The Banners System on F.E.G.I.

НА  КОМАНДОРЫ
       26 января 1923 года начальник Дальневосточного управления рыболовства и охоты, рыбной и пушной промышленности (Дальрыбохота) Т.М.Борисов* подписал приказ: "Возлагается по отделению морских звериных промыслов и охоты заведование островами и морскими звериными промыслами Дальнего Востока на старшего инспектора рыболовства В. К. Арсеньева..." 9 февраля того же года Владимира Клавдиевича назначили заведующим подотделом охраны и надзора отдела рыболовства этого управления. Чуть позже он совершил очередную поездку на Камчатку.
     
       11 июля 1923 г. "Томск" снялся на Командорские острова. Весь переход прошел при ненастной погоде: преследовал холодный туман, пронизывающий до костей, спасение от которого можно было найти только в каюте.
      На следующий день пароход пришел на Командоры, где побывал у островов Беринга и Медного и в бухте Преображенской. Как только 15 июля "Томск" бросил якорь в бухте и началась суета по разгрузке парохода, В. К.  Арсеньев с первым же катером съехал на берег. Ему хотелось посетить могилу своего друга А.И.Черского,* который скончался здесь и с которым путешественника связывала многолетняя дружба.
       Вечером 18 июля 1923 г., когда уже стало смеркаться, пароход "Томск" развел пары и снялся с якоря, взяв курс на Петропавловск-Камчатский. Весь переход он шел малым ходом, подавая туманные гудки.  Только 21 июля пароход зашел в Авачу. В Петропавловске-Камчатском капитан К. А. Дублицкий рассчитывал простоять двое суток, но отход откладывался со дня на день в течение трех недель.  Ждали хода красной рыбы на западном побережье Камчатки, чтобы загрузиться ею в Большерецке и затем уже сняться на Владивосток.
     
       Арсеньев воспользовался продолжительной стоянкой для своих целей. 29 июля они вместе с Новограбленовым провели небольшие археологические раскопки на северо - западном берегу Култучного озера. Новограбленов уговорил друга и совершить увлекательное путешествие в кратер Авачинской сопки. Вести  туристов в кратер вулкана вызвался П. Т. Новограбленов, который уже дважды поднимался на Авачу. Он же снабдил всех необходимым снаряжением. 4 августа на трех вьючных лошадях путешественники  отправились к подножью величественной горы. Когда начало смеркаться, на границе ольхового  сланника, рядом с Сухой речкой, все встали на бивак, расстелив палатку. Едва рассвело, путешественники начали восхождение на вулкан. На полпути капитан не выдержал и решил вернуться. Сплоховал и опытный путешественник  Арсеньев: он по пути съел пригоршню фирнового снега и совсем ослаб. Всем пришлось сделать вынужденный бивак и напиться чаю.  Туристам понадобилось пять часов, чтобы подняться  на знаменитый вулкан.  Шли медленно, стараясь не отрываться далеко друг от друга. Однажды кто-то значительно опередил своих товарищей и чуть было не навлек на них беду:  из- под его ног вырвался крупный  камень и покатился вниз. К  счастью, он обо что-то ударился впереди путников и, наподобие пушечного ядра, с шумом пронесся над их головами.
     Путешественники пробыли в кратере Авачинского вулкана один час 40 минут:  нужно было спешить в обратный путь - погода совсем испортилась.  Это  восхождение очень понравилось Владимиру Клавдиевичу, и он, не дожидаясь возвращения домой, прямо на пароходе набросал целый рассказ "Восхождение на Авачинский вулкан".
     1 сентября 1923 года В.К.Арсеньев на пароходе "Томск" вернулся во Владивосток. Он опубликовал несколько статей об этом путешествии и задумал написать книгу о Камчатке. Но другие дела и заботы заслонили возникшие было планы.

Амир Александрович Хисамутдинов

Владимир Клавдиевич Арсеньев

Очерки к истории исследований на Российском Дальнем Востоке

Региональный портал "Приморский край России"

Copyright © 1998 -2001  Лаборатория компьютерных технологий  ДВГИ ДВО РАН

webmaster@fegi.ru



Яндекс.Метрика