В 1998 г. Морскому заповеднику исполняется 20 лет. За это время животный
и растительный мир его островов и акватории изучен достаточно полно.
Какие же
еще находки могут ожидать исследователя в ближайшем будущем, кроме новых
для науки или для заповедника видов животных и растений ?
1. Вспомним
историю образования островов залива Петра Великого. В период максимального
оледенения они были объединены с материком и имели общую флору и фауну.
После потепления климата часть суши затопилась водами океана. На поверхности
в виде островов оставались только вершины хребтов разного размера, а значит
с разными экологическими условиями. Следовательно, эволюция наземных животных
и растений протекала на каждом острове по-своему оригинально. Очевидно,
можно ожидать, что сейчас наземное население на каждом острове генетически
уникально и представляет собой бесценный и неисследованный банк генетических
данных.
2. С точки
зрения эколога на островах можно выделить следующие экосистемы: это скалы,
песчаные пляжи, тайга, субтропические леса, степи, болота, ручьи, а на
о.Большой Пелис и о.Стенина есть даже пресные миниатюрные озера. Для описания
экосистем, выяснения потоков вещества и энергии в них, а также для понимания
и прогнозирования глобальных экологических процессов строят модели экосистем.
Небольшие по площади, замкнутые (микро) и полузамкнутые (мезо) экосистемы
наиболее поддаются моделированию, чем способствуют отработке моделей глобальных
и открытых экосистем. Острова нашего единственного в России Морского заповедника
и острова Лазовского заповедника именно и являются мезоэкосистемами, свободными
от антропогенного пресса, перспективными для экологического моделирования.
3. Для
мониторинга населения заповедника необходимо продолжить инвентаризацию
островной фауны, продолжить картирование сообществ и мест обитания животных
и растений в прибрежных водах островов и материка, выделить контрольные
участки для постоянного слежения, создать базу данных о населении заповедника.
4. В заповеднике
необходимо развивать комплексные исследования с участием экологов, биологов,
палеонтологов, археологов, геологов, гидрохимиков, токсикологов. Такие
исследования начаты в 1996 г. в связи с необходимостью подготовки к проведению
общественной экспертизы возможного трансграничного загрязнения акватории
заповедника и других районов залива Петра Великого.
5. В настоящее
время при поддержке Федеральной Целевой Программы "Интеграция" при заповеднике
организуется полевая школя "Заповедные острова Приморья". Школа предназначена
для возобновления полевой практики студентов-биологов в Морском заповеднике,
ознакомления студентов с животными и растениями залива Петра Великого и
методами их охраны в Морском заповеднике, обучения студентов методам организации
исследований в особо охраняемых морских акваториях и территориях, методам
гидробиологической съемки акваторий и моделирования экосистем.
Образовательные
возможности такой школы, как “Заповедные острова Приморья” безгранично
широки. Здесь можно проводить обучение и исследования по морской и пресноводной
гидробиологии, ихтиологии, зоологии, хорологии, альгологии, генетике; морфологии
и зоологии наземных позвоночных; ботанике, лимнологии, экологии и по многим
другим биологическим наукам.
Объединение
усилий научных сотрудников заповедника, институтов ДВО РАН, вузов, студентов
позволит активизировать мониторинг, инвентаризацию населения и биокартирование
в ДВГМЗ. Очевидно, что реализация проекта принесет пользу и Морскому заповеднику,
и преподавателям вузов, и научным сотрудникам ДВО РАН, и студентам университетов.
Для совершенствования
охраны и исследования островов в заповеднике разработана программа строительства
островных зимних кордонов. В 1996 г. Фондом развития заповедника с помощью
ООО "Гамма-Лимитед" построен первый островной зимний кордон на о.Большой
Пелис. На очереди строительство такого же кордона на о.Фуругельма и летней
научной базы на одном из участков заповедника.