|
|
Война существенно повлияла на объем, структуру, распределение и использование
национального дохода, обострила все социальные проблемы. Сокращение потребления
являлось одним из источников покрытия военных расходов. Для поддержания
жизненного уровня тружеников тыла использовалось нормированное снабжение,
которое сопровождалось усилением централизации. Только правительственные
органы распоряжались товарными ресурсами: рыночные фонды распределялись
в плановом порядке с учетом потребностей не только по краям и областям,
но и по городам и районам с указанием отдельных получателей без права изменения
на местах.
На территории Приморского края карточная система на хлеб, сахар и кондитерские изделия вводилась с 1 по 15 ноября 1941 г. Карточки (с 1 января 1943 г. по единым формам, с условными обозначениями категорий и групп снабжения, временными рамками, наименованием местности) централизованно печатались в типографии г. Владивостока при усиленном контроле за всеми процессами: от поступления бумаги, изготовления матриц до просчета печатных листов, с учетом брака, обрезков. Населению карточки выдавались по месту работы, учебы, в домоуправлениях лишь по предъявлению ежемесячных заверенных стандартных справок под расписку и при утере не возобновлялись. В отдаленные местности карточки доставлялись фельдъегерской связью в период навигации на несколько месяцев и, в виде исключения, разрешалось выдавать неиспользованные карточки с просроченными сроками после дополнительных отметок. В Приморье было создано 26 карточных бюро, которые осуществляли контроль над дифференцированным по социальному (рабочие, служащие, иждивенцы, дети до 12 лет) и производственному (отрасли народного хозяйства, значимость выполняемой работы) принципам снабжения дальневосточников. Для занятых на основном производстве устанавливалась 1-я категория, для всех остальных - 2-я. Для некоторых категорий вводились повышенные и особо повышенные нормы - по особому списку. Государственная цена товаров, выдаваемых по карточкам, оставалась неизменной и сравнительно низкой. Карточная система на продовольственные товары отличалась устойчивостью. Основной продукт питания - хлеб в Приморском крае выдавался из расчета на день для рабочих 1-й категории - 800 граммов, 2-й - 600; для служащих - 1-й категории - 500, 2-й - 400. Для иждивенцев и детей - 400 граммов. В сельской местности хлеб выдавался только рабочим и служащим и их детям, иждивенцам по 400 граммов. Лицам, находившимся в стационарных лечебных учреждениях, было положено 600 граммов, в детских домах и интернатах - 500 граммов хлеба. С 21 ноября 1943 г. нормы были снижены в среднем на 100-150 граммов и в конце войны опять повышены. Снабжение другими нормированными продуктами питания осуществлялось в отличии от дневных хлебных норм по месяцам с дифференциацией по социально-производственному признаку. Обычная месячная норма по рабочей карточке составляла: на мясные - рыбные продукты 1800 граммов, жиры - 400, крупу и макаронные изделия - 1200; повышенные нормы были в 2,5 раза выше обычной нормы снабжения по рабочей карточке. Государственная распределительная система охватывала как централизованные фонды, так и дополнительные источники поступления продуктов питания, что облегчало организацию нормированного снабжения. По сути, за счет принудительного объединения крупных и мелких производителей, сбытовых и торговых организаций происходило увеличение товарных ресурсов, в свою очередь перераспределявшихся. Создание фондов промышленных товаров происходило по той же схеме, с одним отличием, что они почти не возрастали в годы войны, а по ряду товаров имели устойчивую тенденцию понижения и распределялись по тому же социально-производственному принципу. Карточки на промышленные товары имели условные единицы-купоны и более длительный срок действия. Выдавались они с конца 1942 г. в Приморье для рабочих и служащих с 250 условными единицами, служащих с 200, иждивенцам и детям - 160 условными единицами-купонами на полгода. Например, для покупки пальто без различия по полу и возрасту требовалось 80 купонов, одеяла шерстяного - 50, пары кожаной, валяной, резиновой обуви - 40, телогрейки - 40 купонов. Для личного потребления дальневосточников фонды отпускались в объемах, не позволявших осуществить снабжение в полном объеме даже с учетом местных ресурсов, а неритмичность их поступления, при наличии отдаленных районов со слабой коммуникационной связью, усугубляло положение. Дифференциация основных норм снабжения и обеспеченность отдельных отраслей промышленности дополнительными видами услуг приводили к значительным различиям в уровне снабжения разных групп, без учета в достаточной степени результативности труда и его воздействия на личность. Возрастают масштабы противоправных привилегий прежде всего в области материальных благ (торговли, общественного питания, снабжения, бытового обслуживания) и органов государственного и профессионально-общественного контроля. Номенклатурный аппарат располагал существенными привилегиями для себя и членов своих семей, исходя из монополии на управленческую деятельность, ее преувеличенной значимости и результативности. Принцип социальной справедливости постоянно нарушался. |
9 мая 2000 г.
ТКАЧЕВА Галина Анатольевна – к. и. н., ст. н. с. сектора истории Дальнего Востока 20-50 гг. Института истории ДВО РАН.
Тел. (7-3242) 26-14-54
E-mail: ihae@online.vladivostok.ru
См. также на нашем сервере :
"Тихоокеанский
военно-морской флот в войне с Германией"
Copyright ©1998-2002 Лаборатория компьютерных технологий ДВГИ ДВО РАН