"Узел
счастья" - это название орнаментального мотива, существующего в различных
вариациях в узорочье кочевников. В одном из вариантов "узла" выполнена
бронзовая бляха с Шайгинского городища. Она имеет
удивительное сходство с изображением узла у древних кыргызов. Так же закручены
ленты, такие же на них бороздки и квадратик в центре.
Происхождение мотива "узел" у кочевников
не случайно. Ведь древним кочевникам в их повседневной жизни приходилось
иметь дело с разнообразными узлами.
Так,
при стреноживании коней использовались одни виды узла, при упаковке поклажи
во время перекочевок - другие, при установке юрт - третьи и т. д. Кроме
того, большое разнообразие узоров возникало при плетении веревок, плетей,
тесьмы.
Но каким
же образом мог попасть к чжурчжэням мотив "узел"? Это могло произойти
в IX веке, когда енисейские кыргызы разгромив уйгурский каганат, вынудили
бежать массы уйгуров со своей родины. Часть из них оказалась в Китае, часть
на Дальнем Востоке. Осев среди чжурчжэней, они внесли в их культуру как
свои черты, так и позаимствованные у своих соседей кыргызов.
Но шайгинский
"узел" отличается от своего прототипа. Во-первых, он не украшает какой-то
предмет, а существует самостоятельно, сам являясь украшением конской сбруи.
Во-вторых, квадратик в центре не сплошной, а контурный, но самое главное
- новая деталь в шайгинском "узле" - "ушки", придающие бляшке вид звериной
морды. Впечатление звериной морды усиливается благодаря мелким и частым
насечкам по краям ленты, имитирующим, возможно, шерсть.
Чжурчжэни,
позаимствовав элементы чужой культуры, использовали их для передачи образов,
наиболее близких их мироощущению. В данном случае они скорее всего стремились
изобразить в сильно стилизованном виде морду тигра, который, как известно,
играл большую роль в тотемистических представлениях народов южной части
Дальнего Востока.
Изображение
головы тигра и фигуры тигра встречались во время раскопок неоднократно,
но о них речь пойдет дальше, а пока подчеркнем только, что оседлые чжурчжэни
не видели в мотиве не лент, ни веревок в переплетении. Скорее всего, они
заметили в нем просто розетку - символ солнца, или морду почитаемого ими
тигра, или то и другое вместе. Соединение символов часто применялось чжурчжэнями
для усиления талисмана-оберега, который мог, по их понятиям, уберечь
всадника от козней злых духов.