|
Коллективизация и сельскохозяйственное
производство
в Приморье в 30-е годы
На советско-китайских
и советско-японских (в период существования Маньчжоу-Го) взаимоотношениях
отразилось также проживание в 20-40-х гг. в Северо-Восточном Китае большой
массы российских эмигрантов (около четверти миллиона чел.), которые ушли
из России, спасаясь от власти большевиков. Они создали колонию в непосредственной
близости от границ с Приморьем, большей частью оппозиционно настроенную
советской власти, что усугубляло напряженность международных контактов
в этом регионе.
Приморский участок
дальневосточной границы с Китаем и Кореей нередко выступал самостоятельным
«персонажем» истории. Прозрачность границы в 20-е - начале 30-х гг.
способствовала разгулу в Приморье белого бандитизма. Остатки вооруженных
белых формирований, сосредоточившихся после окончания гражданской войны
в приграничных районах северо-восточного Китая, совершали регулярные вылазки
на российскую территорию, где грабили местных жителей, расправлялись с
советскими и партийными работниками. Наиболее активный период белого бандитизма
продолжался до 1926 г., пока усилиями ОГПУ, милиции и погранохраны не были
разгромлены самые крупные банды. Но проникновение в Приморье мелких белоэмигрантских
вооруженных групп продолжалось и в дальнейшем, в 30-е гг.
На советско-китайской
границе случались и более существенные военные столкновения. Так, летом
1929 г. с китайской стороны был спровоцирован конфликт на КВЖД. Для его
погашения и защиты российских интересов на Дальнем Востоке была создана
Особая Дальневосточная Красная Армия (ОКДВА) во главе с маршалом В.К. Блюхером
(репрессирован в 1938 г.), ставшая в дальнейшем внушительным фактором военного
присутствия России на дальневосточных рубежах.
Но чаще в 20-30-е
гг. граница выступал как линия мирных контактов - экономических и миграционных.
Через нее шла приграничная торговля, в том числе контрабандная.
В 20-е годы прозрачность
границы позволяла перейти в Россию тысячам корейских иммигрантов, которые
оседали в южной части Приморской губернии (Владивостокского округа), составив
в Посьетском районе (юг Приморья) до 90% населения. Границу пересекали
также и китайские иммигранты, которые, в отличие от корейцев, приходили
в Приморье, как правило, на сезонные заработки. Доля китайцев достигала
5-10% местного населения, а в целом корейцы и китайцы в 20-е - первой половине
30-х гг. составляли четверть населения Приморья, придавая ему неповторимый
восточный колорит. Дешевый «желтый» труд широко использовался в сельском
хозяйстве, горнодобывающей и некоторых других отраслях экономики Приморского
региона.
Уже с начала
ХХ в. Приморье становится наиболее заселенной и промышленно развитой территорией
российского Дальнего Востока. В середине 20-х гг. здесь проживало около
600 тыс. чел., что составляло 44% всех дальневосточников. В начале
20-х гг. на долю Приморской губернии приходилось 52% промышленной продукции
в ДВО. Утвердившись в регионе, советская власть принялась за социалистические
преобразования и восстановление разрушенной в годы гражданской войны экономики.
В 1923-1924 гг. были национализированы ряд заводов, пищевые предприятия,
домовладения, восстановлены угольные шахты Сучана, пущены в эксплуатацию
законсервированные в войну цехи крупнейшего на Дальнем Востоке судоремонтного
предприятия - Дальзавода, расширялась сфера действия Владивостокского торгового
порта.
Однако присоединив
Приморье к Советской России политически, в экономическом плане Москва поначалу
предоставила регион самому себе в связи с катастрофической нехваткой государственных
средств и отсутствием экономических связей центральных районов страны с
Дальним Востоком.
Поэтому в 20-е
гг., несмотря на расширение позиций государственного сектора в экономике
региона, серьезную роль здесь продолжал играть частный и иностранный капитал,
а период новой экономической политики, предусматривавшей определенную свободу
частного предпринимательства, продлился на три года дольше, чем в центральной
России.
