|
26 января 1923 года начальник Дальневосточного управления рыболовства и
охоты, рыбной и пушной промышленности (Дальрыбохота) Т.М.Борисов* подписал
приказ: "Возлагается по отделению морских звериных промыслов и охоты
заведование островами и морскими звериными промыслами Дальнего Востока
на старшего инспектора рыболовства В. К. Арсеньева..." 9 февраля того
же года Владимира Клавдиевича назначили заведующим подотделом охраны и
надзора отдела рыболовства этого управления. Чуть позже он совершил очередную
поездку на Камчатку.
11 июля 1923 г. "Томск" снялся на Командорские острова. Весь переход прошел при ненастной погоде: преследовал холодный туман, пронизывающий до костей, спасение от которого можно было найти только в каюте. На следующий день пароход пришел на Командоры, где побывал у островов Беринга и Медного и в бухте Преображенской. Как только 15 июля "Томск" бросил якорь в бухте и началась суета по разгрузке парохода, В. К. Арсеньев с первым же катером съехал на берег. Ему хотелось посетить могилу своего друга А.И.Черского,* который скончался здесь и с которым путешественника связывала многолетняя дружба. Вечером 18 июля 1923 г., когда уже стало смеркаться, пароход "Томск" развел пары и снялся с якоря, взяв курс на Петропавловск-Камчатский. Весь переход он шел малым ходом, подавая туманные гудки. Только 21 июля пароход зашел в Авачу. В Петропавловске-Камчатском капитан К. А. Дублицкий рассчитывал простоять двое суток, но отход откладывался со дня на день в течение трех недель. Ждали хода красной рыбы на западном побережье Камчатки, чтобы загрузиться ею в Большерецке и затем уже сняться на Владивосток. |
Арсеньев воспользовался продолжительной стоянкой для своих целей. 29 июля
они вместе с Новограбленовым провели небольшие археологические раскопки
на северо - западном берегу Култучного озера. Новограбленов уговорил друга
и совершить увлекательное путешествие в кратер Авачинской сопки. Вести
туристов в кратер вулкана вызвался П. Т. Новограбленов, который уже дважды
поднимался на Авачу. Он же снабдил всех необходимым снаряжением. 4 августа
на трех вьючных лошадях путешественники отправились к подножью величественной
горы. Когда начало смеркаться, на границе ольхового сланника, рядом
с Сухой речкой, все встали на бивак, расстелив палатку. Едва рассвело,
путешественники начали восхождение на вулкан. На полпути капитан не выдержал
и решил вернуться. Сплоховал и опытный путешественник Арсеньев: он
по пути съел пригоршню фирнового снега и совсем ослаб. Всем пришлось сделать
вынужденный бивак и напиться чаю. Туристам понадобилось пять часов,
чтобы подняться на знаменитый вулкан. Шли медленно, стараясь
не отрываться далеко друг от друга. Однажды кто-то значительно опередил
своих товарищей и чуть было не навлек на них беду: из- под его ног
вырвался крупный камень и покатился вниз. К счастью, он обо
что-то ударился впереди путников и, наподобие пушечного ядра, с шумом пронесся
над их головами.
Путешественники пробыли в кратере Авачинского вулкана один час 40 минут: нужно было спешить в обратный путь - погода совсем испортилась. Это восхождение очень понравилось Владимиру Клавдиевичу, и он, не дожидаясь возвращения домой, прямо на пароходе набросал целый рассказ "Восхождение на Авачинский вулкан". 1 сентября 1923 года В.К.Арсеньев на пароходе "Томск" вернулся во Владивосток. Он опубликовал несколько статей об этом путешествии и задумал написать книгу о Камчатке. Но другие дела и заботы заслонили возникшие было планы. |
Амир Александрович Хисамутдинов
Очерки к истории исследований на Российском Дальнем Востоке
Региональный портал "Приморский край России"
Copyright © 1998 -2001 Лаборатория компьютерных технологий ДВГИ ДВО РАН