На юге Дальнего Востока
России средневековье (хронологический этап между IV-V и XV-XVI вв.) совпало
с периодами возникновения, расцвета и гибели государств Бохай
(698-926 гг.), Цзинь (115-1234 гг.), Восточное
Ся (1215-1233 гг.). Это важный этап в истории Дальнего Востока России.
Он ознаменовался принципиальными изменениями во всех сферах человеческой
деятельности. В экономике это качественное преобразование производящих
форм хозяйства (в первую очередь земледелия), ремесла, торговли, происхождение
городов. В системе социальных отношений - появление неравенства и сословий,
становление неподконтрольных народу органов власти, которые основаны на
узаконенном насилии. В области культуры - поляризация идеологии на элитарную
и массовую, генезис общегосударственных культов, обрядов и церемоний, распространение
мировых религий.
В истории средневековых
цивилизаций Дальнего Востока выделяются два больших периода. Эти периоды
обусловлены балансом политических сил в региональной истории, противостоянием
Китайской цивилизации и кочевников Великой Степи. Первыми биполярными элементами
этой системы были еще китайская династия Хань и степная держава хунну (гуннов),
которые появились еще до нашей эры. Прослеживается определенная синхронность
между процессами их расцвета и упадка. Когда в Китае начинались смуты и
экономический кризис, система “высасывания” кочевниками из богатого соседа
шелка, хлеба, вина, изделий ремесла переставала работать и имперская конфидерация
разваливалась на отдельные племена до тех пор, пока не восстанавливались
мир и порядок на юге. Империя Хань ненадолго пережила гибель Хуннской державы.
В периодраннего
средневековьяТюркский, а затем и Уйгурский каганаты возникли как
раз в то время, когда Китай был объединен под властью династий Суй, а затем
Тан. Кочевники зорко контролировали ближайших соседей и взимали с них дань.
Особенно сильно доставалось скотоводам Маньчжурии – монголоязычным киданям.
Только в отдалении от степных территорий складывались предпосылки для формирования
самостоятельной государственности. Взаимодействие с развитыми центрами
региона ускоряло процессы политической интеграции народов и культур Дальнего
Востока России, Маньчжурии, Японии, Корейского полуострова. Именно там
в этот период возникли или развились уже существовавшие очаги самобытной
ранней государственности.
Второй большой периодв истории цивилизаций Дальнего Востока характеризуется гибелью империи
Тан и образованием на территории Китая нескольких конкурирующих династий.
В отсутствие образа “внешнего врага” кочевникам не удавалось объединить
все степные племена в единую империю. Биполярная структура во Внутренней
Азии оказалась разрушенной. Это освободило народы Маньчжурии как от прессинга
кочевников, так и от постоянного давления китайцев. Окрыленные независимостью
народы Маньчжурии создавали свои собственные объединения, захватывали земледельческие
области на юге. Особенно преуспели в завоеваниях кидани и чжурчжэни,
которым удалось подчинить практически весь Северный Китай, и маньчжуры,
покорившие всю "Поднебесную".
Создаваемые ими империи
возникали в процессе завоевания номадами (кидани) или охотничье-земледельческими
народами (чжурчжэни, маньчжуры) более высокоразвитых соседей земледельцев.
Так происходило наложение “варварских” институтов воинственных северян
на сложившиеся цивилизованные порядки завоеванных оседлых жителей.
"Варварские" институты
власти в своей основе были протогосударственными (что-то вроде сложного
многосоставного вождества). Они не были приспособлены для управления сложной
экономикой земледельческого общества с многочисленными городами. Но органы
управления империи должны соответствовать внутренней экономической и социальной
инфраструктуре. Иначе неизбежен кризис системы управления, а затем и всей
империи в целом. Данную проблему завоеватели могли решить двумя способами:
"Упрощением" завоеванного общества,
чтобы оно соответствовало менее развитыми экономическим и политическим
институтам победителей. Иными словами, это уничтожение городов, земледельческого
населения, превращение полей в пастбища для скота;
Усложнением собственных органов
управления - оседание императорского двора в городах или создание комплекса
столичных городов (система "пяти столиц"), между которыми можно было бы
циркулировать с контрольно-ревизорскими целями, создание бюрократического
аппарата, введение письменности и делопроизводства по китайскому образцу.
C этой проблемой
столкнулись правители всех дальневосточных завоевательных империй. Не случайно,
например, при чжурчжэньском дворе неоднократно происходили столкновения
между сторонниками интеграции дуальной империи в единое государство и их
противниками. Кстати, похожим образом развивалась внутриполитическая борьба
и у монголов между различными партиями аристократии при Чингис-хане, когда
они обсуждали вопрос: "Следует ли уничтожить завоеванные народы и на из
землях пасти скот или же обложить их данью и повинностями". Пришлось решать
этот вопрос и киданям, и маньчжурам.
Так или иначе победители
поняли, что завоеванными оседлыми территориями нельзя было управлять, "сидя
на лошадях". Для управления земледельческими территориями необходима была
особая административная система. Поэтому кидани в 947 г. были вынуждены
издать декрет о формировании двух самостоятельных аппаратов управления.
Северная администрация воспроизводила традиционные "варварские" институты
кочевников. Южная администрация состояла из китайских чиновников и управляла
завоеванными оседло-земледельческими территориями. Для дополнительного
контроля над покоренными китайцами была создана система военных лагерей
ордо.
Государство Цзинь также
как и империя Ляо состояло из двух основных культурных пластов: завоевателей
чжурчжэней и эксплуатируемых крестьян и горожан китайцев. Но в отличие
от киданей первоначально двойная система управления чжурчжэней и китайцев
порознь уже в 1133 - 1134 гг. была преобразована в единый общегосударственный
бюрократический аппарат. В новой системе много было заимствовано от китайской
традиционной бюрократической системы, но в нее вошло и немало элементов
управления чжурчжэньским обществом. Для дополнительного поддержания порядка
на завоеванных землях аналогично киданьским ордо была создана система военных
поселений - мэнъань и моукэ.
"Варварство" постепенно
трансформировалось в "цивилизацию". Завоеватели одевались в одежды побежденных,
перенимали их этикет и письменность, либо создавали свое письмо (кидани,
чжурчжэни). Они строили крупные города, в которых воздвигали пышные дворцы
и храмы, селился императорский двор и чиновники. Города становились центрами
ремесленного производства, торговли, идеологии, своеобразной полиэтничной
культуры. Некоторые правители стремились перенести центры империй в Китай
(чжурчжэни, маньчжуры), но другие оставляли столицы в пределах Северной
Азии (кидани). В результате сложных процессов происходило смешение скотоводческо-земледельческих
культур Дальнего Востока с развитыми земледельческо-городскими отношениями
китайцев.