения численности  последователей официального православия. Южный тип объединял выходцев из южнорусских, украинских и белорусских губерний, сохранивших традиционную земледельческую направленность хозяйственного уклада и тесно связанную с ним систему бытовой обрядности.
    На новом месте общее пространство бытовой культуры формировалось под воздействием традиций компактно проживающих групп, чей вклад в  освоение края был наиболее существенным. Среди них выделялись  потомки уроженцев Киевской, Полтавской, Харьковской, Черниговской губерний. Благодаря им в Приморской культуре отчетливо прослеживается украинский компонент. Однако и на исторической родине восточнославянское население  не было этнически однородным. Так, бывшая Черниговская губерния, давшая Приморью около трети всех переселенцев, хотя и входила в состав Украины (Малороссии), однако была заселена не только украинцами,  но также русскими и белорусами, которые внесли свой вклад в формирование культурного облика нашего края. Украинские народные традиции   в конце ХX в. без труда прослеживаются в населенных пунктах Спасского, Уссурийского, Октябрьского районов, тогда как значительная часть сел Чугуевского, Шкотовского районов и    территории, находящейся в подчинении гг.Артема, Партизанска заметно тяготеет к белорусской культуре.
    Основным принципом жизнедеятельности первопоселенцев являлась апелляция к опыту предков и стремление воссоздать на новом месте   прежнюю среду обитания. На первом этапе власть традиций нередко оказывалась сильнее практической целесообразности. Однако в конце концов объективные условия заставили адаптироваться к иной природно-климатической среде. Пришлось отказаться от озимых посевов и закупать семенной фонд в Маньчжурии. Недостаток рабочей силы вкупе с наличием свободных земель привел к господству экстенсивного землепользования, к распространению залежной системы полеводства. Удачей переселенцев можно считать использование гречихи в качестве свободного пара. Этот  злак  более других подходил к местным условиям.
    Изменения в хозяйственной сфере привели к  усилению значимости основополагающих явлений духовной культуры, в том числе фольклора. Культурное наследие связывало переселенцев с прежней родиной и одновременно помогала упорядочению жизни на новом месте. Опора на традиции способствовала ослаблению стресса, вызванного резкой сменой среды обитания и удаленностью от родных мест. Однако уже для второго и третьего поколений приморцев  этнически маркированные явления культуры перестали играть  важную роль,  что особенно заметно при обращении к фольклорному наследию. В общий репертуар включались жанры позднего происхождения, не связанные с архаическими структурами: необрядовые  лирические песни, частушки, небольшие по объему образцы народной прозы. Продуктивные жанры расширяли свои этнические границы. Особенно активной оказалась украинская необрядовая лирическая песня и русская частушка. Их можно расценивать как общее достояние народно-бытовой культуры Приморья.
    Наряду с этим этнографами был изучен такой древний и стабильный компонент духовной культуры, как традиционная обрядность. Одним из регуляторов общественной жизни  выступал аграрно-обрядовый цикл, тесно связанный с церковным календарем. В дореволюционный период в Приморье наибольшая концентрация православных храмов наблюдалась в городах и казачьих станицах. Однако в годы советской власти духовно-нравственный потенциал, которым обладало православие как религия национальная, продолжал сохраняться преимущественно в крестьянской среде.
    Наиболее характерные ритуалы были общими для всех групп восточных славян, но  фольклорное сопровождение отражало изначальную этническую  специфику обрядового комплекса. Так, заметно, что в украинской традиции более развернутым был рождественский цикл обрядов, имевший богатое песенное сопровождение. Возможно, сказалось длительное соседство украинцев с католическим миром, где центральным праздником являлось рождение Сына Божия. В обрядовой же практике русских и белорусов предпочтение отдавалось Святой Пасхе. Период от Пасхи до Троицы был наиболее насыщен ритуально-магическими действиями, сопровождавшимися исполнением соответствующих песен. Многие из ритуалов и песенных формул имели дохристианские истоки, но воспринимались как национально-самобытные и потому продолжали функционировать в народном быту.
    Изучение традиционной культуры Приморья в ее локальных проявлениях расширяет наши представления о роли культурного наследия в нашей  жизни.
 
    ФЕТИСОВА  Л.Е., кандидат филологических наук, старший научный сотрудник центра славяноведения Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
Рабочий телефон: (7-4232)228067, домашний телефон: (7-4232)222125.

Яндекс.Метрика