The Banners System on F.E.G.I.
Приморье История

ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
 
Мохэ
Государство Бохай (698-926 гг.)
Чжурчжэни и чжурчжэньские государства
Восточное Ся
 
    На юге Дальнего Востока России средневековье (хронологический этап между IV-V и XV-XVI вв.) совпало с периодами возникновения, расцвета и гибели государств Бохай (698-926 гг.), Цзинь (115-1234 гг.), Восточное Ся (1215-1233 гг.). Это важный этап в истории Дальнего Востока России. Он ознаменовался принципиальными изменениями во всех сферах человеческой деятельности. В экономике это качественное преобразование производящих форм хозяйства (в первую очередь земледелия), ремесла, торговли, происхождение городов. В системе социальных отношений - появление неравенства и сословий, становление неподконтрольных народу органов власти, которые основаны на узаконенном насилии. В области культуры - поляризация идеологии на элитарную и массовую, генезис общегосударственных культов, обрядов и церемоний, распространение мировых религий.
   В истории средневековых цивилизаций Дальнего Востока выделяются два больших периода. Эти периоды обусловлены балансом политических сил в региональной истории, противостоянием Китайской цивилизации и кочевников Великой Степи. Первыми биполярными элементами этой системы были еще китайская династия Хань и степная держава хунну (гуннов), которые появились еще до нашей эры. Прослеживается определенная синхронность между процессами их расцвета и упадка. Когда в Китае начинались смуты и экономический кризис, система “высасывания” кочевниками из богатого соседа шелка, хлеба, вина, изделий ремесла переставала работать и имперская конфидерация разваливалась на отдельные племена до тех пор, пока не восстанавливались мир и порядок на юге. Империя Хань ненадолго пережила гибель Хуннской державы.
   В период раннего средневековья Тюркский, а затем и Уйгурский каганаты возникли как раз в то время, когда Китай был объединен под властью династий Суй, а затем Тан. Кочевники зорко контролировали ближайших соседей и взимали с них дань. Особенно сильно доставалось скотоводам Маньчжурии – монголоязычным киданям. Только в отдалении от степных территорий складывались предпосылки для формирования самостоятельной государственности. Взаимодействие с развитыми центрами региона ускоряло процессы политической интеграции народов и культур Дальнего Востока России, Маньчжурии, Японии, Корейского полуострова. Именно там в этот период возникли или развились уже существовавшие очаги самобытной ранней государственности.
   Второй большой период в истории цивилизаций Дальнего Востока характеризуется гибелью империи Тан и образованием на территории Китая нескольких конкурирующих династий. В отсутствие образа “внешнего врага” кочевникам не удавалось объединить все степные племена в единую империю. Биполярная структура во Внутренней Азии оказалась разрушенной. Это освободило народы Маньчжурии как от прессинга кочевников, так и от постоянного давления китайцев. Окрыленные независимостью народы Маньчжурии создавали свои собственные объединения, захватывали земледельческие области на юге. Особенно преуспели в завоеваниях кидани и чжурчжэни, которым удалось подчинить практически весь Северный Китай, и маньчжуры, покорившие всю "Поднебесную".
   Создаваемые ими империи возникали в процессе завоевания номадами (кидани) или охотничье-земледельческими народами (чжурчжэни, маньчжуры) более высокоразвитых соседей земледельцев. Так происходило наложение “варварских” институтов воинственных северян на сложившиеся цивилизованные порядки завоеванных оседлых жителей.
   "Варварские" институты власти в своей основе были протогосударственными (что-то вроде сложного многосоставного вождества). Они не были приспособлены для управления сложной экономикой земледельческого общества с многочисленными городами. Но органы управления империи должны соответствовать внутренней экономической и социальной инфраструктуре. Иначе неизбежен кризис системы управления, а затем и всей империи в целом. Данную проблему завоеватели могли решить двумя способами:     C этой проблемой столкнулись правители всех дальневосточных завоевательных империй. Не случайно, например, при чжурчжэньском дворе неоднократно происходили столкновения между сторонниками интеграции дуальной империи в единое государство и их противниками. Кстати, похожим образом развивалась внутриполитическая борьба и у монголов между различными партиями аристократии при Чингис-хане, когда они обсуждали вопрос: "Следует ли уничтожить завоеванные народы и на из землях пасти скот или же обложить их данью и повинностями". Пришлось решать этот вопрос и киданям, и маньчжурам.
   Так или иначе победители поняли, что завоеванными оседлыми территориями нельзя было управлять, "сидя на лошадях". Для управления земледельческими территориями необходима была особая административная система. Поэтому кидани в 947 г. были вынуждены издать декрет о формировании двух самостоятельных аппаратов управления. Северная администрация воспроизводила традиционные "варварские" институты кочевников. Южная администрация состояла из китайских чиновников и управляла завоеванными оседло-земледельческими территориями. Для дополнительного контроля над покоренными китайцами была создана система военных лагерей ордо.
   Государство Цзинь также как и империя Ляо состояло из двух основных культурных пластов: завоевателей чжурчжэней и эксплуатируемых крестьян и горожан китайцев. Но в отличие от киданей первоначально двойная система управления чжурчжэней и китайцев порознь уже в 1133 - 1134 гг. была преобразована в единый общегосударственный бюрократический аппарат. В новой системе много было заимствовано от китайской традиционной бюрократической системы, но в нее вошло и немало элементов управления чжурчжэньским обществом. Для дополнительного поддержания порядка на завоеванных землях аналогично киданьским ордо была создана система военных поселений - мэнъань и моукэ.
   "Варварство" постепенно трансформировалось в "цивилизацию". Завоеватели одевались в одежды побежденных, перенимали их этикет и письменность, либо создавали свое письмо (кидани, чжурчжэни). Они строили крупные города, в которых воздвигали пышные дворцы и храмы, селился императорский двор и чиновники. Города становились центрами ремесленного производства, торговли, идеологии, своеобразной полиэтничной культуры. Некоторые правители стремились перенести центры империй в Китай (чжурчжэни, маньчжуры), но другие оставляли столицы в пределах Северной Азии (кидани). В результате сложных процессов происходило смешение скотоводческо-земледельческих культур Дальнего Востока с развитыми земледельческо-городскими отношениями китайцев.
 
     КРАДИН  Николай Николаевич , кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
Рабочий телефон: (7-4232)228067, домашний телефон: (7-4232)321704
e-mail:medarch@fastmail.vladivostok.ru

Яндекс.Метрика