|
Тигр - один из главных образов искусства чжурчжэней. Выпукло- вогнутые бляхи-пряжки, предназначенные для украшения конскойсбруи, чжурчжэни изготовили так, что их очертания |
напоминают голову тигра. Железные бляхи-пряжки украшены сложным узором, выполненным тончайшей серебряной проволочкой, вбитой в углубления. |
|
Но это все - стилизованные изображения тигра. Какова же была радость археологов, когда они сначала на Шайгинском, а затем на Ананьевском городищах нашли реалистическое изображение летящего с повернутой на зрителя головой тигра! Первая бляха миниатюрна, позолочена. Вторая, бронзовая, с изображением тигра значительно больше. Тигр положил голову на лапы - так обычно лежат отдыхающие животные. Глубокой резьбой выделены хвост, лапы, широкие поперечные полосы. Тончайшими нарезками обозначены ворсинки. Интересно, что прием такого цельного компактного изображения зверя, приближающегося в общих очертаниях к овалу, характерен для анималистического стиля в искусстве народов Средней Азии, южной Сибири. На Амуре в IX-X вв. мохэские мастера отливали бляхи с изображением кошачьих точно в такой же позе, что и на бляшках с чжурчжэньских городищ. Значит, наблюдается некоторая преемственность в изображении тигра, хотя в деталях чжурчжэньские изображения естественно отличаются. Приклепленная к поясу бляшка с изображением тигра, видимо, символизировала силу, могущество и знатность. Не случайно крылатый конь, изображенный чжурчжэнями на плечике сосуда, где обычно помещались солнечные знаки, разрисован так же, как и тигр, полосами. Эти полосы присутствуют в эвенских изображениях коня. Отметим также, что крылатые тигры имелись на конской сбруе народов горного Алтая в IV в. до н. э. Нельзя не обратить внимание на связь образов тигра и лошади у мохэсцев. Так, на одном из сикачи-алянских камней есть рисунок мохэского времени, где изображен тигр в прыжке, а за ним скачущая лошадь, на крупе которой подобие солнечного знака. Талисманы-обереги с изображением тигра или головы тигра чжурчжэни крепили чаще всего к конской сбруе. Все это говорит о том, что образ тигра в искусстве чжурчжэней - явление не случайное. Оно восходит, с одной стороны, к сохранившимся у чжурчжэней анималистическим представлениям, не противореча, а входя составной частью в более поздние регилиозные воззрения (тигра почитали, как тотемного предка), с другой стороны, аналогия с южно-сибирским искусством говорит о большом влиянии тюркского компонента в культуре тунгусоязычных народов Приморья, в частности чжурчжэней. |