|
|
Решение задач материально-технического обеспечения фронта находилось в
прямой зависимости от использования трудовых ресурсов. Принимались жесткие
меры по укреплению трудовой дисциплины и ответственности, увеличивался
рабочий день, вводились обязательные сверхурочные работы, отменялись очередные
и дополнительные отпуска. На железнодорожном, морском, речном транспорте
вводилось военное положение. Рабочие и служащие промышленности объявлялись
мобилизованными и закреплялись за предприятиями, а в случае необходимости,
переводились на другую работу. Это позволило перераспределить рабочую силу
в интересах военного производства и примерно на 1/3 увеличить загрузку
производственных мощностей.
На основе принятых указов, к 1 августа 1944 г. в Приморском крае на производство было мобилизовано 35 тыс. чел. В городах, по данным единовременного учета, насчитывалось всего 18 тыс. трудоспособных, не занятых общественно полезным трудом, включая 12 тыс. женщин с малолетними детьми и 3,5 учащихся старших классов. На производство направлялись военнослужащие Дальневосточного фронта. Например, на судах Дальневосточного пароходства в 1943 г. моряки военно-морского флота составляли 13,6% занятых. На работу во Владивостокский торговый порт прибыло 1905 чел. из Архангельского и Мурманского портов. К станкам вернулись ветераны. Женщины и подростки заменили ушедших на фронт. За годы войны трудовые резервы Приморья подготовили и передали 23,5 тыс. молодых рабочих, в том числе в авиационную промышленность 1605 чел., судоремонтную - 5073, угольную - 5800, военно-морской флот - 1840, железнодорожный транспорт - 3200, госморпароходство - 1020 чел. В процессе обучения учащиеся добыли 300 тыс. т. угля, отремонтировали 230 паровозов, 700 вагонов, 150 автомобилей, 12 км железнодорожных путей, построили 27 домов для рабочих, 30 различных складов, изготовили 50 тыс. слесарно-монтажного инструмента, оказали помощь колхозам и совхозам в ремонте сельскохозяйственного инвентаря, прополке и уборке урожая. Кадровая проблема усугублялась не только мобилизацией в армию самой трудоспособной части населения, прекращением переселенческого движения, на которое ориентировалось народное хозяйство региона в предшествующий период. Руководители предприятий в условиях административно-командной системы управления, не могли воспользоваться предоставленными полномочиями и стремились, при жесткой регламентации, переложить организацию производственного процесса на партийные органы, надеясь на привлечение в широких масштабах, как это наблюдалось в предшествующие периоды, специальных контингентов. Дефицит рабочей силы возрастал. Общая численность рабочих и служащих сократилась, однако общая численность населения Приморья изменилась незначительно. На 1 января 1940 г. насчитывалось 937,1 тыс. чел.; 1941 г. – 1020 тыс.; 1942 г. – 960 тыс.; 1943 г. – 920 тыс.; 1944 г. – 916 тыс.; 1945 г. – 896,5 тыс.; 1946 г. – 929,5 тыс. чел. Обращает на себя внимание уменьшение доли числа лиц в возрасте 18-29 лет с 33,3 % к общей численности населения по переписи 1939 г. до 17,8% в 1946 г. при преобладании в 1,7 раза лиц женского пола, увеличение доли лиц от 30 до 39 лет с 13,4% до 17% и от 40 до 49 лет – с 6,1% до 9,.3%. На динамические ряды оказывали влияние увеличение смертности и уменьшение рождаемости, изменения в брачности, половозрастной структуре, репродуктивные самосохранительные установки. Временная потеря ресурсов центральных областей страны изменила пропорции между отраслями, экономические связи и деятельность приморских предприятий. За годы войны в Приморском крае было построено свыше ста новых объектов промышленного назначения, организовано производство 600 видов изделия из местного сырья, включая новые виды военной продукции в цехах явно не приспособленных для этих целей. Для фронта было выпущено 1,1 млн. мин, 889 тыс. снарядов, 891 тыс. гранат, 220 тыс. запалов, 21,5 тыс. авиабомб. Кипарисовский стекольный завод производил специальные бутылки под зажигательную смесь для борьбы с танками, Владивостокский шлакоблочный завод - вулканические плиты, Уссурийский масложиркомбинат - углекислоту, пищевые концентраты. Завод «Красный бондарь» изготовлял лыжи, а завод «Кунгас» - хорошо известные волокуши для доставки боеприпасов и транспортировки раненых. Авиационный завод в п. Семеновка (г. Арсеньев) произвел 2529 самолетов. Дальзавод для Тихоокеанского флота в 1939-1943 гг. построил 7 эсминцев, 13 подводных лодок разного типа, капитально отремонтировал 136 и провел докование 432 кораблей, а также другие виды работ, повышающих тактико-технические характеристики боевых единиц. По общему объему промышленного производства Приморский край не занимал ведущих позиций, однако то, что было выпущено, добыто, произведено в годы Отечественной войны путем перенапряжения всех физических и духовных сил, трудно переоценить. Табл.1 Производство основных видов промышленной продукции в Приморском крае 1940-1945 гг. |
9 мая 2000 г.
ТКАЧЕВА Галина Анатольевна – к. и. н., ст. н. с. сектора истории Дальнего Востока 20-50 гг. Института истории ДВО РАН.
Тел. (7-3242) 26-14-54
E-mail: ihae@online.vladivostok.ru
См. также на нашем сервере :
"Тихоокеанский
военно-морской флот в войне с Германией"
Copyright ©1998-2002 Лаборатория компьютерных технологий ДВГИ ДВО РАН