Перспективы исследований и развитие
охраны в Морском заповеднике

    В 1998 г. Морскому заповеднику исполняется 20 лет. За это время животный и растительный мир его островов и акватории изучен достаточно полно.
     Какие же еще находки могут ожидать исследователя в ближайшем будущем, кроме новых для науки или для заповедника видов животных и растений ?
     1. Вспомним историю образования островов залива Петра Великого. В период максимального оледенения они были объединены с материком и имели общую флору и фауну. После потепления климата часть суши затопилась водами океана. На поверхности в виде островов оставались только вершины хребтов разного размера, а значит с разными экологическими условиями. Следовательно, эволюция наземных животных и растений протекала на каждом острове по-своему оригинально. Очевидно, можно ожидать, что сейчас наземное население на каждом острове генетически уникально и представляет собой бесценный и неисследованный банк генетических данных.
     2. С точки зрения эколога на островах можно выделить следующие экосистемы: это скалы, песчаные пляжи, тайга, субтропические леса, степи, болота, ручьи, а на о.Большой Пелис и о.Стенина есть даже пресные миниатюрные озера. Для описания экосистем, выяснения потоков вещества и энергии в них, а также для понимания и прогнозирования глобальных экологических процессов строят модели экосистем. Небольшие по площади, замкнутые (микро) и полузамкнутые (мезо) экосистемы наиболее поддаются моделированию, чем способствуют отработке моделей глобальных и открытых экосистем. Острова нашего единственного в России Морского заповедника и острова Лазовского заповедника именно и являются мезоэкосистемами, свободными от антропогенного пресса, перспективными для экологического моделирования.
     3. Для мониторинга населения заповедника необходимо продолжить инвентаризацию островной фауны, продолжить картирование сообществ и мест обитания животных и растений в прибрежных водах островов и материка, выделить контрольные участки для постоянного слежения, создать базу данных о населении заповедника.
     4. В заповеднике необходимо развивать комплексные исследования с участием экологов, биологов, палеонтологов, археологов, геологов, гидрохимиков, токсикологов. Такие исследования начаты в 1996 г. в связи с необходимостью подготовки к проведению общественной экспертизы возможного трансграничного загрязнения акватории заповедника и других районов залива Петра Великого.
     5. В настоящее время при поддержке Федеральной Целевой Программы "Интеграция" при заповеднике организуется полевая школя "Заповедные острова Приморья". Школа предназначена для возобновления полевой практики студентов-биологов в Морском заповеднике, ознакомления студентов с животными и растениями залива Петра Великого и методами их охраны в Морском заповеднике, обучения студентов методам организации исследований в особо охраняемых морских акваториях и территориях, методам гидробиологической съемки акваторий и моделирования экосистем.
     Образовательные возможности такой школы, как “Заповедные острова Приморья” безгранично широки. Здесь можно проводить обучение и исследования по морской и пресноводной гидробиологии, ихтиологии, зоологии, хорологии, альгологии, генетике; морфологии и зоологии наземных позвоночных; ботанике, лимнологии, экологии и по многим другим биологическим наукам.
     Объединение усилий научных сотрудников заповедника, институтов ДВО РАН, вузов, студентов позволит активизировать мониторинг, инвентаризацию населения и биокартирование в ДВГМЗ. Очевидно, что реализация проекта принесет пользу и Морскому заповеднику, и преподавателям вузов, и научным сотрудникам ДВО РАН, и студентам университетов.
     Для совершенствования охраны и исследования островов в заповеднике разработана программа строительства островных зимних кордонов. В 1996 г. Фондом развития заповедника с помощью ООО "Гамма-Лимитед" построен первый островной зимний кордон на о.Большой Пелис. На очереди строительство такого же кордона на о.Фуругельма и летней научной базы на одном из участков заповедника. 
Яндекс.Метрика