Лаборатория генетической минералогии и петрологии

 Руководитель лаборатории:  вед. н.с., д.г.-м.н. Высоцкий Сергей Викторович

Список научных сотрудников лаборатории

Лаборатория создана в 2017 г. в результате слияния трех лабораторий: лаборатории минералогии (заведующие 1971-1999 гг. - Сергей Акимович Щека, 1999-2017 гг. - Сергей Викторович Высоцкий); физико-химической петрологии (заведующие 1959-1964 гг. - Алексей Александрович Маракушев, 1964-1968 гг. - Степан Степанович Зимин, 1968-1996 гг. - Михаил Афанасьевич Мишкин, 1996-2017 гг. - Олег Викторович Авченко) и петрологии вулканических формаций (заведующие 1975-2002 и 2013-2017 гг. - Владимир Георгиевич Сахно, 2002-2007 гг. - Владимир Константинович Попов, 2007-2013 гг. - Владимир Федорович Полин). В 2012 г. в состав лаборатории минералогии была включена лаборатория экспериментальной минералогии (заведующие 1991-2006 гг. - Георгий Георгиевич Лихойдов, 2006-2012 гг. - Лаура Павловна Плюснина).

За прошедшие годы были накоплены обширные эмпирические данные по специфике дальневосточных рудных месторождений и магматических комплексов. Именно к этому времени относятся работы Е.А. Радкевич, Л.Н. Хетчикова, И.Н. Говорова, А.А. Маракушева, И.Я. Некрасова, С.А. Щеки, М.А. Мишкина, О.В. Авченко, В.В. Иванова, С.В. Высоцкого, В.Г. Сахно, Р.А. Октябрьского, В.Т. Казаченко, Т.Я. Гуляевой, В.П. Зверевой и многих других, посвященные минералогии оловорудных, полиметаллических, редкометалльных и борных месторождений, парагенетического анализа метаморфических и метасоматических пород в пределах всего Дальнего Востока.

Сотрудники лаборатории генетической минералогии и петрологии
Сотрудники лаборатории генетической минералогии и петрологии
;

Благодаря тематическим работам на этих объектах и оснащению института современной прецизионной аналитической аппаратурой сотрудниками лаборатории открыт целый ряд новых и редких разновидностей минералов.

В настоящее время в лаборатории проводятся исследования по следующим научным направлениям:

  • сравнительная минералогия и геохимия пород глубинных горизонтов земной коры;
  • реконструкция условий минералообразования и рудогенеза на основе соотношений стабильных изотопов;
  • петрогенезис магматических комплексов, формирующих кору восточной окраины Азии и продуктивных на крупно-объемные благороднометальные оруденения;
  • выяснение эволюции процессов метаморфизма и магматизма на отдельных участках взаимодействия континентальной и океанической литосфер в фанерозое и создание тектонических и термохронологических модей;
  • минералогические и физико-химические параметры условий кристаллизации ассоциации щелочных пород с гранитоидами в зонах позднемезозойской тектоно-магматической активизации Алданского щита;
  • ультрадисперсное состояние природного минерального вещества, наноструктурная архитектура кристаллов природных минералов, строения индивидуальных нанокристаллов и форм их нахождения в окружающей среде.

В рамках этих направлений ведутся работы по реконструкции условий и процессов минерало- и рудообразования.

  • С.В. Высоцкий и В.П. Нечаев проводят опробование сапфироносной россыпи на одном из водотоков Шкотовского базальтового плато, южное Приморье
  • Сапфиры Приморья
  • Опробование отвалов заброшенной золоторудной шахты
  • А.В. Руслан готовит атомно-силовой микроскоп для изучения наноструктурной архитектуры кристаллов природных минералов.

Исследования мезоархейских колчеданных руд привели к созданию новой концептуальной модели образования мезоархейских вулканогенно-осадочных месторождений Карелии. Здесь впервые, на основе методов изотопного анализа серы, доказано влияние атмосферы и микробиологических процессов на архейское сульфидное рудообразование; получены новые данные о существовании бактериальной активности в архейском океане и вовлечении серы в биогенный круговорот, а так же об отсутствии свободного кислорода в архейской атмосфере Земли; идентифицирована активная деятельность сульфатредуцирующих и диспропорционирующих элементарную серу бактерий в поверхностных средах архейских осадочных пород. Таким образом, обосновано предположение, что в архее, начиная с 3,5 млрд лет назад, процессы, обеспечивающие функционирование и развитие разных форм существования жизни были уже относительно широко распространены и развиты.

