The Banners System on F.E.G.I.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ  В  ГИЖИГЕ
       В ноябре 1921 года Арсеньева назначили - по его просьбе - на должность инспектора Гижигинского района. Территория этого района, лежащего между рекой Ирет на западном берегу Пенжинского залива и рекой Лесновской на полуострове Камчатка, представляла для исследователя особый интерес в этнографическом и статистическо-экономическом отношениях. Летом 1922 года Арсеньев совершил поездку по этому району.
     23 июня 1922 г. Владимир Клавдиевич с борта парохода "Кишинев" проводил взглядом  Владивосток, растаявший в туманной ночной мгле.  Через месяц плаваний пароход "Кишинев" бросил якорь в Тауйской  губе.  Там Владимир Клвдиевич узнал новость, которая его встревожила: в  районе действовала банда атамана Бочкарева. 31 июля 1922 г. Арсеньев  записал в своем дненике: "В 8 часов утра я высадился на берег. Жуткое чувство  закралось в сердце, когда я увидел удаляющийся пароход.  Я долго стоял на берегу  и смотрел долго, смотрел до тех пор, пока он не стал маленьким, едва заметным  и, наконец, не скрылся за мысом. Тогда я пошел по берегу к единственному жилому  домику, расположенному на длинной косе, отделяющей лагуну от губы. Лагуна эта миль 15 длиной и десять миль шириной.  Когда пароход ушел, я почувствовал себя  отрезанным от мира".
     Хотя исследования не шли в голову, Арсеньев вычертил карту местности, наблюдая за горизонтом - не покажется ли "Пенжина". Наблюдение за морем на несколько дней стало любимым занятием шести человек, которым волею судьбы пришлось жить в маленькой избушке на косе, ожидая  шхуны "Пенжина". В полдень 8 августа кто-то прибежал в избушку с криками: "Парус, парус!"  Все выскочили на берег. Действительно, шхуна под белым парусом уже подходила к косе. Увы, это была не "Пенжина". На борту корабля ясно читалось его название:  "Святой Михаил". Вскоре с нее спустили шлюпку, на которой на берег съехали  три человека. Они оказались членами одного из белых отрядов, которых немало было в то время на Дальнем Востоке. Уже на берегу они назвали Арсеньеву свои имена:  Мочалов, Вергазов и капитан Петров. Они рассказали, что в  отряде атамана Бочкарева произошел переворот. Главаря связали  и посадили в якорный ящик.  Задержанная атаманом Бочкаревым "Пенжина" освобождена и должна скоро прийти в Ямскую губу.
     Следующие дни прошли в тревоге и пустых разговорах: придет ли "Пенжина", а если нет, что делать дальше?  Впервые Владимир Клавдиевич не хотел заниматься исследованиями. Да и мрачная погода - солнечных дней совсем не выдавалось - создавала гнетущее настроение. Лишь один раз он сходил на день к тунгусам Уяганского рода на р. Молкаган и записал их сказания, но тотчас же после разговора с ними вернулся на берег. А вдруг пришла шхуна?
     19 августа у мыса вновь появился какой-то парусник. Вначале все решили, что она принадлежит японцам. Как же все обрадовались, когда выяснили, что это "Пенжина". Два дня шхуна грузилась товарами и продовольствием. Все торопились, быстрее выйти в море и нервничали, считая, что погрузка идет слишком медленно.
     23 августа 1922 года шхуна пришла к устью реки Туманы. В. К. Арсеньев сошел на берег для инспектирования рыбалок. Осложнения между владельцами нескольких участков чуть было не привели к перестрелке. Целый день Арсеньев проверял документы и  разбирал все недоразумения между ловцами, в результате чего смог предотвратить конфликт.
     Вскоре наступивший шторм погнал шхуну обратно в море. К полудню 25 августа путешественники подошли к Велиги, где Владимир Клавдиевич сошел на берег и купил у местных жителей экспонаты для музея Общества изучения Амурского края.
     Рано утром следующего дня шхуна "Пенжина" была в устье реки Таватоми. "По высадке на берег я ходил на горячий ключ, - сделал такую запись путешественник у себя в путевом дневнике, - делал сьемку, потом я посетил Молельную сопку  (Апапиль), место жертвоприношения коряков. Ныне русские, поселившиеся на реке  Таватоми, рассказывают, что коряки приносили в жертву оленей, меха и вообще все, что имели ценного, на основании виденных ими снов".
     Затем шхуне предстояло идти в Наяхан и Гижигу, чтобы взять рыбу и двух пассажиров. В Наяхане их ждала неожиданная новость: оказалось, Бочкарев снова захватил власть в своем отряде и грозится расправиться со всеми, кто был против него. Над путешественниками снова нависла опасность. "Пенжина" пришла в Гижигинский залив 31 августа 1922 года в 5 часов пополудни, застав там "Святого Михаила" и какую-то японскую паровую шхуну, арестованную атаманом Бочкаревым. На нее послали боцмана - узнать, что происходит. Тот вернулся встревоженный и уединился с капитаном А.М.Менгелем в его каюте. Арсеньев позднее вспоминал о том дне: "В это время, как бы в подтверждение слов японца, вооруженный караул, охраняющий шхуну "Св. Михаил", заметив приход "Пенжины", намеревался на   моторном  катере подойти к ней, но у него испортился мотор, затем поднялся сильный ветер и навалился с моря густой туман.  В сумерки свежий ветер сделался  порывистым и  превратился в шторм. Тогда Менгель приказал закрыть все иллюминаторы, погасить огни и, пользуясь попутным ветром, тихонько ушел в море".
В.К.Арсеньев, 20-е годы

