Синица Станислав Мартынович

16.03.1933 – 10.12.2004

 

Родился в поселке зерносовхоза «Гигант» (Ростовская область).

 

В 1955 году окончил Львовский государственный университет им. Ив. Франко (геологический факультет).

 

1955–1959 — аспирант и начальник отряда Забайкальской экспедиции НИС Львовского университета.

 

1959–1969 — работал в Забайкалье, в Читинском геологическом управлении и Забайкальском комплексном научно-исследовательском институте в должности начальника тематического отряда. В ДВГИ проработал с 1970-го по 2004 год.

 

1971 — дисс. канд. геол.-мин. наук «Цаган-Олуевский окаймленный гнейсовый купол и роль метаморфизма в его формировании». Научные интересы — геология гранит-метаморфических комплексов различных регионов России. Внес новое в представление о механизме формирования гнейсовых куполов, в частности на примере Камчатки и Карелии.

 

Автор более 50 научных работ и отчетов, в т.ч. авторской монографии.

 

ПАМЯТИ ТОВАРИЩА

СТАНИСЛАВ МАРТЫНОВИЧ СИНИЦА

(1933-2004)

  

10 декабря 2004 года перестало биться сердце Станислава Мартыновича Синицы – кандидата геолого-минералогических наук, старшего научного сотрудника Дальневосточного геологического института ДВО РАН.

 

После окончания в 1955 году геологического факультета Львовского Государственного Университета Станислав Мартынович работал в Читинском геологическом управлении, где участвовал в съемочных и тематических исследованиях в различных районах Забайкалья. По материалам изучения окаймленных гнейсовых куполов Забайкалья им была подготовлена диссертация на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук, успешно защищенная уже после переезда в 1970 году в Дальневосточный геологический институт. В этой работе полностью раскрылся недюжинный исследовательский талант Станислава Мартыновича, сумевшего дать новое толкование геологического строения и развития сложных структур окаймленных гнейсовых куполов Забайкалья. В выполнении этой задачи ему помогло великолепное знание мировой геологической литературы по проблемам структурной геологии и метаморфизма. Всю свою жизнь он постоянно следил за всеми публикациями в этой области, постоянно пополняя свои знания. Несомненно, среди геологов Дальнего Востока он был наиболее эрудированным и подготовленным специалистом в области структурной геологии.

 

После переезда из Читы во Владивосток Станислав Мартынович начал исследования по структурной геологии в Срединном хребте Камчатки. Интереснейшая и слабо изученная геология этого региона, великолепная обнаженность хребта, позволяющая решать сложные задачи структурного картирования, неописуемые красоты горных районов Срединного хребта Камчатки навсегда покорили сердце Станислава Мартыновича и практически до самого последнего времени геология камчатских гор была объектом его научных исследований и публикаций.

 

       Я много полевых сезонов работал совместно со Станиславом Мартыновичем в горах Срединного хребта Камчатки, изучая метаморфические преобразования осадочно-вулканогенных образований этого региона, деля с ним радости и трудности экспедиционной жизни. Совместные исследования были чрезвычайно полезны для меня, слабо знакомого с вопросами структурного картирования. Меня всегда поражала геологическая эрудированность, честность и принципиальность Станислава Мартыновича, а также широкие познания мировой художественной литературы. Знание польского языка, позволяло ему знакомиться со всеми новинками зарубежной литературы во время жестокой цензуры в нашем обществе. Этот интерес к новинкам русской и зарубежной литературы не ослабевал в течение всей его жизни.

 

Он воспитал двух прекрасных дочерей. Старшая дочь Елена со своей семьей живет и работает в Магадане, а младшая - Олеся, отлично учившаяся в Государственном Университете Владивостока, была направлена на учебу в Соединенные Штаты, где успешно завершила учебу и продолжает работу, получив американское гражданство.

 

Я выражаю свое искреннее сочувствие родным и близким Станислава Мартыновича Синицы, вместе с ними разделаю горечь утраты.

 

Фотографии, сделанные мной во время совместных экспедиционных исследований со Станиславом Мартыновичем на Камчатке, возможно, позволят всем нам навсегда сохранить светлый образ этого прекрасного человека и отличного геолога.

  Главный научный сотрудник ДВГИ И.А.Тарарин