Особенностью
нэпа в регионе было также и то, что здесь в период гражданской войны не
был разрушен рынок. Дальневосточный частник более легко адаптировался к
реалиям советской жизни, так как счастливо избежал трагических событий
периода «военного коммунизма» и сплошной экспроприации, имевших место в
центральных губерниях России в годы революции и гражданской войны.
Так, более свободное
положение, чем в других регионах имела частная торговля и, если повсеместно
она активно вытеснялась государственной торговлей и кооперацией, то в Приморье
в 20-е годы в условиях почти полного отсутствия товаров советского производства
частная торговля играла доминирующую роль. При этом 2/3 ее находилось в
руках иностранцев: русским принадлежало лишь 33%, китайцам - 59%, другим
иностранцам - 8% частноторгового капитала. Среди крупных иностранных фирм
выделялись такие, как «Кунст и Альберс», «Бринер и Ко». В частной розничной
торговле основные позиции занимали китайцы, умело использовавшие дешевизну
китайских товаров при географической близости Китая. Однако после введения
в СССР в 1925 г. государственной внешнеторговой монополии часть китайский
товаров перестала ввозиться легально, что ухудшило снабжение региона. Но
произошло расширение контрабандной торговли. В 1925 г. она достигла 12%
всей товарной массы региона. 43% контрабанды составляла мануфактура, 29%
- спирт, несколько менее - чай, табачные изделия, галантерея.
В ряде отраслей
- рыбной, горнорудной, лесной, золотодобывающей - были созданы смешанные
акционерные общества, в которые входили частные и государственные предприятия,
например, «Дальморепродукт». Иностранный капитал вкладывался также в концессии.
Одной из крупнейших среди них была английская горнопромышленная концессия
«Тетюхе Майнинг Корпорейшн» (1925-1931), занимавшаяся поиском, разведкой,
разработкой и переработкой серебро-свинцово-цинковых руд месторождения
Тетюхе на севере Приморья.
В целом же частному
сектору в регионе в период нэпа принадлежало 57,9% всех предприятий.
Нэп продлился
в Приморье до 1931 г. В начале 30-х гг. в экономике Приморской области
полностью возобладал социалистический сектор, частный и иностранный капитал
был вытеснен, концессионное дело свернуто. Принимаются серьезные меры для
улучшения охраны границы, пресекаются всякие неконтролируемые контакты
с зарубежьем. «Железный занавес» закрывается по всему периметру советской
государственной границы.
В 30-е гг. край
начинает получать существенные бюджетные капиталовложения, так как подключен
к реализации программы форсированной индустриализации и коллективизации
сельского хозяйства в соответствии с первыми пятилетними государственными
планами. Приморье рассматривалось государством как сырьевая база страны,
в этом направлении и шло его экономическое развитие. Развернулось широкое
строительство дорог, новых промышленных предприятий, главным образом, в
добывающей промышленности - горных, лесных, рыбных, судоремонтных и т.д.
Реконструировались угольные шахты. Одной из ведущих отраслей края по-прежнему
оставалась рыбная отрасль. Развивались также различные виды транспорта
- железнодорожный, воздушный, значительно увеличились возможности Дальневосточного
морского пароходства (ДВМП). В сельском хозяйстве были созданы колхозы,
зажиточные крестьяне подверглись раскулачиванию и репрессиям.
Бурное экономическое
развитие потребовало обеспечения края новыми рабочими руками. Для этого
государство организовало добровольное переселение на Дальний Восток рабочих
и крестьянских семей из центральных районов России, а также демобилизованных
красноармейцев.
