|
Быстрый экономический рост и усиление разносторонних связей стран Восточной и Центральной Азии требуют создания здесь единого торгового, финансового и информационного центра. Приморье по сравнению с другими территориями имеет для этого ряд преимуществ:
- географические - относительная целостность и компактность бассейна Японского моря и природно-климатическое сходство его районов;
- геополитические - взаимосвязанные интересы стран, прилегающих к Японскому морю;
- экономические - эффективность совместного использования природных и трудовых ресурсов;
- экологические - необходимость объеденения усилий для решения экологических проблем Японского моря.
Эти объективные обстоятельства в условиях изменившегося политического климата в регионе повлекли за собой появление в Японии, Республике Корея, КНР и России проектов кооперации и сотрудничества в Восточной Азии.
- 1) стратегическое положение (восточные ворота России);
- 2) доступ к богатым сырьевым ресурсам Сибири и Дальнего Востока;
- 3) относительно развитая промышленность;
- 4) наличие удобно расположенных портов свободной экономической зоны (Находка);
- 5) высокий образовательный уровень населения, концентрация учебных заведений и научно-исследовательских институтов;
- 6) близость к странам ускоренного экономического роста (Китай, Республика Корея и др.).
СВОБОДНАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА "НАХОДКА". Свободная экономическая зона “Находка”
была создана в 1990 г. вместе с 12 другими СЭЗ на территории России. Главное
направление ее развития - превращение Находки
в центр транконтинентальной торговли.К январю 1995 г. на ее территории
было зарегистрировано 469 предприятий с иностранным капиталом, а общий
объем иностранных инвестиций в зону достиг 220 млн долларов. Самыми крупными
проектами являются: создание российско-американского промышленного парка
и российско-корейского промышленного комплекса, а также строительство и
реконструкция портово-причальных комплексов и сооружений.
Их реализация поддерживается специаьным
Законом Приморского края "Об индустриальных промышленных комплексах на
территории СЭЗ "Находка" Приморского края".
В июне
1997 г. в Сеуле было парафировано соглашение по российско-корейскому комплексу.
Однако
развитие СЭЗ “Находка” сдерживается отсутствием реальных налоговых льгот
и привилегий для привлечения иностранных инвестиций. Закон о свободных
экономических зонах так и не был принят.
ПРОЕКТ “БОЛЬШОЙ
ВЛАДИВОСТОК”. В октябре 1990 г. Комитет промышленного развития ООН (ЮНИДО)
выступил инициатором превращения Владивостока
в открытый для иностранного капитала город. Идеей проекта являлось создание
свободной экономической зоны на территории Южного Приморья.
Выполняя
заказ ЮНИДО, группа японских ученых уже к осени 1991 г. разработала концепцию
будущей СЭЗ.
Хотя концепция,
получившая название “Большой Владивосток”, отражала прежде всего экономические
интересы Японии (особенно западных, менее развитых префектур - Ниигата,
Исикава, Тояма), предусматривалось интенсивное развитие Южного Приморья,
включая 4 города (Владивосток, Находка,
Артем и Партизанск)
и 6 районов (Партизанский, Хасанский, Шкотовский, Надежденский, Уссурийский,
Октябрьский). Эта территория должна была превратиться в один из мощных
транспортных и деловых центров Восточной Азии, открывающих доступ к природным
богатствам Сибири и Дальнего Востока. В то же время предполагалось более
широкое вовлечение Дальнего Востока России в международную кооперацию,
развитие существующих и создание новых отраслей производства, деловой инфраструктуры
и транспортной системы на основе собственных средств и иностранных инвестиций.
Группой
российских ученых была разработана концепция, отражающая в первую очередь
интересы экономического и социального развития Приморского края. Приморью
отводилась роль соединительного звена двух экономических пространств: России
и АТР. Край должен был принимать участие в формировании япономорского экономического
кольца и активно развивать агропромышленную кооперацию с соседними провинциями
Китая.
ПРОЕКТ “ТУМАНГАН”.
В том же 1990 г. на конференции в городе Чанчунь китайские ученые выступили
с идеей создания международной производственно-транспортной зоны на стыке
КНР, КНДР и России - в бассейне реки Туманная (Туманган). Инициаторы также
получили поддержку в ЮНИДО, которая привлекла к разработке пректа зоны
“Туманган” ученых разных стран. Активным проводником этой идеи стали власти
китайской провинции Цзилинь, более всего нуждающейся в выходе к морю.
В октябре
1991 г. представители 5 стран - Республики Корея, КНДР, КНР, России и Монголии
- подписали соглашение о разработке программы развития зоны реки Туманная.
Однако
интересы и взгляды потенциальных участников проекта существенно расходились
по таким ключевым вопросам, как территориальные рамки зоны, ее правовой
статус, специализация. Администрация Приморского края выступила против
проекта, видя в нем угрозу транспортным артериям Приморья и экологии заповедных
морских территорий.
С 1991
по 1996 г. концепция претерпела существенные изменения и трансформировалась
в новую версию - проект “Туманган”. Географически район включает провинцию
Северный Хамген (КНДР), Яньбяньский автономный округ провинции Цзилинь
(КНР) и южную часть Приморья с Уссурийском
и Находкой. Главная цель проекта - ускорение
темпов экономического развития территории и повышение уровня благосостояния
населения путем привлечения и развития внутренней и транзитной торговли.
Появление
международных проектов, в каждом из которых Приморскому краю отводится
заметное место, свидетельствует о новом качестве межгосударственного сотрудничества.
На рубеже XXI века все более явственно обозначается роль Приморья как своеобразного
моста, связывающего Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
ЛАРИН Виктор Лаврентьевич,
доктор исторических наук, профессор, директор Института
истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока