The Banners System on F.E.G.I.
Приморье Религия

РЕЛИГИОЗНЫЕ   ВОЗЗРЕНИЯ   СОВРЕМЕННОГО   НАСЕЛЕНИЯ   ПРИМОРЬЯ

     В последние годы в Приморском крае, как и во всей стране, происходит значительный рост числа верующих и религиозных организаций. Если в 1985 году в крае действовало 49 вероисповедных групп, из которых только 17 осуществляли  свою деятельность в соответствии с законом, то в первой половине 1997 года в крае насчитывалось более 180 религиозных организаций, 133 из  которых зарегистрировали свои Уставы и имеют статус юридического лица. В данном перечне представлены все мировые религии, большое количество национальных и синкретических конфессий. Однако наибольшее распространение имеют христианские церкви.
 

    Православие в Приморье представлено тремя направлениями:

    Приходы Русской православной церкви (РПЦ) составляют епархию Владивостокскую и Приморскую, которую возглавляет архиепископ Вениамин (в миру Пушкарь Борис Николаевич). Православная церковь в последнее десятилетие значительно увеличила свою паству: в 1985 году во всем крае действовало 7 приходских храмов, сегодня только во Владивостоке - 5. Приходы охватывают весь Приморский край, в крупных населенных пунктах открыты церкви и часовни. Возрождены 2 старинных монастыря: Свято-Троицкий Николаевский мужской (п. Горные Ключи) и Рождество-Богородицкий  женский  (г.  Уссурийск). В пригороде Владивостока немногим более года существует новая женская обитель - Марфо-Мариинская (настоятельница матушка Мария, в миру Пономарева Ида Александровна). Епархия имеет духовную семинарию (школу), сеть воскресных школ, планирует открыть православную гимназию, издает ежемесячную газету «Приморский Благовест».
     В годы перестройки часть верующих и духовенства, не удовлетворенные деятельностью РПЦ, перешли на позиции Российской Православной Свободной Церкви (РПСЦ). Ее приходы действуют в нескольких крупных населенных пунктах: г. Владивосток, г. Уссурийск, пос. Кавалерово и др. Духовное руководство ими осуществляет протоиерей А.Н. Суржик.
    Несмотря на все трагические события последних десятилетий в Приморье сохранилось старообрядчество. В северных районах края и сегодня есть небольшие общины часовенного и федосеевского согласий. Они состоят, в основном, из пожилых людей, бережно сохраняющих веру и жизненный уклад отцов и дедов. Старообрядчество, признающее священство Белокриницкой иерархии (Русская Православная Старообрядческая Церковь), переживает процесс бурного возрождения. На юге края и прежде всего в городах Большом Камне, Владивостоке, Уссурийске сложились общины, в которых значительную часть составляют верующие молодого возраста. Они смогли наладить религиозную жизнь и приобрести такое влияние, что в Белокриницкую церковь перешли старообрядцы-беспоповцы, проживающие в этих районах. Деятельностью этого направления в крае руководит Совет общин, стремящийся наладить контакты со всеми течениями старообрядчества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Во многом разрешению этой задачи помогает издание газеты «Русь православная». С сентября 1997 года возобновился выпуск журнала «Дальневосточный старообрядец».
      В 1990-е годы возродились в Приморье католические (Владивосток, Большой Камень, с. Романовка) и лютеранские (Владивосток, с. Анучино) общины. Но число их не велико и носит явно выраженные этнические черты: католики - поляки, лютеране - немцы. Наиболее активно религиозная жизнь в этих конфессиях происходит в краевом центре не только потому, что этим религиозным организациям возвращены храмовые здания,  построенные в начале XX века, но и благодаря  хорошей профессиональной подготовке руководителей владивостокских организаций - настоятеля Католической парфии Мирона Кларенса Эффенга (американца польского происхождения) и Киршбаума Эдуарда Ивановича - старосты общины Евангелическо-лютеранской церкви.
    На втором месте после РПЦ по количеству общин стоят христиане веры евангельской, это направление протестантизма зарегистрировало более 20 объединений, 11 из них осуществляют свою деятельность во Владивостоке, 3 - в Находке, по 2 - в Артеме, Уссурийске, Партизанске. В крае это религиозное течение появилось в середине 1950-х годов и достаточно активно развивалось на отечественной почве. Сегодня оно находится под сильным влиянием зарубежных религиозных центров. В настоящее время  в крае осуществляют служение 27 южно-корейских пасторов, часть из них не имеет аккредитации, позволяющей (по новому федеральному Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. и Закону Приморского края «О миссионерской деятельности на территории Приморского края») вести пастырское служение, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций как внутри религиозных общин, так и  к возникновению сложных ситуаций во взаимоотношениях с органами власти.
    Достаточно устойчивую позицию сохранили в Приморском крае такие направления протестантизма как баптизм и адвентизм седьмого дня. Евангельские христиане-баптисты зарегистрировали свои организации во Владивостоке, Уссурийске, Артеме, Дальнегорске и др. Некоторые общины смогли построить прекрасные культовые здания. Например, 21 декабря 1997 года открыто новое здание молитвенного дома во Владивостоке по ул. Народный проспект, 2. Данная община, руководимая с 1992 года Марченко Михаилом Петровичем, является духовным центром   евангельских христиан-баптистов края. В общине имеется хор, воскресная школа - 4 группы детей. Однако на территории края продолжают проявлять себя отголоски раскола в баптизме в 1960-х годах на сторонников ВСУХБ и сторонников Совета Церквей ЕХБ. Можно сказать, что в крае параллельно действуют два течения отечественного баптизма.
    Общины адвентистов седьмого дня также существуют почти во всех крупных населенных пунктах края: Владивостоке, Находке, Артеме, Лесозаводске, пос. Кавалерово и др. При активной поддержке этих направлений протестантизма  во Владивостоке открылось и активно работает Владивостокское отделение Российского Библейского общества (руководитель Шилов Леонид Владимирович) - межконфессиональное объединение, ставящее перед собой просветительно-образовательные задачи, имеющие отношение к распространению Священного Писания. В декабре 1996 года Библейское общество организовало торжества по случаю 130-летия русского перевода Библии. Весьма активны в крае и другие направления протестантизма. В последние годы смогли легализовать свою деятельность Свидетели Иеговы, пользуясь мощной поддержкой из-за рубежа, они развернули активную миссионерскую деятельность, что привело к образованию новых общин в городах Владивостоке, Находке, Артеме, Уссурийске, Лесозаводске, Дальнереченске и т.д. Они широко распространяют свои периодические издания - журналы «Пробудись!» и «Сторожевая Башня». Проводят в краевом центре ежегодные конференции.
    Наряду с христианскими организациями возобновили свою деятельность иудеи (2 объединения - община и Еврейский религиозно-культурный центр, руководитель Янкелевич Владимир Юдович), мусульмане (руководитель - Магрупов Алимхан Музапарович), армяно-григориане ( руководитель - Микаелян Аршак Геворкович). Все эти общества зарегистрированы в краевом центре и носят этнический характер.
    Восстановили свою деятельность в 1995 году и буддисты, краевую общину возглавляет Бугаев Александр Иванович.
    1980-1990-е годы отмечены появлением значительного количества нетрадиционных для Приморского края религиозных организаций. Наибольшую активность из них проявляют неоориенталистские группы, возникшие как результат духовно-нравственных исканий  российской интеллигенции: Общество сознания Кришны (вайшнавы), Живая Этика (последователи семьи Рерихов), а также неохристианские религиозные организации типа Ассоциации Святого Духа за объединение мирового христианства (муниты), Церковь Христа и др. Все эти организации насчитывают небольшое количество приверженцев (например, вайшнавов чуть более 100 человек в двух объединениях), проживающих, преимущественно, в столице Приморья, стремятся выразить себя в общественно-политической жизни края. Вайшнавы (руководитель -Тушкин Василий Рюрикович) создали один из первых в России ашрамов (монастырей), осуществляют благотворительную программу «Харе Кришна - Пища для Жизни» (бесплатная раздача обедов социально незащищенным слоям населения) и «Дайте этим людям шанс!» (мероприятия по социальной реабилитации и духовной помощи осужденных в местах лишения свободы). Живая Этика постоянно стремится придать своей деятельности наукообразность, проводя ежегодные конференции с приглашением ученых и публикуя некоторые научные работы в своей газете. Последователи Рерихов настойчиво пытаются внедриться в сферу среднего образования посредством привлечения к своей деятельности учителей средних школ, колледжей и лицеев.
    Помимо перечисленных, в Приморье функционирует большое количество религиозных новообразований синкретического толка, например, «Ресурсный центр холодинамики «Ариадна»» ( г. Находка) , «Путь к силе» ( г. Дальнегорск) и др. , а также нетрадиционных религий и культов, часть из которых основана в нашей стране, часть - за границей: Новоапостольская Церковь (руководитель - Курочкин Виталий Афанасьевич), последователи веры Бахаи (руководитель - Мурашкин Эрнест Валерьевич), Анадна Марга, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), Церковь Последнего Завета (последователи Христа Виссариона), ивановцы (последователи П.К. Иванова), Семья (последователи Д. Берга), Церковь Сайентологии (дианетика), приверженцы сатанинских культов, различные оккультные и астрологические группы.
    Широкое развитие нетрадиционной религиозности и активное проникновение иностранных миссионеров явилось открытым и убедительным свидетельством неблагополучия во всех сферах жизни современной России и, прежде всего, идеологически-нравственного кризиса. Религиозные воззрения современного населения Приморья также отражают эту ситуацию. Все религиозные новообразования сравнительно невелики по количеству своих последователей, но весьма активны в своей деятельности по завоеванию умов. Особенностью Приморья, как и всего юга российского Дальнего Востока, является самая высокая в стране концентрация и влияние неоориенталистских и неохристианских религиозных организаций. Это объясняется геополитическим положением региона. То, что Приморье попало в сферу «жизненных интересов» США, Японии, Южной Кореи подтверждается рядом фактов из религиозной жизни края. Так, более 25 протестантских общин организационно оформились при прямом руководстве или по инициативе южнокорейских миссионеров. В настоящее время более чем в 40 объединениях различных вероисповеданий осуществляют пастырское служение иностранные регионы, что вынудило Краевую Думу принять уже упоминаемый нами «Закон о миссионерской деятельности в Приморском крае». Необходимость принятия данного закона была вызвана несовершенством российского законодательства в религиозных вопросах. Например, запрещенная в ряде европейских государств Ананда Марга, благодаря активности японских миссионеров, регистрируется в Приморье еще в 1989 году, а большинство американских проповедников и миссионеров - мормонов активно создавали и поддерживали различные курсы по изучению английского языка, благодаря чему на занятиях всем желающим читается Библия на английском языке, даются основы вероучения и культовой практики. Принимали они участие и в организации конкурсов на знание английского языка среди приморских школьников. Победители получали право стажировки в США и проживания в американских семьях, где их, как правило, помещали в семьи мормонов и подвергали религиозной обработке. О религиозном уклоне стажировки ни дети, ни их родители заранее не информировались. Эти новые явления в религиозной жизни края поставили перед Администрацией Приморского края вопрос о создании  экспертно-консультативного совета по проблемам свободы совести и вероисповедания, в задачу которого входит оказание помощи государственным органам, общественным и религиозным объединениям по применению на территории Приморского края законодательства о свободе совести и религиозных объединениях. Он был учрежден 6 февраля 1995 года.
    Оценивая современные религиозные воззрения населения Приморья, надо отметить, что резкий всплеск интереса к религии, проявляемый в начале перестройки, сейчас не проявляется. Но процесс религиозно-философского поиска не закончен. Широко распространен религиозный синкретизм: в умах верующих успешно сочетаются православие и рерихианство, православие и дианетика, увлеченность астрологией охватывает самые широкие слои населения и т.д. Многие верующие не разбираются в конфессиональных различиях и посещая молитвенные собрания протестантов убеждены, что ходят в православную церковь. Возрождение таких традиционных религий как православие, католицизм, лютеранство, иудаизм, ислам в значительной степени связано с идущими процессами национально-культурной самоидентификации. Общины этих вероисповеданий (кроме христианства) складываются не только по конфессиональному, но и по этническому признаку. Основная  часть населения православно-ориентирована или исповедует православие. На втором месте по степени влияния - протестантизм. Новые религиозные культы ориентированы на совершенно особый слой населения и представляют собой чисто городское явление. Наиболее полно весь вероисповедный спектр представлен в краевом центре. Этому способствует несколько причин: для края это мегаполис, стратегическое положение города и его открытость. В результате Владивосток стал центром религиозной жизни Приморского края. Но, несмотря на все разнообразие и оппозиционность многих вероисповеданий, и в краевом центре, и во всем Приморье сегодня сохраняется традиционная для края веротерпимость.
 

    ДУДАРЕНОК  Светлана Михайловна, кандидат филологических наук, доцент Дальневосточного государственного университета.

    СЕРДЮК  Мария Борисовна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
Яндекс.Метрика