Однако темпы
форсированной индустриализации существенно превышали темпы роста свободных
трудовых ресурсов края. Для восполнения потребности начал широко использоваться
труд заключенных. Зловещими реалиями 30-х гг. - начала 50-х гг. стали
сталинские исправительно-трудовые лагеря. В конце 1929 г. в Приморье организованы
отделения Дальневосточного лагеря (Дальлага, позже - Владлага) и транзитный
лагерь «Вторая Речка» (Владивосток), откуда узники на пароходах доставлялись
на Колыму в Северо-Восточный лагерь. Заключенные Дальлага и Владлага работали
во Владивостоке на строительных и погрузочных работах, в Никольске-Уссурийском
и Спасске-Дальнем, добывали золото на о-ве Аскольд, уголь в Сучане и Артеме,
заготавливали лес в тайге и рыбу вдоль всего побережья Приморья. К 1937
г. численность заключенных здесь достигла 70 тыс. чел.
Заселяя край российским населением,
сталинское руководство в 30-е гг. одновременно провело социально-демографическую
«чистку» Приморья. Отсюда были принудительно выселены несколько десятков
тысяч так называемых «неблагонадежных» и «социально-чуждых» лиц. Кроме
того, в 1937-1938 гг. проведена принудительная депортация из Приморья всех
жителей корейской (в Казахстан и Среднюю Азию) и китайской (в основном
в Китай) национальностей, всего - около 200 тыс. чел. В результате депортации
«восточники» до конца 80-х гг. исчезли из национального состава населения
Приморья.
Жестокий след
в крае, как и по всей стране, оставили сталинские политические репрессии.
Арестам, ссылкам в лагеря и расстрелам подверглись десятки тысяч человек
- представителей самых разных социальных слоев, профессий и этнических
групп. В наиболее «кровавый» период репрессий - с августа 1937 г. по ноябрь
1938 г. - во Владивостоке и Уссурийске было расстреляно 9 тыс. репрессированных
приморцев.
Тем не менее, несмотря
на принудительные выселения, депортации, расстрелы и возвратную миграцию,
население Приморья в 30-е гг. росло довольно быстро. К 1940 г. его численность
достигла 939 тыс. чел. По переписи 1939 г. численность горожан Приморского
края превысила численность сельского населения, в то время как в среднем
по СССР это произошло только в конце 50-х гг. Таким образом в 30-е
гг. Приморье превратилось в промышленно-аграрный край с преимущественным
развитием добывающих отраслей.
К концу 30-х гг.
международная атмосфера становилась все более напряженной. На дальневосточной
границе обострилось советско-японское военное противостояние, вылившееся
летом 1938 г. в вооруженный конфликт в районе оз. Хасан, во время которого
с обеих сторон погибло 1,5 тыс. чел. и было ранено более 4 тыс. чел.
Приготовления к войне заставляли держать с той и другой стороны границы
крупные военные формирования. В Приморском крае базировались части ОКДВА,
погранвойск и Тихоокеанского флота.
В годы второй мировой войны Приморье,
являясь глубоким тылом, избежало непосредственных боевых действий. Тем
не менее этот период, как и для всей страны, стал для приморцев временем
напряжения всех жизненных сил. На край легла большая нагрузка по производству
военной техники и снарядов, судоремонту, добыче леса, угля, редких и цветных
металлов. В условиях, когда Балтика, Черное и Азовское море временно выбыли
из числа производителей рыбной продукции, Приморье вместе с другими прибрежными
районами Дальнего Востока стало практически единственной рыбопромысловой
базой страны. Ввиду блокирования портов Балтийского и Черного морей
порт Владивосток, ДВМП и Дальневосточная железная дорога выполняли основной
объем транспортных перевозок в СССР. Суда ДВМП в тяжелейших военных
условиях навигации перевезли через порт Владивосток почти половину грузов,
отправленных США в качестве союзнической помощи СССР по закону о ленд-лизе
(принят Конгрессом США 11 марта 1941 г.), при этом 23 судна ДВМП погибли.
После окончания
второй мировой войны Приморский край продолжал развиваться как крупный
промышленно-аграрный район Дальнего Востока с сохранением преимущественно
сырьевой специализации. Здесь осваивались все новые и новые месторождения
угля и руд, строились горно-обогатительные фабрики, новые электростанции.
