Лаборатория стратиграфии и палеонтологии
Руководитель лаборатории: д.г.-м.н. Кемкин Игорь Владимирович
Список научных сотрудников лаборатории
Лаборатория стратиграфии и палеонтологии организована в марте 1961 г. на базе палинологического кабинета при лаборатории осадочных формаций ДВГИ Менделем Наумовичем Граммом, крупным специалистом по кайнозойским остракодам. В числе первых сотрудников лаборатории, кроме М.Н. Грамма, были палинологи О.В. Шугаевская, В.Г. Зимина, М.Д. Болотникова (споро-пыльцевой анализ) и палеоботаник Л.И. Фотьянова (миоценовая флора). Годом позже в лабораторию пришли новые молодые сотрудники Т.Г. Калишевич (мел-палеогеновые моллюски), В.А. Красилов (меловая флора), Б.В. Кочиркевич (пермские брахиоподы).
В течение последующих шести лет лаборатория пополнялась новыми сотрудниками, специалистами по другим группам фауны и флоры. В числе их Ю.Д. Захаров (зав. лабораторией в период 1988–2005), В.И. Медюлянов, Ю.Г. Журавлев, В.В. Федотов, А.Г. Аблаев (зав. лабораторией в период 1975–1980). К концу 1960х был сформирован основной костяк лаборатории, выполнявший исследования по палеонтолого-биостратиграфическому и эволюционному направлениям, способствуя разработке региональных стратиграфических схем и легенд к разномасштабным геологическим картам.
В 1972 г. солидная часть сотрудников лаборатории, во главе с ее первым руководителем, перешла во вновь организованную палеонтологическую лабораторию при Биолого-почвенном институте ДВО РАН, что несколько сократило объем палеонтолого-стратиграфических исследований в ДВГИ ДВО РАН. Но в 1975 г., благодаря усилиям Альберта Гарифовича Аблаева лаборатория была восстановлена. В нее вошли ветераны лаборатории палеоботаник В.Г. Зимина, проработавшая здесь с 1957 года и палинолог О.В. Шугаевская - с 1961 года, а также молодые специалисты, пришедшие в период с 1973 по 1975 г.г. – И.Н. Шмидт (кайнозойская флора), В.Д. Худик (кайнозойская малакофауна), Т.А. Губенко (фораминиферы) и Г.М. Пименов (неогеновые хвойные). В 1975 году в состав лаборатории вошли известные специалисты доктора наук Б.В. Поярков (палеозойские фораминиферы) и З.Н. Пояркова (малаколог).
В период до 1988 г. лаборатория пополнилась еще рядом опытных специалистов – д.г.-м.н. Е.В. Красновым (юрские и современные кораллы), руководившим лабораторией с 1980 по 1988 г.г., к.г.-м.н. Г.В. Беляевой (археоциаты), Г.И. Бурий (триасовые конодонты), А.М. Поповым (меловые брахиоподы) и молодыми сотрудниками - В.С. Руденко (пермские радиолярии), И.М. Поповой (кайнозойские радиолярии), Т.А. Пуниной (триасовые кораллы), Т.Н. Болотниковой (палеогеновая палинология), Л.Г. Бондаренко (палеозойские конодонты, археациаты), которые внесли большой вклад в датирование и стратиграфическое расчленение карбонатно-кремнисто-терригенных отложений Сихотэ-Алиня, Сахалина, Камчатки.
В 1988 г. лабораторию возглавил доктор Ю.Д. Захаров. Под его руководством, кроме традиционных палеонтолого-биостратиграфического и эволюционного направлений, в лаборатории начали развиваться изотопно-кислородные и изотопно-углеродные исследования органических останков с целью реконструкции палеоклиматических условий среды обитания древних организмов и, соответственно, палеогеографических районов накопления осадков их содержащих. Под это направление в лабораторию были приглашены еще два молодых специалиста – О.П. Смышляева (аммониты) и Е.Н. Гапликова (сфинктозоа).
С 2005 г. по настоящее время руководство лаборатории осуществляется д.г.-м.н. И.В. Кемкиным, перешедшим из лаборатории региональной геологии и тектоники ДВГИ ДВО РАН, где он занимался вопросами геолого-тектонических условий образования, строения, последовательности формирования, стратиграфического расчленения и корреляции сложно дислоцированных осадочных комплексов древних аккреционных призм Сихотэ-Алинской складчатой области. Важной составляющей этих исследований является детальное биостратиграфическое изучение многочисленных частных разрезов палеоокеанических образований на основе распределения микрофауны (радиоляриевый анализ), поскольку данные отложения, в силу специфики фациальных условий их накопления, лишены остатков макрофауны. Включение в список объектов изучения региональных структурно-вещественных комплексов расширило круг научных направлений лаборатории, добавив регионально-геологический аспект.
Осенью 2017 г. в лабораторию влились сотрудники лаборатории стратиграфии кайнозоя – д.г.-м.н. В.С. Пушкарь (диатомовая биоклиматостратиграфия), к.г.-м.н. Ю.А. Микишин (флористическая биоклиматостратиграфия) и А.В. Романова (четвертичные фораминиферы), палинологи Т.И. Петренко и И.Г. Гвоздева, и Е.А. Элбакидзе (плейстоценовые диатомеи). Основное направление исследований этой группы - кайнозойская эволюция палеоэкосистем Восточной Азии и Северной Пацифики и ее связь с тектогенезом и глобальными климатическими событиями. Но в 2023 г. они вновь выделились в самостоятельное подразделение.
Сегодня сотрудники лаборатории стратиграфии и палеонтологии ведут научные исследования по следующим направлениям:
- палеонтология и эволюция организмов,
- биостратиграфия,
- изотопные и геохимические исследования,
- палеоклиматологические и палеогеографические исследования,
- региональная геология.
