Залив Петра Великого, его берега, острова и особенно юго-западная часть
региона относятся к "вет-ленду", то есть прибрежным и пресноводным водоемам,
в защиту природы которой принята международная Рамсарская конвенция, подписанная
правительством Российской Федерации.
Сохранение
популяций и сообществ морских беспозвоночных и водорослей, рыб, птиц и
их среды обитания, генофонда ценнейших организмов особо актуально в условиях
перспективы интенсивной эксплуатации и загрязнения шельфа дальневосточных
морей. Наибольшую опасность для обитателей заповедника представляют усиливающееся
браконьерство и проект “Туманган-TREDA”, поддерживаемый ООН. Этот проект
предусматривает строительство в 20 км от южной границы заповедника, в устье
р.Туманная крупного международного порта и транспортного узла, в строительстве
которого наиболее заинтересован Китай (КНР), получающий в результате реализации
проекта выход к Японскому морю.
Антропогенное
загрязнение прибрежных акваторий стало важнейшей проблемой природопользования.
Перенос токсичных и болезнетворных веществ и организмов в море происходит
с течениями и по пищевым цепям. Поэтому неблагоприятное воздействие на
морские акватории без организации соответствующего контроля и прогноза
может привести к потере их продукционного потенциала. Добыча биоресурсов
без контроля и прогноза загрязнения акваторий может привести к отравлению,
заражению и гибели населения, что уже наблюдалось в провинции Минимата
в Японии и в других странах.
Река Туманная
является пограничной для Российской Федерации, Северной Кореи и Китая.
В устье реки запланировано строительство крупного международного транспортного
узла - проект TREDA, поддерживаемый ЮНЕСКО. Воды р.Туманной переносятся
северокорейским течением в территориальные воды Российской Федерации, а
в двадцати км от устья реки начинается акватория единственного в Российской
Федерации Морского заповедника. Проблема состоит в том, что состав приносимых
на территорию России вод не исследован, их влияние на биоту неизвестно.
Согласно закону РФ “Об экологической экспертизе” презумпцией любой хозяйственной
деятельности является ее вредность для окружающей среды, поэтому до начала
интенсивного загрязнения транспортным узлом TREDA российской акватории
необходимо исследовать воздействие на нее бурно развивающихся предприятий
на территории Северной Кореи и Китая с целью прогноза воздействия более
интенсивного загрязнения.
Несмотря
на полное отсутствие бюджетных средств на полевые исследования Институт
биологии моря ДВО РАН и Морской заповедник провели в 1996 г. первую комплексную
экспедицию по определению фонового состояния морских вод и их населения,
подверженных влиянию стока реки Туманной. Известно было, что уже сейчас
северокорейское течение, подхватывающее воды р.Туманной (Туманган), заносит
на акваторию, побережье и острова заповедника разнообразный мусор китайско-корейского
происхождения; поверхностные воды подхватывают стоки из реки Туманган и
несут их через Морской заповедник на северо-восток к Владивостоку ("Лоция
Японского моря", 1972, с.40: "...окрашенная илом вода р.Туманной в летний
период после выхода из устья прослеживается на значительном протяжении
в прибрежной части залива Петра Великого в направлении O-W-O"). Но необходимо
было получить дополнительную информацию о влиянии вод реки Туманной на
российскую морскую акваторию.
В результате
экспедиций Института биологии моря 1996-1997 гг. было установлено: 1) наблюдается
уменьшение опреснения от устья реки до Южного участка Морского заповедника
(о.Фуругельма и скалы Бутакова); 2) на этом же отрезке наблюдается уменьшение
численности пресноводных планктонных микроводорослей, кратковременно выживающих
в морской воде; 3) в районе о.Фуругельма в воде, донных осадках, водорослях
и моллюсках обнаружены микроорганизмы, обитающие в сточных водах канализаций.
Возможно, что еще одним из проявлений влияния вод реки Туманной на Морской
заповедник является также установленный факт опухолевовидных заболеваний
моллюсков и рыб в водах Южного участка заповедника. Нельзя забывать и о
том, что многие болезнетворные микробы (холеры, дизентерии и др.) выживают
длительное время в морской воде и могут попасть с течением в районы марикультурных
плантаций залива Петра Великого и в прибрежные воды Владивостока.
ЮНЕСКО
собирается вложить в проект около 60 млрд. долларов, из которых на долю
России приходится около 3 млрд. Выгодно ли нам это, если эта сумма меньше
годового бюджета Приморья? В случае же реализации проекта загрязнение заповедника
в Российских водах примет катастрофические масштабы.
Другие
источники загрязнения. Российские предприятия также могут повредить морскому
заповеднику и примыкающим к нему уникальным водно-болотным угодьям. Вблизи
государственной границы в приустьевой части долины р.Туманной уже ведется
добыча строительного песка, а планируется добыча титаномагнетитовых песков,
содержащих редкоземельные металлы, в 20-километровой пляжной зоне от устья
р.Туманной до границы ДВГМЗ. Государственная экологическая экспертиза на
разработку месторождения не проводилась, и мы надеемся, что она не даст
разрешения на уничтожение узкой песчаной косы, отделяющей море от уникальной
водно-болотной равнины. Отметим, что аналогичные промышленного значения
месторождения титаномагнетитов есть на севере Приморья и в Хабаровском
крае, но там они значительно больше (более 700 км побережья) и не затрагивают
уникальные охраняемые территории и акватории. В случае начала разработки
нарушится весь гидрологический режим обширной территории, морской и пресноводной
акваторий: в засоленных болотах исчезнут птицы, грязь от добычи песка и
от техники попадет с течением в заповедник. Штрафы от неизбежного загрязнения
единственного в России морского заповедника наверняка превысят доход от
добычи песка и редкоземельных металлов.
Подобные
проекты должны быть отвергнуты, как безусловно вредные для природы Приморья.