На основании исследований Чугуевского и Бреевского аллохтонов Калиновского офиолитового комплекса выдвинута новая гипотеза палеогеодинамической обстановки их формирования. Установлено, что габбро-гипербазитовые массивы представляют собой фрагменты офиолитов, формировавшихся в задуговом бассейне в присутствии фрагментов континентальной коры либо на активной континентальной окраине на протяжении порядка 20 млн лет, в поздней перми.

В результате обобщения многочисленных данных о геодинамике, магматизме, осадконакоплении и металлогении установлена аномально-высокая эндогенная активность юрско-раннемелового этапа эволюции Земли которая породила огромное количество месторождений полезных ископаемых, многие из которых  сконцентрированы в Северо-Восточной Азии. Характерными для этого периода являются уникальными «плюмовые» руды Fe, Ti, V, Cr, ЭПГ и других редких элементов. К ним же приурочены находки алмазов. Другими важными представителями металлогении этого времени являются порфировые (вкрапленные) и жильные месторождения Cu, Mo, Au и Ag в гранитоидах, образование которых связано с пологой «надплюмовой» субдукцией. Мощные выбросы флюидов из глубин Земли приводили к повышению кислотности вод на континентах и в океане, что негативно сказалось на формировании металлоносных углей, количество и разнообразие которых в юре и мелу были сравнительно низкими.

Впервые установлено широкое распространение в центральной части Сихотэ-Алинского орогенного пояса позднемеловых гранитоидных массивов, сформировавшихся в посторогенный этап его развития. Значительная удаленность изученных массивов вглубь континента от Восточно-Сихотэ-Алинского вулкано-плутонического пояса не позволяет связать их формирование ~86–83 млн лет и 74–73 млн лет с процессами надсубдукционного магматизма.

На основе новых изотопных, геохимических и геохронологических данных на юге Дальнего Востока России научно обоснован особый раннепалеогеновый ~68–56 млн лет магматический этап с преобладанием кислых пород А-типа. Этот этап магматизма не связан с процессами субдукции, но синхронен со сдвиговой тектоникой и прекращением развития аккреционной призмы, что свидетельствует о смещении тектонический режим от субдукции океанической плиты на конвергентной окраине к параллельному скольжению и образованию трансформной континентальной окраины. Характер и особенности распространения раннепалеогеновых магматических пород как во фронтальной, так и тыловой окраинно-континентальной части южного Сихотэ-Алиня могут служить фундаментальной основой для проведения палеогеодинамических реконструкций и последующего металлогенического анализа.

Аргументировано проявление олигоценового эксплозивного вулканизма на территории Япономорского региона как отражение процессов тафрогенеза и деструкции континентальной коры, связанных с подъёмом астеносферных диапиров - непосредственно предшествующих масштабным базальтовым излияниям. Что, в свою очередь, сопряжено с началом образования окраинных морей и формированием, на заключительных этапах, многочисленных континентальных рифто-грабеновых впадин, включая угленосные бассейны Приморья. Важное значение имеет установление прецизионным датированием абсолютного возраста заключительной фазы углеобразования в Приморье ~34-32 млн лет назад.

В последние десятилетия сотрудниками лабораторий минералогии в россыпях, а затем и в коренных породах Приморья обнаружены алмазы и сапфиры. Результаты исследования алмазов свидетельствуют об их неоднократной перекристаллизации, растворении и дроблении и приуроченности к щелочно-ультраосновным трубкам взрыва. Выдвинута новая модель образования тонкокристаллических алмазов-карбонадо за счет перекристаллизации монокристаллов. Для приморских сапфиров установлены минералого-геохимические индикаторы сапфироносности магматических пород и доказана их генетическая связь со щелочно-базальтовыми вулканитами.

Сотрудники лаборатории работают в контакте с институтом земной коры и геохимии им. А.П. Виноградова СО РАН (г. Иркутск), институтом вулканологии и сейсмологии ДВО РАН (г. Петропавловск-Камчатский), институтом геологии КарНЦ (г. Петрозаводск), производственными организациями Дальнего Востока. Без их участия не обходятся многие международные научные экспедиции, проводимые на территории Монголии, Китая, Японии и в акваториях окраинных морей Тихого океана. В рамках соглашений о совместной научной деятельности с коллегами из китайского университета горного дела и тектоники (г. Пекин) проводятся исследования углеродистых пород, совместно с японскими учеными Центра изучения обсидиана и каменного века Университета Мейджи (г. Токио), исследования геологии и археологии обсидиана на территориях Российского Дальнего Востока и северо-западной Азии.