В.К.Арсеньев, 20-е годы


       Менгель решил вернуться в Ямск и сдать имеющийся на борту шхуны груз на хранение в склад И.Ф.Соловья. Капитан счел возможным взять вместо балласта 150 тонн соленой рыбы, доставив ее в Хакодате.5 и 6 сентября 1922 г. провела "Пенжина" в Ямской губе. Пока производились разгузка-погрузка, мотористы перебрали машину и взяли воду.
     Весь обратный путь шхуну преследовал жесткий шторм, который начался утром 9 сентября. "В течение 5  суток он относил нас к западу, -  писал Владимир Клавдиевич. -Маленькая шхуна едва выдержала удары волн. 13 числа ветер достиг сильнейшего шторма (10 баллов). Гибель судна казалось неминуемой и вдруг в полночь ветер упал до штиля. Господь Бог спас от гибели корабль и 18 человек на нем".
       23 сентября 1922 г. в дневнике путешественника появилась следующая запись: "Земля! Земля! Земля! [такой возглас разбудил всех утром] Никогда еще остров Сахалин не был для меня таким дорогим, радостным, как сегодня. Слава Богу, путь кончается. Свежий вест-норд-вестовый ветер принудил нас встать под прикрытием берега. Пользуясь случаем, взяли воду на острове. Теперь мы, можно сказать, спасены. Сегодня первый спокойный сон. все отдохнули".
     А на следующий день, обогнув мыс Аниву, В. К. Арсеньев эмоционально написал: "Слава Богу. Мы вышли в пролив Лаперуза. Охотское море оказалось позади. Прощай, бурное  неприветливое Охотское море. Я тебе не враг и ты мне не друг. Прощай!"
       Обойдя западное побережье Хоккайдо, 29 сентября шхуна "Пенжина" бросила якорь в Хакодате. Здесь на рейде стоял пароход "Кишинев", отходящий во Владивосток через несколько часов. Капитан Г. М. Гросберг с удовольствием согласился взять  Владимира Клавдиевича на борт парохода. Прощаясь с  дружным экипажем шхуны "Пенжина", Владимир Клавдиевич всех обнял,  каждому сказал доброе слово. Опасность и долгое плавание всех превратили в одну  семью.
     В начале октября 1922 г. В. К. Арсеньев приехал во Владивосток. Много тогда было разговоров обо всех приключениях, которые выпали на его долю.Недавние переживания скоро поблекли на фоне октябрьских событий - уходили остатки Белой гвардии. Все встречи со знакомыми во Владивостоке начинались с вопроса: "Остаетесь или уезжаете?" Арсеньевы остались. Правда, Маргарита Николаевна  уговаривала мужа все бросить и уехать за границу. Он было подал просьбу своему  управляющему о выдаче заграничного паспорта, но затем отказался от этой затеи.  Как можно перечеркнуть прошлую жизнь!?
     Многие из друзей В. К. Арсеньева в тот трагический для всех месяц покинули Россию. Больше он никого из них не увидит. Тоска, а может быть предчувствие скорой гибели не уходила из его сердца в те  дни. Правильный ли он сделал выбор - он не мог сказать с уверенностью.

Амир Александрович Хисамутдинов

Владимир Клавдиевич Арсеньев

Очерки к истории исследований на Российском Дальнем Востоке

Региональный портал "Приморский край России"

Copyright © 1998 -2001  Лаборатория компьютерных технологий  ДВГИ ДВО РАН

webmaster@fegi.ru



Яндекс.Метрика