Некоторые важнейшие достижения сотрудников лаборатории за последние годы:
Впервые на территории РФ обнаружены остатки раннетриасовых (позднеоленекских) ихтиозавров клада Ichthyopterigia, описанных как Ichthyopterigia sp. et gen. indet. на материале из двух уровней верхнеоленекской (раннеспэтской) зоны Neocolumbites insignis нижнего триаса Южного Приморья (о. Русский, мыс Житкова). Представители оленекских Ichthyopterigia до сих пор были известны, по-видимому, только в Неваде и на Хоккайдо. Новые находки остатков ихтиозавров (с предполагаемой длиной тела около 5 м) позволяют предполагать, что гигантизм в развитии Ichthyopterigia наметился в более раннее (раннеспэтское) время оленекского века раннего триаса, чем это считалось до сих пор.
Впервые получены Sr-изотопные данные по меловым цефалоподам Северо-Востока России и Магеллановых гор, позволяющие уточнить возраст вмещающих их отложений: позднетуронский (91.2 - 90.4 млн. лет) для верхней части пенжинской свиты низовий р. Таловка Корякского нагорья и позднеконьякский (90.4 - 86.4 млн. лет) для белемнит-содержащих отложений гайот Бутакова, Говорова и Геленджик. Присутствие позднеконьякских белемнитов в верхнемеловых отложениях Магеллановых гор противоречит представлению о значительном хиатусе в осадконакоплении на рубеже турона и сантона в этом регионе Пацифики. Полученные результаты Sr-изотопных исследований и опубликованные данные по меловому периоду на эту тему свидетельствуют о временной корреляции между Sr-изотопными минимумами и глобальными океаническими бескислородными событиями (OAE 1а, ОАЕ 1b, OAE 2) этого периода.
Результаты изучения изотопного состава Sr в раковинах моллюсков свидетельствуют о диахронной границе сертунайской и курасийской свит Восточного Сахалина (разрезы Лесная, Кринка и Макаровка) имеющей признаки резкой смены условий морской среды в миоцене, от умеренно теплых (15.5–20.9 °С) до умеренно холодных (1.2–11.0 °С). Для курасийской свиты характерно обилие кремнистого фитопланктона и некоторое повышение значений δ13C, свидетельствующее о повышении биопродуктивности морей в соответствующее время. Последовательное увеличение значений 87Sr/86Sr в интервале нижний-верхний миоцен Сахалина и Хоккайдо, как и в предшествующем нижнеолигоценовом интервале, связывается с активным поступлением радиогенного стронция в морские бассейны из-за c усиления орогенных движений и связанных с ними процессов выветривания пород континентальной суши и островов, а также ослаблением роли подводного базальтового вулканизма (в отличие от эоценового интервала).
По результатам U-Pb изотопного датирования впервые получены оригинальные данные о позднемеловом возрасте ряда гранитных массивов, локализованных в центральной части Сихотэ-Алинского орогенного пояса, считавшихся ранее раннемеловыми – синорогенными. Эти данные опровергают распространенное мнение об отсутствии позднемелового магматизма на восточной окраине палео-Азиатского континента на значительном удалении от окраинно-континентального Восточно-Сихотэ-Алинского вулканоплутонического пояса. Возраст изученных гранитоидов идеально совпадает с временем изменения угла конвергенции между палео-Тихоокеанской плитой и восточной окраиной палео-Азиатского континента в позднемеловое время. Эти изменения в направлении движения океанической плиты по отношению к континенту, очевидно, сопровождались разрывами погружаемой плиты (за счет разной скорости субдукции разных частей плиты) с последующим астеносферным апвеллингом вдоль разрывов и частичным плавлением нижней коры, что в конечном итоге обусловило посторогенный интрузивный магматизм.
Научную деятельность сотрудники лаборатории сочетают с преподавательской, читая курсы лекций и руководя курсовыми и дипломными работами студентов Дальневосточного федерального университета.
Активное участие сотрудников лаборатории в международных научных проектах, где они в разные годы являлись соруководителями и исполнителями ряда проектов (467, 506, 507, 516, 555, 572, 609, 630, 632) Международной программы геологической корреляции, направлено на получение данных по уточнению положения границ отдельных стратиграфических подразделений и фаунистических зон фанерозоя на основе изучения и описания таксонов ископаемых животных и растительных организмов. По данным изотопно-геохимических и биоклиматостратиграфических исследований проводятся работы с целью реконструкций условий среды обитания организмов для различных геохронологических интервалов. По совокупности геохимических, палеоэкологических и биостратиграфических данных реконструируются седиментационные обстановки формирования осадочных толщ различного генезиса в мезо-кайнозое, включая и интенсивно дислоцированные тектоно-седиментационные образования аккреционных комплексов Сихотэ-Алинского орогенного пояса.
В дальнейшем планируется продолжить исследования по уточнению положения границ отдельных стратиграфических подразделений и фаунистических зон фанерозоя на основе изучения и описания таксонов ископаемых животных и растительных организмов; реконструировать условия среды обитания организмов по данным изотопно-геохимических и биоклиматостратиграфических исследований для различных геохронологических интервалов; на основе совоокупности геохимических, палеоэкологических и биостратиграфических данных восстановить седиментационные обстановки формирования осадочных толщ различного генезиса в мезо-кайнозое, включая и интенсивно дислоцированные тектоно-седиментационные образования аккреционных комплексов Сихотэ-Алинского орогенного пояса.
Результаты исследований сотрудников лаборатории опубликованы в высокорейтинговых российских и международных изданиях, включенных как в российскую (РИНЦ), так и международные базы цитирования Scopus и Web of Science.