Лаборатория палеоэкологии кайнозоя

Руководитель лаборатории:  с.н.с., к.г.-м.н., Романова Александра Владимировна

 Список научных сотрудников лаборатории

 

Лаборатория образована 3 ноября 2003 г. по инициативе директора ДВГИ ДВО РАН академика Александра Ивановича Ханчука.

Долгосрочные прогнозы стратегии социально-экономического развития Дальневосточного региона России неразрывно связаны с неизбежными изменениями окружающей среды, их прогнозом и поиском возможных сценариев в недалеком геологическом прошлом. Именно этому посвящены основные научно-исследовательские работы лаборатории. Одной из наиболее важных проблем в этом направлении является выяснение причинно-следственных отношений и взаимосвязи абиотических и биотических событий в эволюции биосферы. От ее решения зависят наши знания о происхождении и развитии органического мира планеты, наши возможности использования полученных данных для решения многих частных проблем стратиграфии (биосферная стратиграфия), палеогеографии (причины ледниковой цикличности, амплитуды трансгрессивно-регрессивных циклов), палеоэкологии (пространственно-временная эволюция экосистем и критерии их устойчивости и деградаций).

Сотрудники лаборатории палеоэкологии кайнозоя. Слева направо: н.с. И.Г. Гвоздева, с.н.с., к.г.н. Ю.А. Микишин, м.н.с. Л.О. Утюпин, н.с. Е.А. Элбакидзе, н.с. Т.И. Петренко, с.н.с., к.г-м.н., руководитель лаборатории А.В. Романова, г.н.с., д.г.н. В.С. Пушкарь, к.г-м.н. О.Ю. Лихачева.
Сотрудники лаборатории палеоэкологии кайнозоя. Слева направо: н.с. И.Г. Гвоздева, с.н.с., к.г.н. Ю.А. Микишин, м.н.с. Л.О. Утюпин, н.с. Е.А. Элбакидзе, н.с. Т.И. Петренко, с.н.с., к.г-м.н., руководитель лаборатории А.В. Романова, г.н.с., д.г.н. В.С. Пушкарь, к.г-м.н. О.Ю. Лихачева.

Роль климата, включая и антропогенную составляющую, первостепенна в этих процессах. Арктическая и Тихоокеанская окраины России рассматриваются как чрезвычайно чуткие регионы на изменения природной среды. Следы изменений климата, экосистем и ландшафтов, в целом, достаточно хорошо и полно сохранены в отложениях плейстоцена и голоцена. Немаловажное значение имеет и задача распознавания периодизации и интенсивности ледниковых эпох, во время которых формировалась Берингийская суша, изменявшая водообмен между Тихим и Северным Ледовитым океанами. Все эти абиотические события всецело контролировали распределение потоков осадочного материала между континентом и океаном.

Поэтому поиск и комплексный анализ следов палеоэкосистемных перестроек в позднем кайнозое и является основной научной задачей лаборатории. Методологическую основу проведения научных исследований представляют следующие положения.

Принято считать, что, наряду с орбитальными изменениями Земли и биогеохимическими циклами Мирового океана, на ее климатическую систему существенное влияние оказывали и региональные факторы. В Тихоокеанском регионе это Берингийская суша, которая служила природным холодильником, перекрывая связь Северного Ледовитого и Тихого океанов, изменяя при этом северную систему поверхностных течений последнего. Она изменяла и геометрию северных окраинных морей в эпохи оледенений и перекрывала доступ влаги в арктические и субарктические широты. Несомненно, что и периоды интенсификации Восточно-Азиатского муссона также влияли на климатические изменения окраины континента. На выяснение синергетической взаимосвязи и роли названных причин в изменениях природных экосистем и ландшафтов и направлены исследования лаборатории. Решение данной проблемы будет востребовано при экомониторинге окружающей среды региона и формировании политики активного хозяйственного освоения и рационального природопользования.

               К настоящему времени лаборатория имеет следующие научные результаты:

Разработана и обоснована зональная диатомовая шкала плиоцена и квартера для Северной Пацифики, не имеющая мировых аналогов по степени детальности. Шкала отражает не только эволюционные события в развитии тихоокеанских диатомей, но и палеоклиматическую ритмику (без реккурентности палеосообществ диатомей). Шкала использована при стратиграфическом расчленении четвертичных толщ Северной Пацифики, Чукотки, Аляски, Сахалина и Курильских островов.

Рис. 2. Зональная диатомовая шкала плиоцена и плейстоцена Северной Пацифики
Рис. 2. Зональная диатомовая шкала плиоцена и плейстоцена Северной Пацифики

На основании эволюционного развития диатомей и их стратиграфического распространения в неогеновых и четвертичных толщах юга Дальнего Востока разработана высокоразрешающая шкала, позволившая уточнить возраст региональных стратиграфических подразделений соответствующего возраста, и провести трансрегиональную корреляцию эволюционных событий между Северо-Восточной Азией и Америкой.