Рыбная промышленность пополнилась траулерами, сейнерами, рефрижераторами.
Существенную роль в экономике края продолжал играть железнодорожный и морской
транспорт. Большой поток транспортных перевозок осуществляла Дальневосточная
железная дорога, порт Владивосток. Был выстроен новый крупный порт Находка,
который в 70-80-е гг. становится одним из крупнейших в Российской Федерации.
В Находке с 1971 г. базируется второе (после ДВМП) морское пароходство
в крае - Приморское. Суда ДВМП и Приморского пароходства перевозили грузы
и пассажиров на внутренних тихоокеанских линиях, а также в порты КНР, КНДР,
Вьетнама, США, Канады и других стран. С 80-х гг. недалеко от Находки начал
работу еще один новый приморский порт - Порт Восточный, единственный на
Дальнем Востоке, имеющий специализированные комплексы по переработке различных
видов технологического груза.
Кроме того, крупные
государственные капиталовложения были внесены на создание предприятий военно-промышленного
комплекса. Большинство предприятий добывающей и военно-промышленной отрасли
имели всесоюзное значение и подчинялись союзным министерствам и ведомствам.
К середине 60-х гг. созданы также новые для края отрасли промышленности:
химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная,
фарфоровая, мебельная и др.
Что касается
сельскохозяйственного производства Приморья, то оно, в отличие от промышленного,
традиционно имело лишь внутрикраевое значение, однако не обеспечивало полностью
потребностей края в продовольственной продукции, которую дополнительно
приходилось закупать в других регионах страны и частично за границей.
Продолжавшаяся после войны миграция
жителей западных и сибирских районов СССР на Дальний Восток, а также внутренний
естественный прирост были источниками дальнейшего пополнения населения
края, численность которого по переписям 1959 и 1979 гг. достигла соответственно
1381 тыс. и 1978 тыс. чел. с преобладанием городских жителей.
Наряду с Владивостоком и Уссурийском
быстро развивались города Находка, Спасск, Лесозаводск, Арсеньев, поселки
Дальнегорск и Кавалерово, ставшие важными промышленными центрами.
Приморье не раз посещали
советские государственные руководители. Два визита городу нанес Н.С. Хрущев
- первый секретарь ЦК КПСС (с 1953 г.), председатель совета министров СССР
(с 1958 г.): в 1954 г., после поездки в Китай на празднование 10-летия
КНР, и в 1959 г., после посещения Америки и Китая. В 1959 г. Хрущев выдвинул
лозунг сделать Владивосток городом лучшим, чем Сан-Франциско. Итогом визита
стало последовавшее затем бурное жилищное строительство 60-х гг., известное
в народе как «Большой Владивосток».
Трижды Владивосток
посещал Л.И. Брежнев - генеральный секретарь ЦК КПСС (с 1966 г.), председатель
Президиума Верховного Совета СССР (с 1977 г.): в 1966 г. для вручения ордена
Ленина Приморскому краю, в 1974 г. - для встречи с президентом США Д. Фордом
(с целью подписания документов по договору об ОСВ-2) и в 1978 г. в связи
с поездкой по городам Сибири и Дальнего Востока.
Что касается иностранных
граждан, то посещение их Владивостока было крайне затруднено, так как город
из-за его военно-стратегического значения до 1992 г. имел статус «закрытого»,
и въезд туда разрешался только на основании внутригородской паспортной
прописки или специальных разрешений.
С середины 80-х
гг. российские события, известные в мире как «перестройка», внесли существенные
изменения в экономическую, политическую, демографическую и социальную жизнь
Приморского края. На этом советский период истории края закончился и начался
современный этап, который требует отдельного разговора.
ЧЕРНОЛУЦКАЯ Е.Н, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
центра изучения социальной истории и социальной политики Института
истории, археологии, этнографии народов Дальнего Востока России ДВО РАН
Рабочий телефон: (7-4232) 228200