|
|
Война изменила характер, направленность пассажиро-
и грузоперевозок. Укреплялись связи между транспортными наркоматами,
органами военных сообщений и другими ведомствами, принимались меры, направленные
на увеличение пропускной способности железных дорог, сокращения простоев
путем внедрения новых методов организации производственных процессов и
интенсификации труда. Морской флот Приморья выполнял ответственную задачу:
обеспечивал военно-экономические связи СССР с союзниками по антигитлеровской
коалиции. Основная тяжесть легла на Владивостокский порт, железнодорожный
узел и Дальневосточное пароходство, которое выполняло более 70% всех перевозок
морского транспорта СССР.
Торговые суда плавали в высоких широтах Атлантики и Тихого океана круглогодично в самых неблагоприятных метеорологических и навигационных условиях, не пользовались прежними рекомендованными курсами при полном затемнении и радиомолчании, нередко вступая в бой с подводными лодками, авиацией и кораблями врага. Так были потоплены такие крупные суда как «Ангарстрой», «Кола», «Ильмень», «Перекоп», «Майкоп». В мае 1942 г. в Баренцевом море в течение шести суток сражался «Старый большевик», шедший в составе союзного конвоя с боеприпасами на борту. За мужество и отвагу теплоход был награжден орденом Ленина. Звания Героя Советского Союза были удостоены капитан теплохода И.И. Афанасьев, первый помощник капитана К.М. Петровский и матрос Б.И. Оказенок. В годы войны изменилась характеристика поступающих грузов прежде всего за счет импорта. К перевозке были предъявлены в массовом количестве негабаритные, тяжеловесные (нефтеперегонные заводы, котельное и электрооборудование, прокатные станы, паровозы, энергопоезда, электростанции), наливные (спирт, бензин, различные масла), скоропортящиеся (продовольствие различных видов), особо ценные (обувь, кожа, сукно, инструменты, приборы) грузы. С 1941 по 1945 гг. Дальневосточным морским пароходством, если руководствоваться отчетными данными было перевезено более 12 млн. т. грузов, в том числе 7,95 млн. т. импортных, Приморской железной дорогой - 46,3 млн. т. с пробегом 12421 млн. тонно/километров. Владивостокский узел погрузил 7850 тыс. т. импорта. Своевременная доставка оборудования, материалов способствовала созданию слаженного взаимодействия сложного механизма военной экономики. |
9 мая 2000 г.
ТКАЧЕВА Галина Анатольевна – к. и. н., ст. н. с. сектора истории Дальнего Востока 20-50 гг. Института истории ДВО РАН.
Тел. (7-3242) 26-14-54
E-mail: ihae@online.vladivostok.ru
См. также на нашем сервере :
"Тихоокеанский
военно-морской флот в войне с Германией"
Copyright ©1998-2000 Лаборатория компьютерных технологий ДВГИ ДВО РАН