Определено влияние регрессии последней ледниковой эпохи (до - 140 м) на формирование Берингийского моста суши. Совместно с сотрудниками ТОИ ДВО РАН выявлены и проанализированы быстрые и короткопериодические климатические изменения в Северо-Западной Пацифике. Совместно с сотрудниками ФНЦ биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН разработана методика использования тонкой фенотипической изменчивости диатомей и фораминифер для палеоклиматических реконструкций высокой разрешаемости (фазы оледенений и межледниковий) для Восточной Азии, Охотского и Берингова морей. Аргументировано скольжение границ последней ледниковой эпохи в пределах всей Арктики, что объясняется действием региональных факторов климатогенеза на фоне глобальной климатической ритмики. Выяснена чувствительность абиотических и биотических индикаторов климата в высоких широтах, что положено в основу выделения палеоклиматических циклов в летописи морских террас Чукотки и Аляски. Установлены причины формирования высокой палеопродуктивности диатомей во время 11 и 9 Морских изотопных стадий, позволяющих пересмотреть орбитальную ледниковую цикличность Миланковича.

В рамках совместных исследований с Аляскинским и Массачусетским университетами проведен масштабный отбор образцов из четвертичных морских и речных террас, а также озер Чукотки и Арктической Аляски; из каргинских и сартанских толщ Восточной Арктики (С.А. Лаухин); плейстоценовых и голоценовых отложений о. Кунашир (Курилы); аллювиальных и морских террас, озерных отложений позднего плейстоцена и голоцена о. Сахалин и юга Приморья.

Рис. 4. Строение и отложений верхней части головнинской свиты о-ва Кунашир
Рис. 4. Строение и отложений верхней части головнинской свиты о-ва Кунашир
Рис. 3. Усовершенствованная диатомовая зональная шкала неогена юга Дальнего Востока
Рис. 3. Усовершенствованная диатомовая зональная шкала неогена юга Дальнего Востока

Проведен анализ значительной серии радиоуглеродных датировок разнофациальных отложений о. Сахалин и южной части Приморья, позволяющий существенно уточнить хронологию палеоэкологических перестроек в ландшафтах конца позднего плейстоцена и голоцена. На основе детально изученных спорово-пыльцевых комплексов восстановлена палеоклиматическая и ландшафтная эволюция на Сахалине и Приморье в конце позднего плейстоцена и голоцене, позволившая разработать биоклиматостратиграфическую шкалу для умеренных широт Восточной Азии с разрешением до века. Анализ изменений спорово-пыльцевых и диатомовых данных с высоким временным разрешением позволил реконструировать состояние окружающей среды в северо-западной части Японского моря и прилегающей суши за последние 21.0 тыс. лет. Результаты диатомового анализа с использованием метода главных компонент в сопоставлении с результатами литологического анализа, позволили выявить закономерности изменения палеосообществ диатомовых водорослей в отложениях прибрежных озер и открытых областях шельфа Южного Приморья, связанные колебаниями уровня Японского моря в голоцене, что, в свою очередь, дало возможность детализировать биоклиматостратиграфическую схему береговых зон Приморья (Элбакидзе, Романова). Разработана экостратиграфическая схема голоцена южной части Приморья на основе клисерий и эвстатосерий диатомей, отражающая довольно сложный трансгрессивно-регрессивный режим развития экосистем береговой зоны, в которых продуктивность диатомей играет значительную роль.

Рис. 5. Стратиграфия голоценовых отложений Северного Сахалина
Рис. 5. Стратиграфия голоценовых отложений Северного Сахалина
Рис. 6. Короткопериодичные ландшафтно-климатические изменения на юге о. Сахалин в атлантическом периоде голоцена
Рис. 6. Короткопериодичные ландшафтно-климатические изменения на юге о. Сахалин в атлантическом периоде голоцена
Рис. 7. Спорово-пыльцевая диаграмма отложений поздней фазы атлантического периода голоцена юго-западного Приморья
Рис. 7. Спорово-пыльцевая диаграмма отложений поздней фазы атлантического периода голоцена юго-западного Приморья

Сотрудники лаборатории имеют тесные научные связи с китайскими коллегами из Университета Тунцзи/Tongji, Шанхай (проф. П. Ванг, Ц. Цзяо, Р. Ванг, Г. Ву, В. Ванг), Центра четвертичных исследований Университета Вашингтон (проф. Патрисия Андерсон), Отдела геологии и геофизики Университета Массачусетс (проф. Джулия Брайем-Греттэ).