|
|
Шайгинское городище – уникальный памятник культуры чжурчжэней
второй половины XII – первой трети XIII вв. на территории Приморского края.
Обнаружено оно в 1891 г. горным инженером Д.Л. Ивановым. В 1962 г. - было
обследовано Э.В. Шавкуновым, а в 1963 г. под его руководством были начаты
раскопки этого памятника, которые продолжались до 1992 г.
Городище находится примерно в 70 км к северу от г. Находка и нескольких км к югу от с. Сергеевка Партизанского района и расположено на одном из южных отрогов Сихотэ-Алиня. Южная сторона этого отрога круто обрывается к долине р. Ратной (бывшей р. Шайги) – левого притока р. Партизанской (бывшей р. Сучан), а западная – к долине р. Партизанской. Юго-западная оконечность отрога прорезана глубоким распадком, по дну которого протекает ручей Батарейный, питаемый многочисленными ключами. С западной, северной и восточной сторон этот распадок окружен высокой грядой сопки, по гребню которой проходит сооруженный из земли и камня оборонительный вал, протяженностью по периметру примерно в 3600 м. Высота оборонительного вала в зависимости от крутизны склона сопки с внешней стороны городища, а следовательно, от ее доступности для осаждающего противника, колеблется от 0.5 до 5 м. Шайгинское городище имело трое ворот, через которые осуществлялся проезд на территорию городища и выезд из него. Главные ворота находились в средней части северной линии оборонительной стены. Внешний склон сопки, обращенный к долине р. Партизанской, довольно пологий и легко преодолимый как для пеших воинов, так и для конницы, в связи с чем, вал в этом месте достигает наибольшей высоты, а ворота с наружной стороны были защищены С-образным захабом. Кроме того, примерно в 30 м по обе стороны от ворот в валу были сооружены две башни, откуда можно было обстреливать из лука ближайшие подступы к воротам. В 20 м от этих башен и в 50 м от ворот в валу были сооружены П-образные выступы, т.е. барбеты, внутри которых когда-то находились камнеметные машины. Склоны сопки внутри городища, обращенные в сторону распадка, где полностью, а где частично, изрезаны наподобие ступеней гигантской лестницы террасовидными площадками искусственного происхождения, предназначавшимися для сооружения на них жилых и производственных объектов. Вся территория Шайгинского городища системой внутренних валов, улиц, естественных оврагов и распадков делилась на кварталы, население каждого из которых принадлежало к определенному социальному сословию в зависимости от его профессионально-производственной деятельности. Находка на городище серебряной пайцзы (верительной бирки) тысячника, текст которой выгравирован на чжурчжэньском языке, позволяет заключить, что здесь должно было быть не менее 1000 жилищ, то есть хозяйственных дворов (к настоящему времени раскопками вскрыты остатки 278 жилищ). Этот факт наряду с другими данными (наличие большого числа ремесленных мастерских, крупных складских зданий под черепичной крышей, разветвленной сети улиц, кварталов, редута, где размещалась ставка военного коменданта, нескольких огороженных земляными валами так называемых “внутренних”, или “запретных” городов и т.п.) свидетельствуют о том, что это был сравнительно крупный город с многотысячным населением. Все раскопанные жилища были наземными, каркасно-столбовой конструкции, с отопительной системой типа кан. Размеры жилищ, их интерьер целиком зависели от числа членов семьи и их социального статуса. Наиболее крупные жилища имели площадь 50 и более квадратных метров. Жители Шайгинского городища занимались различными видами ремесел и земледелием, выращивая, судя по многочисленным находкам карбонизированных зерен, пшеницу, ячмень, гречиху, сою, просо, чумизу, гаолян, вигну. Наряду с этим они занимались разведением крупного рогатого скота, коневодством и свиноводством, а также охотой, рыбной ловлей и таежными промыслами, в том числе собирательством дикоросов. Как показали материалы раскопок Шайгинского городища, чжурчжэньская знать исповедовала буддизм и даосизм, тогда как простолюдины – шаманизм древнетюркского типа. Несмотря на то, что культура чжурчжэней впитала в себя многие достижения соседних стран и народов, в целом она характеризуется большим своеобразием и самобытностью. В дальнейшем многие элементы культуры чжурчжэней вошли составной частью в культуру их потомков в лице удэгейцев, орочей, нанайцев, ульчей и маньчжур. Данные письменных источников и материалы раскопок позволяют утверждать, что Шайгинское городище после непродолжительной осады было взято штурмом и сожжено монголами в конце 1233 г., а оставшиеся в живых жители уведены в неволю. |
Спящие лебеди. ХалцедонКурильница "Лев". Поливная терракота
Нэцкэ "Куропатки". Бивень мамонта
Всадник. БронзаШАВКУНОВ Эрнст Владимирович, профессор, доктор исторических наук Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.