The Banners
System on F.E.G.I.
Приморье Казачество


ВВЕДЕНИЕ

 
       Российское казачество имеет богатую и славную историю. Много трагических событий содержит она, но еще более в ней страниц героических, связанных с созданием самого государства Российского, приумножением его земель, их обустройством и охраной границ. Заметную роль в истории России играло и должно играть в дальнейшем и уссурийское казачество.
     Волею судеб в прошлом самому молодому казачьему Войску России - Уссурийскому - отведен был для жизни в качестве самостоятельного, единого, полнокровного
Уссурийское казачье войско общественного организма очень короткий промежуток времени, всего 33 года: с 1889 по 1922.        
Воистину возраст Христа. И как, Христос был распят на кресте, так и Уссурийское Войско распяли на его собственной отеческой земле. Распяли, но не смогли уничтожить, и современные процессы возрождения и становления уссурийского казачества являются подтверждением этого.
      Попытка современных реформаторов построить новое общество, ориентируясь исключительно на экономические, рыночные
расчёты, заранее обречена в России на провал. Общество основывается лишь на идее нравственной и цементируется духовными устремлениями народа.
     Идеология казачества зиждется исстари на трёх началах - Православии, стремлении к "Народоправству" и самоуправлению в организации своей жизни, и на осознании святой своей обязанности - защищать русскую землю и русскую государственность. Это стало в течении веков своего рода генетической особенностью казачьего характера. И в современном обществе, когда значительный процент населения России растерял, был лишён или разменял свои идеалы на вещизм и доллары, казачество по ряду обстоятельств оказалось самым стойким носителем национально-исторических традиций русского народа, способным сыграть роль своего рода катализатора общественного самосознания, стать во главе всенародного движения за возрождение Отечества.

     Существенное изменение геополитической ситуации и образование новых границ Российской Федерации выдвинуло на повестку дня вопрос о дополнительных гарантиях защищенности и безопасности, территориальной, государственной целостности, обеспечении мирного проживания населения, поддержании на должном уровне мобилизационных ресурсов. Именно этими обстоятельствами в настоящее время и продиктовано заинтересованное внимание государственных структур к российскому казачеству.
     Но если объективно и трезво проанализировать те процессы, которые в настоящее время происходят в российском казачестве, не исключая и Уссурийское войско, то мы увидим, что само казачество пока ещё разобщено и неорганизованно. И причин для этого более чем достаточно.
     Во-первых, казаков намеренно разобщают те, кто не желает появления на политической сцене России новой и грозной общественной силы. Для этого  казаков вовлекают к самые различные аппаратные и партийные игры. Современное казачье движение едва успело набрать силу, как в его среде через 75 лет после революции вновь появились "белые" и "красные" казаки, "самостийники" и "государственники", "наши" и "не наши", готовые опять скрестить друг с .другом шашки.
     Во-вторых, разобщённости этой способствуют и сами казаки, поддавшиеся разгулу тщеславия и эгоизма, пробуждённого современной революционной волной,  сохранившей на своих знаменах всё тот же, присущий всем революциям девиз: "Кто был никем, тот станет всем!". В результате чего казачество и не заметило, как оказалось в тенетах множества параллельных и соперничающих друг с другом организационных структур.
     С 1996 года российское казачество вступило в новый период своего возрождения - период вхождения в государственную систему Российской Федерации. Идёт процесс восстановления казачьих войск как сложного государственного и социального институтов.
Отсутствие научного обобщения многовекового служения казачества своему Отечеству сказались при первых шагах государственного становления казачества. Чтобы решить возникшие при этом проблемы, необходимо изучить механизм функционирования традиционных казачьих войск, проанализировать деятельность казачества в период демократических преобразований и гражданской войны 1917 - 1922 гг. На базе этих исследований определит, что может быть использовано при выработке современной единой государственной политики становления казачества; правильно выявить сущность казачьей общины, казачьего общества, казачьего войска; сформировать сквозную систему подготовки и воспитания казака как государственного человека через семью - среднюю школу - ВУЗ. В Уссурийском казачьем войске такая система подготовки, которая носит название "Атаманская булава" уже разработана и одобрена на уровне Российской академии государственной службы при Президенте и управлении Президента Российской Федерации по вопросам казачества. К сожалению, история УКВ до сих пор не обобщена и не написана. Счастливое исключение составляет "Краткий исторический очерк Уссурийского казачьего войска" А.Ю. Савицкого, изданный в 1908 г. в Хабаровске. В данном небольшом по объему и содержанию издании мы хотели не только восполнить пробел в летописи истории казачества, но и привлечь внимание широкой общественности и прежде всего потомков казаков к той роли, которое должно, на наш взгляд, играть казачество в современной России.

Август 2000 г.

В.Д. ИВАНОВ и О.И. СЕРГЕЕВ, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

webmaster@fegi.ru

Региональный портал "Приморский край России"



Яндекс.Метрика