|
|
Чжурчжэни унаследовали от бохайцев
многое из созданной ими материальной и духовной культуры. Захватив
территорию киданьской империи Ляо, а затем и две пятых части китайской
империи Сун, чжурчжэни стали обладателями огромного технико-экономического,
научного и культурного потенциала этих государств. Это позволило им за
сравнительно короткий срок встать в один ряд с наиболее развитыми странами
Восточной Азии того времени. Уже спустя четыре года после образования Золотой
империи чжурчжэни создали собственную морфемно-слоговую письменность, более
отвечавшую нормам их языка, чем китайские иероглифы. Это благоприятно сказалось
на развитии не только собственной поэзии и литературы, но и различных
отраслей науки, в частности астрономии, математики, медицины и т.п. Они
разработали также оригинальную денежную систему.
Письменные источники свидетельствуют о распространении в империи Цзинь традиционных на Востоке Азии религий классового общества: буддизма и даосизма. Со времён цзиньской империи в Северном и Северо-Восточном Китае сохранились буддийские храмы и пагоды. В основе официальной идеологии цзиньской империи лежало конфуцианство. Раскопки же чжурчжэньских памятников в Приморье наряду с находками атрибутов буддистского и даоского культов демонстрируют большое количество предметов, относящихся к первобытной религии чжурчжэней - шаманизму. Проявления шаманского культа можно видеть в многочисленных находках связанных с шаманизмом предметов - медных скульптурок верховного солнечного божества в виде скачущих на лошадях всадников , бронзовых антропоморфных фигурок духов-посредников между солнечным божеством и людьми, громовников, родового дерева с сидящими на нем птицами, в которых заключены души людей, скульптурок духов-предков и др. Кроме того, во время раскопок были обнаружены многочисленные свидетельства поклонения огню, в том числе обряда кормления духа огня жертвенной пищей, обряда изгнания злых духов из мест хранения пищевых запасов с помощью положенных туда зеркал, колец, а также различных острых металлических предметов. Археологические раскопки свидетельствуют о высоком развитии декоративно-изобразительного искусства у чжурчжэней. Прекрасной иллюстрацией этому могут служить бронзовые зеркала, на тыльной стороне которых имеются исполненные с большим реализмом барельефные изображения цветов, рыб, животных, а также рисунки на бытовые и мифологические темы. Нельзя не восхищаться мастерством, тонкой наблюдательностью и знанием окружающей природы чжурчжэньских резчиков по камню, из-под резца которых выходили настоящие шедевры декоративно-изобразительного искусства. Наиболее выдающиеся из них - нэцкэ - небольшие брелки из камня или металла в виде скульптурок животных, птиц, рыб и цветов. |
ИВЛИЕВ Александр Львович, кандидат исторических наук, старший
научный сотрудник, зав. сектором средневековых государств Института
истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.